Доброго дня, уважаемые подписчики и гости канала! До 5 декабря, на которое Запад запланировал введение верхнего предела на стоимость нефти, экспортируемой из РФ, осталось меньше трех недель. И, по мере приближения дня Х, политики, чиновники, экономические эксперты из недружественных стран мира все чаще задаются вопросом – «А как, собственно, мы будем жить под этим пресловутым потолком?». Давайте и мы попробуем предположить, какой станет новая углеводородная реальность.
Покупать нельзя эмбарго
Уже в первом приближении выясняется, что будет она весьма странной. Поскольку, под эмбарго, предусмотренное шестым пакетом санкций ЕС, попадает только российская нефть, перевозимая морем. На черное золото, поступающее континентальным союзникам по трубопроводным транспортным системам…запрет не распространяется. До конца 2023 г., по крайней мере. Странновато, не правда ли?
Уж демарш – так демарш! А так, что же получается? Когда она по трубе течет, то и нормальная, а как в танкер загрузится – сразу в авторитарную превращается? Обретая способность сверхдоход неприятелю приносить? Ну да ладно. Ведь это далеко не самое примечательное обстоятельство в истории с эмбарго.
При более внимательном изучении вопроса, становится совершенно непонятно, кто рестрикцию еврокомиссаров исполнять-то будет. Дырявым оказывается на поверку эмбарго, буквально как дуршлаг. Судите сами. Чехии, к примеру, дано право получать российские углеводороды по трубопроводу «Дружба» до конца следующего года. А Венгрии и Словакии такая же привилегия предоставлена пока бессрочно.
Болгария будет импортировать нефть из России даже по морю, вплоть до конца уже 2024 г. Хорватия, в свою очередь, не потеряет возможность импортировать отечественное моторное топливо (на которое тоже вводится эмбарго, но уже с 5 февраля), еще в течение 10 месяцев. Картина маслом, как говорится. Ведь из всех стран ЕС, подключенных к северной и южной веткам «Дружбы», эмбарго в следующем году будут соблюдать лишь Германия и Польша. Торжественно-демонстративно объявившее об этом еще летом.
Да и то не факт. Поскольку Варшава, как обычно, проявляет верность принципам и декларациям только до поры до времени. Вот и сейчас, паны как-то позабыли о пафосных порывах и втихую решили гешефта не терять! Поэтому, пока польские власти изо всех сил проявляют солидарность с Брюсселем, компания Orlen (крупнейший местный переработчик нефти, на минуточку) подает в офис «Транснефти» заявку на поставки 3 млн тонн черного золота в 2023 г. Без шума и пыли. Ведь деньги любят тишину?
Так что «страдать» за всех соседей по еврокоммуналке опять придется Германии. Поскольку, два ее крупных НПЗ в Лойне и Шведте, совместно потребляющих 460 тысяч баррелей нефти в сутки, «заточены» под нашу Urals. Но это – напрямую. А опосредованно, бумеранг от углеводородных рестрикций вернется абсолютно во все страны континентально союза и не минует, конечно, Британских островов. Ведь, как гласит народная мудрость, беда не приходит одна. Вот и эмбарго нашло себе напарника в лице пресловутого ценового потолка.
А будет ли "мальчик"?
Здесь все еще интереснее, чем в кейсе с эмбарго. Похоже, западные адепты санкционного движения поняли, наконец, что конкретно перегнули в данном случае палку. Поэтому, уже подпрыгнув, чтоб вот-вот приземлиться после газовых еще и на нефтяные «грабли», чудесным образом зависли в воздухе. А что делать? Ведь черенком промеж глаз получать ой как не хочется. Но и заднюю врубить нельзя, чтоб имидж изрядно не попортить. Остается только барражировать вопреки законам гравитации. И судорожно более-менее сносный выход из ситуации искать. А виной всему – удивительная уверенность трансатлантических союзников в собственном всемогуществе. И полное нежелание видеть и признавать, что мир меняется.
Поднимая тему о введении предельных цен на российскую нефть, Вашингтон и К° были уверены, что желающих прыгнуть выше «потолка» в мире практически не найдется. Однако, суровая реальность очень скоро привела их в чувство. Поскольку, эта санкционная инициатива встретила неприятие у ключевых экономических игроков. Китай продемонстрировал полное нежелание присоединяться к почину. Индия заняла позицию – «скорее нет, чем да». К полному разочарованию генераторов рестрикций.
Учитывая масштабность оппозиции, даже бесконечно надменной Джанет Йеллен пришлось «закусить удила». И вскоре, из американского Минфина поступило разъяснение. О том, что наложение вторичных санкций за «выход из-под потолка» против покупателей нашего черного золота из третьих стран не предусматривается. Они смогут, если захотят, приобретать его по цене выше предельной, но…Дьявол, как обычно, кроется в деталях.
Потолочный механизм разработан так, что действует напрямую не на контрагентов, а на компании, осуществляющие сопровождение сделок. А от них исполнения рестрикции Вашингтон и Брюссель добиться смогут наверняка. Ведь большая часть танкерного флота ходит под флагами Мальты, Греции и Кипра. На долю британских компаний, в свою очередь, приходится почти 90% операций по страхованию морских перевозок. Так что все должно работать. Однако, и здесь возникает «но».
Инициатива наших «доброжелателей» полностью девальвировалась после заявления Москвы о том, что, компаниям из государств, рестрикцию поддержавших, нефть made in Russia продаваться не будет. А на нет и суда нет. Как не будет никакого профита Западу от потолочной идеи. Скорее наоборот. Во-первых, британцы, греки, мальтийцы и киприоты лишатся весомой части прибылей вследствие невозможности обслуживать сделки с российской нефтью. Во-вторых, с введением санкции завершится вечеринка не только дешевого газа, но и нефти. А также всех производных ее переработки.
Тем не менее, трансатлантические союзники скорее доведут дело до конца, чем отступятся. Ведь для них сейчас крайне важно попытаться сохранить лицо. Особенно, после голосования на Генассамблее ООН по «репарационной резолюции». Итоги которого в Вашингтоне склонны расценивать как поражение. Причем, согласно инсайду от агентства Bloomberg, уже в ближайшую среду на встрече послов ЕС американцы представят союзникам свое предложение относительно верхней границы цены на российскую нефть. Что неудивительно. Ведь 5 декабря уже не за горами, а стоимостной порог еще не определен. В общем, дело близится к развязке. А нам с Вами остается лишь предположить, как будут развиваться события после наступления дня Х.
Много шума и…ничего?
Можно с уверенностью прогнозировать, что, в случае реализации западной идеи-фикс, цена на черное золото возрастет. Правда, пока непонятно до каких пределов. Все зависит от того, насколько снизится объем предложения на рынке. Эксперты склонны считать, что падение глобального экспорта ограничится коридором от 0,5 до 1 млн баррелей в сутки. При таких раскладах бочка нефти будет стоить от $100 до $120.
ОПЕК+ компенсировать выпавшие объемы не будет. Для этого есть как минимум две причины. Во-первых, аравийцы постараются как можно больше заработать на экспорте углеводородов на фоне приближения глобальной рецессии, чреватой снижением спроса. Во-вторых, ни Эр-Рияд, ни Дубай не приемлют самой идеи картельного сговора покупателей. Ведь и эмиры, и шейхи прекрасно осведомлены о прецедентном характере мышления «садовников». Испробовав единожды вкус плода с «древа греха», они непременно захотят насладиться им снова. И никто не может гарантировать, что в следующий раз под пресс не попадут Саудовская Аравия или ОАЭ.
США повышение цен переживут, пусть и не безболезненно. Моторное топливо там подорожает, но в меру. Если сильно прижмет, опять в госрезерв залезут либо объемы экспорта ограничат. Наш Urals заменят венесуэльским черным золотом. И о цене вкусной с Мадуро договориться смогут, коль желание появится. Разморозят, к примеру, суверенные авуары и сразу тема для торгов хорошая возникнет.
Основной удар бумеранга примет на себя, как и в случае с газом, ЕС. А как иначе? С собственными ресурсами у европейцев негусто. Поэтому инструментами для регулирования внутренних цен, аналогичными тем, что есть у Белого Дома, Брюссель не располагает. Следовательно, придется «саду» с новыми ценами на бензин, солярку, продукты нефтехимии и все, что производится либо доставляется в ретейл с использованием моторного топлива, смириться. Ну, да им не привыкать.
Нашим нефтяникам, в случае прекращения поставок в ЕС, будет необходимо компенсировать выпавший объем, эквивалентный 526 тыс. баррелей в сутки, экспортом на альтернативные рынки. Наиболее вероятным видится вариант с наращиванием поставок в Китай, Индию, Турцию. Тем более что соглашения об оплате нефтяных сделок национальной валютой с Пекином и Анкарой уже заключены. Аналогичный договор с Нью-Дели близок к подписанию.
В общем, справимся. Катастрофы не случится. Сложнее всего будет решить логистическую проблему, поскольку 250 единиц собственного танкерного флота для обеспечения нефтяного морского экспорта РФ явно недостаточно. С учетом того, что часть судов имеет почтенный возраст. Нужно строить новые, на собственных верфях. Благо, компетенции судостроительные еще не утрачены. Но, это задача на перспективу.
А сейчас, как ни крути, мы зависим от Запада. От его технологий и товаров. Даже торговать с недружественными странами вынуждены, о пополнении казны радея. Чтобы круг этот порочный разорвать, необходимо на порядок ускорить импортозамещение. Гораздо активней осваивать новые перспективные рынки. Может быть, теряя где-то в деньгах на первых порах. Ибо, уважительно и на равных разговаривать с Россией «садовники» будут только тогда, когда она продемонстрирует способность полностью без англосаксов обходиться.
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.