Двое мужчин сидят в нью-йоркском парке, не обращая внимания на прохожих, ноябрь 1961 года. Это была встреча, которая спустя 25 лет будет иметь катастрофические последствия для советской разведки.
Агент ФБР Джон Моррис спокойно сказал полковнику. Он прочитал название дешифратора.
В Америке полковник Поляков возглавляет секретариат, представляющий Советский Союз в штаб-квартире ООН. Фактически, он курировал всю незаконную разведывательную деятельность в Америке.
Джон Моррис (слева) и Дмитрий Поляков. Автор. Генеральный директор (генеральный директор Панченко)
Дело в том, что его никто не нанимал, но он сам пришел к американцам и сказал, что готов работать на них. Они быстро выяснили, что за птица попала им в руки. ФБР прозвало Пола "Утопленником".
4 декабря 1961 года Полихов передал американцам имена нелегальных советских агентов из своего убежища ФБР в Нью-Йорке. Вскоре ФБР арестовало Соколова. Наши спецслужбы возлагали большие надежды на работу Соколова в Америке.
Предатель сыграл трагическую роль в судьбе капитана Марсии Дюбруа, агента по прозвищу Мэйси.
С 1937 года Мария Добрева занималась нелегальной разведывательной деятельностью в Испании, после чего была переправлена в США. В Америке у него была парикмахерская, которую часто посещали жены высокопоставленных военных, политических и разведывательных чиновников.
Когда ФБР пришло за ней, Дуброва спрыгнула с 16-го этажа.
Однако советская разведка узнала о смерти Доброва только через несколько лет. "Вы должны создать впечатление, что Дубров жил и работал на Америку. Именно поэтому Мария Доброва на долгие годы была заклеймена как предательница.
Доброва была не последней жертвой в длинном списке предательств, совершенных поляками.
Поляков родился в 1921 году в Украинской ССР. В возрасте 18 лет он стал курсантом Киевского артиллерийского училища. Во время Великой Отечественной войны командовал ротой, а затем артиллерийской батареей. В 1943 году он был переведен в разведку. Он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны. После победы была основана Академия Proenza. Академия Проэнза, курсы начальников штабов и общей разведки.
Что должно произойти, чтобы военный офицер, шпион, в одночасье превратился в предателя?
Поляки, убежденные сталинисты, презирали Хрущева и считали, что он разрушает лучшее из того, что было создано под руководством народного вождя. Решение работать во внешней разведке было принято по идеологическим причинам.
На одной из встреч Полиакофф попросил сотрудника Госдепартамента связать его с ФБР, что тот и сделал. В одночасье Поликов поставил на грань краха почти всю сеть советских агентств в США.
В первый год он передал своему ГРУ трех своих нелегалов, всех криптографов советской миссии и четырех агентов армии США, завербованных американцами.
Некоторые коллеги по ГРУ сомневались в Полякове, но он был вне подозрений руководства. В июне 1961 года он вернулся в столицу в качестве старшего офицера 3-го управления своего ГРУ. Теперь он лично руководил советской разведкой в Нью-Йорке и Вашингтоне. После отъезда из США ФБР передало его ЦРУ и дало ему прозвище "Бурбон".
С тех пор Поляков возил подарки начальству в каждую командировку. ЦРУ называло их "сувенирами от производителей".
В 1965 году Поляков был направлен в Бирму в качестве военного атташе при советском посольстве в Рангуне. Неофициальный глава станции Грю.
Через агента ФБР Джона Мюррея Полиакофф предоставляет американцам ценную информацию о сетях ГРУ в Юго-Восточной Азии, новые методы обнаружения и раскрытия тайного наблюдения всех видов, а также имена всех агентов и хакеров ГРУ. K. В то время в Рангуне действовали боевики.
Приток материалов от Полякова был настолько велик, что ЦРУ создало специальный отдел для работы с ними.
ЦРУ осознавало чрезвычайную важность своего агента Бурбона и регулярно передавало ему секретную информацию. Например, ЦРУ направило двух своих американских дипломатов только для того, чтобы Полиакофф проинформировал Центр о своей вербовке. Чем дальше развивалась карьера Полякова в ГРУ, тем более полезным он становился в Соединенных Штатах.
Кстати, награда, которую получил предатель за свой репортаж, может показаться скромной. За всю свою работу на американцев он получил менее 100 000 долларов. Я думаю, что на уровне этих агентов вы согласитесь, что эта сумма смехотворна.
Однако опытные польские шпионы знали, где у шпионов чаще всего возникают неприятности. Ненужные выдачи оказались бы во власти советской контрразведки. Но даже скудное вознаграждение за работу на ЦРУ (половина зарплаты Грю) он предпочитал получать в виде подарков: электроинструментов, дробовиков и т.д.
В декабре 1969 года Поляков вернулся в Москву из Бирмы и обучал нелегалов, направлявшихся в Китай. Он передал своего импровизированного агента американцам.
В начале 1970-х годов он предоставил своему начальству ценную информацию о том, что Китай и Советский Союз действительно пытаются разорвать военные и экономические отношения. Эта информация позволила США сыграть большую дипломатическую игру и установить отношения с Китаем в 1972 году.
Первые подозрения, что Поляков работает на американцев, возникли в 1974 году, когда он был назначен руководителем резидентуры ГРУ в Индии. Однако конфиденциальный отчет Бречина не был удостоен должного внимания со стороны ГКБ.
По возвращении из Индии Полихову было присвоено звание генерал-майора и он был назначен начальником Военно-дипломатической академии. Здесь предатель совершил одно из своих самых чудовищных преступлений.
Он скопировал личные дела всех выпускников и передал их американцам. Полиакофф представил своему ЦРУ картину будущего всей военной разведки. Издательство также предоставило ценную информацию о новом оружии Советского Союза, особенно о противотанковых ракетах.
Офицер контрразведки, пытающийся поймать шпиона, снова попадает в тупик.
В 1979 году ЦРУ получило от Полякова специальное устройство, способное передавать большие объемы информации за считанные секунды. Его радиус действия составлял всего 100 метров. Поляков сел в свою машину, проехал мимо американского посольства и нажал кнопку транспондера. Зашифрованный сигнал с информацией был немедленно отправлен в приемную посольства США.
Контрразведке удалось перехватить и расшифровать сигнал. Позже Поляков был арестован.
В 1980-х годах тучи начали рассеиваться, когда Поляков рассказал американскому агенту о статье в американской газете. Этот человек служил в миссии ООН в СССР в начале 1960-х годов, а затем поступил на службу в ФБР. Он был офицером ГРУ.
На самом деле это были не поляки, а черновский офицер. Но кое-что пришло в голову Полякову. ЦРУ начало планировать побег, но предатель отказался. В то же время контрразведка начала систематически исключать из списка еще 50 человек, все больше приближаясь к главному имени.
В июне 1980 года генерал-майор Поляков, в то время военный атташе в Индии, был срочно вызван в Москву для переговоров.
В столице его встретили холодно. Многие коллеги перестали с ним общаться. После встречи Поляков прошел медицинское обследование. Врачи пришли к выводу, что работа в жарких странах нежелательна для его здоровья. Контрразведке было легче расследовать контакты с американцами в Москве, чем за рубежом. За Поличевым велось постоянное наблюдение.
Оперативное дело "Дипломат" было возбуждено 1-м отделом 3-го Главного управления тыла. B) генерал-майор Дмитрий Поляков по подозрению в государственной измене в форме шпионажа. В квартире подозреваемого и на его даче был проведен тайный обыск.
Дорогие украшения привлекли внимание активистов. Некоторые из них стоили больше, чем годовая зарплата военного офицера. У него были найдены два дробовика и полный комплект высококлассного японского оборудования.
Секретный номерной знак, найденный в его доме, может быть явным доказательством вины Пола. Но эксперты говорят, что таблетки не помогли. Позже было доказано, что эти экспертные заключения были ошибочными, но в то время они спасли Поллаку жизнь.
Результаты расследования привлекли внимание его вице-президента, губернатора Георгия Кинева. Прямых улик против Поличева не было. Синев был убежден, что "советский генерал не может быть шпионом".