17 ноября пришла трагическая новость: не стало президента Федерации фигурного катания на коньках России Александра Георгиевича Горшкова.
У нас так принято, что, когда кто-то уходит из жизни, все сразу начинают вспоминать о том, каким он был выдающимся человеком и как нам его не хватает. В случае с Александром Горшковым сказать, что это тяжёлая потеря для российского фигурного катания да и для всего мирового фигурного катания, это не просто протокольная фигура речи.
Александр Горшков был выдающимся фигуристом. Вместе с Людмилой Пахомовой он шесть раз становился чемпионом мира и шесть раз чемпионом Европы в танцах на льду, а в 1976 году на Зимних Олимпийских играх в Инсбруке дуэт Пахомова/Горшков стали первыми в истории фигурного катания олимпийскими чемпионами в танцах на льду.
В 2010 году Александр Горшков был избран президентом Федерации фигурного катания на коньках России. Это было очень тяжёлое время для отечественного фигурного катания.
Долгие годы наши спортивные чиновники от фигурного катания во главе с руководящим отечественным фигурным катанием с 1989 года Валентином Писеевым почивали на лаврах. Но после очередного триумфа на Олимпийских играх 2006 года вдруг выяснилось, что за спинами уходящих из спорта лидеров никого просто нет. Совсем никого.
В итоге в 2010 году в Ванкувере случился грандиозный провал, когда отечественное фигурное катание впервые с 1960 года осталось без единого олимпийского "золота".
С 1964 года хотя бы одном виде, а как правило, в двух, наши выигрывали золотые олимпийские медали. А при руководстве Писеева до 2010 года на четырёх из пяти Олимпиада наши брали по три "золота" и лишь в 2002 году два.
И вот в Ванкувере, где вся сборная России по всем видам спорта взяла лишь три "золота", в фигурном катании обошлись без побед.
После этого провала во главе ФФККР стал Горшков, а впереди была домашняя Олимпиада. Каждая медаль была на счету, провалиться было никак нельзя. Но каких-то особых перспектив не прослеживалось.
У мужчин после ухода Плющенко не было ни одного приличного фигуриста; ничего хорошего не просматривалось ни в парах, ни в танцах. В женском катании все молились на юных Аделину Сотникову и Елизавету Туктамышеву, которые как раз должны были появиться во взрослом катании за сезон до Сочинской Олимпиады, но как они будут выступать, было неизвестно.
И ФФККР под руководством Горшкова удалось сделать, казалось бы, невозможное. Для этого пришлось принимать сложные решения.
Одним из таких сложных решений стала заявка на командный турнир уже фактически закончившего карьеру Евгения Плющенко. Сколько ж потом не без подложенного языка некоторыми заслуженными тренерами России было критики этого решения! Однако оно было единственно верным, ведь если бы заявили Ковтуна, то с вероятностью 99,99% наша сборная лишилась бы "золота" командного турнира ещё за день до Церемонии открытия Олимпиады. Кто, не верит, можете посмотреть, как выступал Ковтун в командных турнирах, и вопросы отпадут сами собой. Было ясно, что ломанный-переломанный Плющенко вряд ли сможет успешно выступить в индивидуальном турнире, но "золото" в команде было куда важнее, чем потенциальное 17-е место Ковтуна в индивидуальном турнире.
От Плющенко требовалось много не проиграть канадцу Патрику Чану, которого судьи тянули не только за уши, но и за все другие выступающие части тела, но Плющенко (будем объективны) сделал даже больше: он выиграл у Чана в короткой программе, чем фактически обеспечил победу в общем зачёте командного турнира. Как мы помним, отчаявшиеся канадцы своих лидеров, в том числе Чана, с произвольной сняли.
Другим смелым решением со стороны ФФККР под руководством Горшкова стала заявка в командный турнир ещё за пару месяцев до этого никому не известной Юлии Липницкой, фамилия тренера которой тогда была знакома только узкому кругу специалистов. Этери Тутберидзе – её восхождение на мировой Олимп ведь произошло в эпоху Горшкова. Но мы же знаем, какой серпентарий царит в мире фигурного катания, сколько там лоббистских групп, но Горшков выдержал давление всех, принимая решения исключительно в интересах российского фигурного катания.
Ещё одним важным решением стало создание спортивной пары Татьяна Волосожар/ Максим Траньков, ставших двукратными олимпийскими чемпионами. А ведь до этого Татьяна выступала за Украину, и ФФККР сработала на отлично, чтобы вовремя оформить все документы и решить все формальности.
В итоге: три "золота" (сколько же, сколько у всей сборной в Внкувере), в том числе знаковая победа в первом в истории командном олимпийском турнире и историческая победа Аделины Сотниковой в единственной дисциплине, в которой до этого отечественные фигуристы никогда не выигрывали. И тут надо заметить, что всё было заряжено на то, чтобы двукратной олимпийской чемпионкой сделать Ким Ён А. И надо полагать, немалая заслуга Горшкова и Лакерника в том, что судьи женский турнир отсудили всё-таки по правилам, а не "по понятиям".
Вообще именно Горшков и Лакерник смогли добиться для наших фигуристов достаточно благоприятного судейства, по крайней мере, без откровенного засуживания.
Последние годы правления Горшкова пришлись на сложный период, ведь в фигурном катании появилось невиданное доселе явление – фанаты. Противоборство фанатских группировок, особенно в женском одиночном катании, по накалу не уступало взаимной ненависти фанатов футбольных, в тренерских штабах появились практически вражбедные кланы, чёрный пиар переходил грань дозволенного. Но Горшкову в целом удалось удержать ситуацию, хотя его много критиковали, в большинстве своём не обоснованно. Ни в деле Валиевой, ни в плане недопуска российских фигуристов к стартам ничего ФФККР сделать не могла. Сделали и так много: Валиевой позволили стартовать в индивидуальном турнире, а для российских фигуристов оперативно организовали достаточно представительные внутренние турниры с большими призовыми. И это тоже заслуга Горшкова.
Не дрогнул Горшков и когда группа лиц пыталась отцепить от Олимпиады Анну Щербакову (и вряд ли это были те, кто хотел видеть Лизу на Олимпиаде – целью была именно Аня). Мы знаем, что у них в итоге ничего не вышло.
Единственное, наверное, где не удалось отстоять принцип справедливости – это странное решение об отсутствии замен в командном турнире, но нетрудно догадаться, что давление на Федерацию извне было нешуточным.
Что же касается судейства, которое мы все часто критикуем, а в каком виде спорта оно нормальное? Посмотрите на футбол: там в каждом туре судейские скандалы, хотя и ВАР есть и на ТВ судейские ошибки разбирают регулярно. Как бы там ни было, фигурное катание субъективный вид спорта и тут всегда будут проблемы с судейством.
И всё же мы должны констатировать, что Горшкову удалось не только исправить удручающую ситуацию, в которой он принял бразды правления от Писеева, но и создать определённый задел на будущее. Более того, именно благодаря грамотному управлению Горшкова (а ведь это должность, где постоянно приходится идти на компромиссы, справляться не только с внутренним давлением, но и зачастую с внешним, от сил, к фигурному катанию отношения не имеющих) доселе удавалось гасить все скандалы, которые регулярно возникали в отечественном фигурном катании.
Полагаю, что без Александра Георгиевича российское фигурное катание будут ждать тяжёлые времена.
Из жизни ушёл не только выдающийся в прошлом спортсмен, но и прекрасный руководитель, внёсший огромный вклад в развитие всего российского спорта.
Вечная ему память…
© Ратибор Волхов, 18.11.2022