Найти тему

Чудо на краю гибели… О триптихе художника П. Рыженко «Покаяние»

Художник Павел Рыженко (1970-2014) оставил необыкновенное наследие. С помощью холста и кисти он рассказывал о прошлом и настоящем своей Родины. Рассказывал с любовью и с некоторой печалью о тех трудных испытаниях, которые страна была вынуждена пройти.

Частая тема его произведений: революция и гражданская война, которые унесли (по разным оценкам) до 10 миллионов человеческих жизней, еще около 2 миллионов человек в результате тех событий покинуло страну.

По своим убеждениям Рыженко являлся христианином, считающим, что смелый проект большевиков был обречен на провал, потому что рай на земле построить невозможно.

И ему хотелось написать полотно из трех частей, рассказывающее о судьбе русского солдата, ставшего красным командиром, смело сражающимся в Гражданскую, но потом вернувшегося к вере и ушедшего в монастырь.

Триптих называется «Покаяние». И посвящен он чуду преображения человеческой души и ее долгого пути к Истине.

Сам художник так говорил о своем произведении:

«Триптих «Покаяние» о судьбе большевика, который из простого солдата революции становится комдивом, а из комдива — через горе утрат и переосмысление своей жизни — иноком-старцем».

На первом полотне «Удар колокола» мы видим лицо немолодого красноармейца. Он взобрался на колокольню, чтобы поставить здесь пулемет. Мысли его заняты предстоящим боем, и вдруг как бы случайно он задевает рукой конец веревки, привязанной к языку колокола. И звук глухого удара вдруг пробуждает в его сердце какие-то давние воспоминания о детстве и детской вере в Бога. Мгновенно рождается осознание того, что «красные», которым он искренне поверил, не идут по пути Божьему. Они ищут не царствия Небесного, поэтому готовы уничтожить прошлое ради будущего.

Чудо символизирует на картине образ голубя, который взлетает рядом с комдивом.

Но это мгновение проходит, и герой снова погружается в сумерки будничного боя.

П. Рыженко. Удар колокола. Источник сайт художника
П. Рыженко. Удар колокола. Источник сайт художника

Гражданская заканчивается победой большевиков. Герой возвращается домой, в родное село, которое покинул уже много лет назад. Скорее всего, он ушел солдатом еще на Первую мировую войну.

Но радость победы сменяется душевной скорбью. Комдив узнает, что его жена умерла. Он приезжает на могилу вместе осиротевшими детьми и плетет для нее простой венок из полевых цветов. Поэтому и картина называется «Веночек».

Это все, что он теперь может подарить любимому человеку. Ведь он теперь большевик, а значит атеист. Но душа все равно надеется на встречу «Там».

И старый солдат плачет слезами утраты и скорби.

П. Рыженко. Веночек. Источник сайт художника
П. Рыженко. Веночек. Источник сайт художника

Проходит много лет. Лес, тишина и муравейник, затерявшийся в этой глуши.

Здесь сидит монах-странник, наблюдая за красотой Божьего мира.

В нем трудно узнать бывшего комдива. Но этот он, передумавший не одну думу, принесший покаяние за все свои грехи и обретший покой и душевное умиротворение.

Монах благодарит Бога за свою жизнь и молится за судьбу своей страны. И называется картина «Муравейник», символизируя новую жизнь, организованную на началах служения Богу и людям.

П. Рыженко. Муравейник. Источник сайт художника
П. Рыженко. Муравейник. Источник сайт художника

И пусть это чудо кажется незаметным. Но художник верит, что тихая молитва старца убережет многих от гибели…

Спасибо, что дочитали.
В продолжение темы о другом цикле художника Павла Рыженко...