Было вопросом времени, когда я начну писать про собачек. Многие хотят завести собаку, потому что они милые, с ними весело и они всегда ждут тебя дома. Но мало кто думает о каких-либо вопросах, помимо выгула, а их, поверьте, очень много.
Я думала написать про собак из приюта, потому что Майю я взяла именно там, но потом я решила, что мой случай не описывает и четверти того, с чем можно встретиться, если взять собаку с улицы. Я считаю, что мне очень повезло с Майей, мы с ней сошлись, как два паззлика. Сейчас, когда ей 9 лет, я с трудом вспоминаю, когда мне было тяжело с ней. Если вы хотите собаку, то с каждого утюга вам будут кричать СОБАКА ЭТО СЛОЖНО ЭТО БОЛЬШАЯ РАБОТА. Я не хочу так говорить. Это действительно непросто, но я никогда не воспринимала это как "большую работу".
Я взяла Майю в 12 лет, тогда мне не нужна была цирковая собака, я не хотела обучать ее или водить на выставки, мне нужен был друг. Чтобы просто лежал клубком рядом, чтобы гулял со мной, вылизывал мне лицо, когда грустно, и просто был, в независимости от погодных условий или семейных обстоятельств. Более того, я отвергала идею строгой дрессировки, потому что считала, что это убивает индивидуальность собаки. Вряд ли это правда, но я не хотела ручного оловянного солдатика у себя дома. Эта моя позиция помогла мне ненамеренно избежать кучи проблем, которые могли бы возникнуть. Но начну я с начала. С нашего знакомства.
Надо сказать, что, живя вчетвером в маленькой двушке с котом, только мне нужна была собака. Убедить других, что им она тоже нужна или что я умру, если у меня ее не будет, было не так легко. Я писала, что Майю мы взяли из приюта, но это не было здание с собачками внутри, это была одна из акций, которые до сих пор устраивают в Минске, где в какой-нибудь парк приводят котиков и собачек и отдают их из рук в руки. Я уговорила родителей поехать туда "просто посмотреть", как в зоопарк, но была уверена, что с собакой я не уеду. Я не верю в любовь с первого взгляда, но по-другому это и не назовешь. Я помню этот комок чего-то маленького и бесхвостого, жующего детские крекеры. В моей памяти это сейчас, как сюжет мультика, но мне правда казалось, что другие собаки как будто старались понравится, как будто продавали самих себя. Я принесла в тот день с собой вкусняху, купленную в зоомагазине, я хотела отдать ее самой клевой собаке, потому надежды забрать ее у меня не было. И вот я подхожу к Майе и протягиваю ей знак моей верности, любви и немного отчаяния, а она нюхает его, отворачивается и продолжает жевать печеньки. И тогда я поняла, что либо у меня будет эта собака, либо мне вообще больше никакая не нужна. Спустя моления, обещания и немного слез, я услышала заветную фразу "выбирай какую". Но я уже выбрала. И отсюда началась реальная жизнь.
Я не знаю, что было с Майей до того, как ее нашли, но это было явно что-то нехорошее. Нам ее отдавали вместе с таблетками, у нее был очень истощен иммунитет и на ней была просто тьма блох. Это будет звучать очень неприятно, но других слов для этого нет: она была вся покрыта тучей гнид (яйца блох). Настолько много, что я думала это такая окраска. Блохи просто пожирали ее, три дня подряд я возила ее по врачам, чтобы выяснить диагноз и поставить лечение. Она не могла спать, она скулила то ли от страха, то ли от боли, и я спускалась к ней со второго этажа двухъярусной кровати и иногда засыпала с ней на полу. Сейчас я не помню, сколько это продолжалось или насколько тяжело мне было. Я помогала другу, и это не было для меня "большой работой".
Когда ей стало лучше, я стала замечать, что, оказывается, щенок требует всего твоего внимания. Метаболизм у них просто потрясающе быстрый, гуляйте с ними хоть по 10 раз в день - это не спасет вас от вечных луж и тряпок. Щенята как младенцы: они вечно голодные, вечно гадят, всегда все берут в пасть и спят по своему собственному режиму. Майя не особенная в этом плане, у нас все это было, я возвращалась со школы, скрещивая все пальцы, которые могла, и молясь, чтобы сегодня я отделалась только лужами. Но часто я находила перевернутую мусорку и измельченный из нее мусор, тонким слоем распределенный по всей поверхности пола, погрызенные наушники или мамин сервиз с ложечками, фотоальбом или какой-нибудь тапок. Учитывая, что собака нужна была только мне, весь уход за ней был тоже на мне, но я не жалуюсь, я наоборот относилась к ней немного ревностно. Но Майя всегда понимала что правильно, а что нет. Более того, она оставалась дома одна, и при этом не съела за все время ничего такого, за что можно было бы очень сильно разозлиться. Этот период правда сложный, но проходит быстро.
Если вам кажется, что, пройдя его, все трудности позади, то нет. Ваш младенец становится подростком. Как я говорила, я избежала много ошибок просто интуитивно. Например, я не нагружала Майю тренировками и обучением команд - мне это было не нужно. Она умела сидеть, лежать и давать лапу. Последнему я ее научила, сидя на улице возле магазина, пока мама ходила за продуктами. Как и с людьми, детей в первые годы не надо обучать таблице умножения или правописанию деепричастий, с ними нужно просто проводить время и показывать им мир. Майя стала моим лучшим другом, мы проводили все время вместе, я научила ее многому, даже не стараясь это делать. Я разговаривала с ней и она начала понимать, что после некоторых слов всегда что-то происходит. Например, после "идем" я тяну ее вперед, а после "мыться" она оказывается в ванной. Кстати, недавно я поняла, что она знает, когда я заканчиваю урок по английскому, потому что она вскочила, когда я прощалась, зная, что сейчас пойдет кушац. И я точно не учила ее словам "okay then, we will stop here". Я не требовала ничего от нее, я не использовала с ней вкусняшки - только время и кучу повторений. Это не то, как надо делать, это длинный путь, построенный на моем интуитивном поведении.
Собакам важно давать физическую нагрузку, многие водят их на специальные тренировки, но я в свои 12 лет просто бросала ей палку с карьера вниз и ждала, пока она закарабкается с ней обратно. Я привязывала ее к санкам, помогала ей сдвинуть своих друзей, а дальше ей хватало сил их везти. Я затаскивала ее с собой в речку в деревне, я играла с ней в прятки дома, прятала ее игрушки, чтобы она их искала, бегала с ней в догонялки, водила ее в лес, знакомила с друзьями, защищала от дворовых собак, и это все привело не только к взаимному доверию, но и к тому, что у меня сейчас сильная, здоровая и сообразительная собака.
Но это не отменяло ее проблем: ее жуткого страха фейерверков и петард (пару раз она сносила меня с ног или просто отказывалась выходить из подъезда в новогодний период), Майя любитель поискать себе еду под окнами или подраться с кем-нибудь за нее. Кстати, благодаря тому, что с рождения она встречала только хороших людей, которые ей помогали, сейчас она любит абсолютно всех людей, но до собак ей как до лампочки. У нее можно забирать еду, можно тискать и поднимать, она даже вылизывала руки врачу, который брал у нее кровь из вены. Но вот собак она недолюбливает, чутка социофобная. Но я все-таки должна сказать, что, беря собаку из приюта, вы рискуете встретиться с большими проблемами, потому что там часто оказываются собачки с плохим детством и покалеченной психикой. Но, беря от заводчиков, вы тоже не застрахованы от этих проблем, важно просто понимать, что не бывает тупых или неисправных собак, кого бы вы себе ни взяли, с должным усилием у вас будет здоровая и воспитанная собака.
Я всегда воспринимала проблемы Майи, как данность, типа ну вот такая вот у меня собака, что поделаешь. Но только спустя много лет я узнала, что любую проблему можно решить (неожиданно). Жизнь так повернулась, что несколько месяцев я работала на кинолога, а сейчас постоянно общаюсь с человеком из этой сферы. Я все еще придерживаюсь своей позиции, что моя собака - мой друг, не проект по воспитанию, не игрушка по обучению, но сейчас Майя делает кувырочки, поклоны и всю вот эту ерунду. Как так вышло? Мне все еще не нужна цирковая собачка, но им в свою очередь всегда нужна активность, как физическая, так и умственная. Собаки любят внимание, им нравятся, когда с ними проводят время, более того, как и у человека, физические и интеллектуальные нагрузки могут продлить им жизнь. Я также узнала, что можно сделать с Майиным бешеным страхом салютов, и мы достигли просто нереально большого прогресса буквально за один год. И, чем больше я узнаю про нее, чем больше мы занимаемся, тем сильнее я люблю ее. Поэтому очень важно все-таки помнить, что, зная особенности собак, можно найти ключ и к своей. Это как со знаниями психологии вы можете манипулировать людьми.
Собакам не нужен большой загородный дом или дорогие игрушки, им не нужны многочасовые прогулки или ранние подъемы. Ваша собака подстроится под вас, она будет хорошо себя чувствовать и в однушке на пятом этаже, если вы даете ей возможность быть собой - бегать, играть, нюхать траву, валяться в снеге - им большего не надо. Собака в коммуналке будет гораздо счастливее, чем собака на цепи в деревне. Собака научит вас улыбаться, даже если вы умираете от усталости, она будет рядом, даже если другие уйдут, собака научит вас важным в жизни вещам, и ваша собака станет вашим отражением. С собаками может быть сложно, а может быть очень легко. Некоторые собаки будут учиться за день, а некоторые за неделю, некоторые будут спокойные и ленивые, а некоторые будут оставаться щенками и в 9 лет. Но какая бы она ни была, вы точно ее полюбите. Собака научит вас любви без условий, просто потому что это ваша собака. И секрет в том, что не бывает идеальной собаки, не существует правил, по которым ее нужно воспитывать. Моя собака идеальная, потому что она моя собака. И мне этого достаточно:)