«Красота принадлежит сфере простоты и обыденности, а уродство есть нечто необыкновенное. В вопросах похотливости, несомненно, всякое развитое воображение предпочтет необыкновенное посредственному», — писал маркиз де Сад (1740–1814), мало знавший о курьезах. Трудно найти более странное исследование «необычайной» красоты в западном искусстве, чем картина фламандского художника Квентина Матсиса (1466–1530), известная как «Уродливая герцогиня».
В течение многих лет он отвлекал посетителей лондонской Национальной галереи от множества традиционно красивых работ, висящих на ее стенах.
Производит впечатление антипортрета: кто будет заказывать что-то подобное? Его гротескность на первый взгляд отталкивает и притягивает одновременно – и вот тогда в нем можно разглядеть восхитительные детали и скрытую историю.
Поразительный контраст
Первый вопрос, который возникает, — кого (или что) мы видим перед собой. У этой явно беззубой старухи поразительные звериные черты: большие оттопыренные уши, глаза-бусинки, мужская линия подбородка, линия волос и брови, обезьяноподобная высокая верхняя губа и укороченные ноздри с волосатыми пустулами и выраженными морщинами.
Всему этому противопоставляется богатый наряд аристократки и дотошность художника в его передаче: золотые кольца и прекрасно вылепленный треугольный корнет с фатой, заколотой золотой брошью с жемчугом и бриллиантами, написаны кропотливой техникой сграффито.
Таким же образом выполняется сложная вышивка на манжете. Изысканная ткань фаты мягко струится по широким сгорбленным плечам, груди и шее модели, прикрытым элементами халата в стиле, который чаще носят молодые женщины.
И в этом сатирическая изюминка как этой картины, так и сопровождающего ее портрета Старика (хотя, надо сказать, художник относился к нему гораздо более сочувственно). Мацис высмеивает тщеславие материальной культуры и ее представителей, отказывающихся принять менопаузу и продолжающих вести себя, говоря грубым современным выражением, «как бараны, переодетые в ягнят».
Это сильно подчеркивает элемент в виде бутонирующей розы, которую дама держит в двух пальцах перед морщинистым вырезом. Мораль? Примите себя такой, какая вы есть, с прыщами и всем остальным.
Человек с синдромом Педжета?
Но, может быть, это еще не все. Это сообщение было широко принято, но странный характер этой картины также породил интерпретации с другой точки зрения. Уже давно утверждается, что у женщины на портрете наблюдаются явные симптомы синдрома Педжета, хронического заболевания скелета, которое приводит к аномальному росту и деформации частей скелета.
К этому следует добавить недавнее отдельное открытие относительно оригинальности картины. Ранее считалось, что Матсис черпал вдохновение из « Голова гротескной старухи », наброска, сделанного Леонардо да Винчи или одним из его учеников. (Таких карикатур итальянский мастер нарисовал немало и есть мнение, что он мог бы обмениваться ими с Матсисом).
Однако технический анализ с помощью инфракрасной рефлектографии выявил многочисленные рисунки в нижележащих слоях, в том числе несколько изменений лица и положения рук, что доказывает фламандское авторство.
Так представляет ли Уродливая Герцогиня подлинного человека? Если да, то страдала ли она синдромом Педжета? Одна из теорий состоит в том, что портрет является воплощением исторического слуха, возможно, связанного с Маргарет, графиней Тироля (1318–1369), по прозвищу Тирольская волчица, Уродливая герцогиня и даже Маульташ (Торбуста, что означает блудница или блудница).
Таков был результат злобной кампании церкви, осуждающей ее за развод и повторное замужество. Совсем по-другому ее описывали современные летописцы, для которых она была красивой женщиной. Поскольку ее реальных изображений не сохранилось, прозвище Маульташ породило мнение, что она была физически деформирована. В результате бедная женщина была названа самой уродливой женщиной всех времен. Возможно, именно это женоненавистничество выражается в уродстве, которое исходит от ее портрета.