Найти тему
Интересно об истории

Портрет самой уродливой женщины всех времен?

Оглавление

«Красота принадлежит сфере простоты и обыденности, а уродство есть нечто необыкновенное. В вопросах похотливости, несомненно, всякое развитое воображение предпочтет необыкновенное посредственному», — писал маркиз де Сад (1740–1814), мало знавший о курьезах. Трудно найти более странное исследование «необычайной» красоты в западном искусстве, чем картина фламандского художника Квентина Матсиса (1466–1530), известная как «Уродливая герцогиня».

В течение многих лет он отвлекал посетителей лондонской Национальной галереи от множества традиционно красивых работ, висящих на ее стенах.

Производит впечатление антипортрета: кто будет заказывать что-то подобное? Его гротескность на первый взгляд отталкивает и притягивает одновременно – и вот тогда в нем можно разглядеть восхитительные детали и скрытую историю.

Поразительный контраст

Первый вопрос, который возникает, — кого (или что) мы видим перед собой. У этой явно беззубой старухи поразительные звериные черты: большие оттопыренные уши, глаза-бусинки, мужская линия подбородка, линия волос и брови, обезьяноподобная высокая верхняя губа и укороченные ноздри с волосатыми пустулами и выраженными морщинами.

Квентина Матсиса на рубеже 16-17 веков
Квентина Матсиса на рубеже 16-17 веков

Всему этому противопоставляется богатый наряд аристократки и дотошность художника в его передаче: золотые кольца и прекрасно вылепленный треугольный корнет с фатой, заколотой золотой брошью с жемчугом и бриллиантами, написаны кропотливой техникой сграффито.

Таким же образом выполняется сложная вышивка на манжете. Изысканная ткань фаты мягко струится по широким сгорбленным плечам, груди и шее модели, прикрытым элементами халата в стиле, который чаще носят молодые женщины.

И в этом сатирическая изюминка как этой картины, так и сопровождающего ее портрета Старика (хотя, надо сказать, художник относился к нему гораздо более сочувственно). Мацис высмеивает тщеславие материальной культуры и ее представителей, отказывающихся принять менопаузу и продолжающих вести себя, говоря грубым современным выражением, «как бараны, переодетые в ягнят».

Это сильно подчеркивает элемент в виде бутонирующей розы, которую дама держит в двух пальцах перед морщинистым вырезом. Мораль? Примите себя такой, какая вы есть, с прыщами и всем остальным.

Человек с синдромом Педжета?

Но, может быть, это еще не все. Это сообщение было широко принято, но странный характер этой картины также породил интерпретации с другой точки зрения. Уже давно утверждается, что у женщины на портрете наблюдаются явные симптомы синдрома Педжета, хронического заболевания скелета, которое приводит к аномальному росту и деформации частей скелета.

К этому следует добавить недавнее отдельное открытие относительно оригинальности картины. Ранее считалось, что Матсис черпал вдохновение из « Голова гротескной старухи », наброска, сделанного Леонардо да Винчи или одним из его учеников. (Таких карикатур итальянский мастер нарисовал немало и есть мнение, что он мог бы обмениваться ими с Матсисом).

Однако технический анализ с помощью инфракрасной рефлектографии выявил многочисленные рисунки в нижележащих слоях, в том числе несколько изменений лица и положения рук, что доказывает фламандское авторство.

Так представляет ли Уродливая Герцогиня подлинного человека? Если да, то страдала ли она синдромом Педжета? Одна из теорий состоит в том, что портрет является воплощением исторического слуха, возможно, связанного с Маргарет, графиней Тироля (1318–1369), по прозвищу Тирольская волчица, Уродливая герцогиня и даже Маульташ (Торбуста, что означает блудница или блудница).

Картина Квентина Матсиса, известная как «Уродливая герцогиня» или «Старуха», примерно 1513 года
Картина Квентина Матсиса, известная как «Уродливая герцогиня» или «Старуха», примерно 1513 года

Таков был результат злобной кампании церкви, осуждающей ее за развод и повторное замужество. Совсем по-другому ее описывали современные летописцы, для которых она была красивой женщиной. Поскольку ее реальных изображений не сохранилось, прозвище Маульташ породило мнение, что она была физически деформирована. В результате бедная женщина была названа самой уродливой женщиной всех времен. Возможно, именно это женоненавистничество выражается в уродстве, которое исходит от ее портрета.