Дети часто склонны к соревновательности; многих хлебом не корми, дай опередить соперника и непременно занять первое место. Но всегда быть первым невозможно. Рано или поздно на смену победе может прийти неудача... и ребенок, конечно же, расстраивается, а порой и вовсе разочаровывается в своих силах. Что делать в подобном случае, как помочь ребенку поверить в себя и не навредить его самооценке? И вообще, обязательно ли стремиться к победе и только к победе?
Здоровая соревновательность еще никому не навредила. Человек хочет быть не последним, а первым в своем деле; ради этого он старается, учится, тренируется, чтобы становиться всё лучше и лучше, - перед нами нормальный путь к успеху.
И тут важно не упустить момент, когда здоровое стремление к успеху превращается в амбициозность, в требование от себя самого победы любой ценой. В случае же неудачи амбициозный человек, - будь то взрослый или ребенок, - очень часто будет искать причину только в себе самом. Не смог, не успел, не победил, - значит, слабак, неудачник... Так ли это? В обществе существует навязчивый культ успеха, культ победителя, который, как известно, получает всё, - а проигравший плачет. Дети в силу возрастных особенностей психики воспринимают всю жизнь как своеобразный конкурс, как соревнование, - кто круче. Они от природы максималисты, им нужен успех сразу и сейчас, а не потом, спустя годы тренировок. Разочарования здесь неизбежны. Но если кто-то хочет быть первым всегда и во всем, чем бы он ни занимался, разочарований будет в разы больше - всё одинаково хорошо делать нельзя.
В школе стремление к соревновательности неизбежно поддерживается оценочной системой. Ну как тут не сравнить себя с другими, когда успех выражен так зримо и понятно? Даже в первом классе, когда оценок нет, похвала или порицание от учителя, его отношение к работе детей дают школьникам понять, кто из них на каком месте в своеобразном "рейтинге" класса.
Продолжение в следующем материале. Оставайтесь с нами!