Евгений Лазаренко Обозреватель TV Mag
Творческое объединение Gazgolder представляет трибьют-альбом «Поколение Брат», посвященный 25-летию выхода легендарной дилогии Алексея Балабанова. Альбом собран из 10 песен, знакомых всем по культовой серии конца 90-х и начала 2000-х. Обозреватель TV Mag и музыкант Евгений Лазаренко послушал.
В пору, когда творчество кинорежиссера Алексея Балабанова оказалось на новом витке популярности, стоило ожидать и переосмысления музыки из его главной дилогии. Фильмы «Брат» и «Брат-2» взрастили героя нашего времени в лице киллера Данилы Багрова, чьи понятия о справедливости, облеченные в простые афоризмы, выполняют у нас задачу национальной идеи. Слова про «кирдык Америке» и «за Севастополь ответите» уже не вызывают улыбку, а стали вектором развития целой страны. Правильно чуя момент, рэпер Баста постарался выжать максимум из ситуации, выпустив сборник песен из «братских» фильмов в исполнении подопечных своего лейбла Gazgolder.
Как вы помните, саундтреком к обоим «Братьям» служит русский рок рубежа веков с характерным символизмом, то сумрачным, то отчаянным – под стать тому времени. Тексты Ильи Кормильцева для песен Nautilus Pompilius поднимают происходящее в первом фильме на уровень библейской притчи, а музыкальная разносортица в «Брате-2» подчеркивает блокбастеровый характер сиквела – и всей дилогии в итоге. Песни из фильмов составили основу формата «Нашего радио» и взрастили не одно поколение слушателей, уверенных, что «сила – в правде».
«Музыка в "Брате" – это такой бессмертный саундтрек жизни русского человека, выросшего в любом городе России. Музыка, безумно правильно и своевременно подобранная режиссером к определенным сценам», – справедливо считает артист FEDUK, исполнивший на новом сборнике песню Вячеслава Бутусова «Гибралтар».
Можно понять, чем привлек соавтора хита «Розовое вино» текст старого абсурдиста Анатолия Джорджа Гуницкого: там есть про белые кружева и шиншилловые меха – этот гардероб, в принципе, могла бы примерить «девочка-пятница» из окружения Федука – но не всякая его слушательница. Равно как не очень близки будут девочке-подростку строки про вечернее платье в наутилусовских «Крыльях», если новый исполнитель этой песни Zoloto больше привык рифмовать «футболка – телка». Опять же, куда ей надеть это платье – в падик или на вписку?
Если молодым поп-артистам сложно сделать своей богатую до отрешенности образность текстов Ильи Кормильцева, то с более приземленными строками группы «Танцы минус» дела обстоят получше: GONE.Fludd словно сам написал «Город», а LOVV66 – «Иду». И своевольно хозяйничают с чужим материалом самые, пожалуй, маститые участники саундтрека. Баста дописывает текст к «Вечно молодому» (так прежде Noize МС соавторствовал с Летовым) и тем придает больший смысловой вес нехитрой песне «Смысловых галлюцинаций». А внезапно затесавшиеся здесь инди-звезды Shortparis не просто выворачивают наизнанку главный суперхит «Би-2», но полемизируют с Габриэлем Гарсиа Маркесом, чей полковник в новой версии песни сам никому не пишет – самостоятельно выбирает одиночество.
Как и любой такого рода трибьют-альбом, «Поколение Брат» получился неоднородным. Не всякий слушатель газгольдеровских артистов захочет воспринять допотопный материал в новой обертке, а старая гвардия наверняка будет плеваться от посягательств на сакральные мотивы своей молодости. Однако в общем контексте затея Gazgolder сообщает дополнительное внимание к творчеству Алексея Балабанова – и тогда, глядишь, кто-то захочет исследовать его фильмографию дальше «братской» дилогии. И получит более полное понимание, почему этот режиссер сейчас – наше все.
Фото: Кинокомпания "СТВ", brat25.ru