В Доме Правительства Российской Федерации прошло очередное заседание Российско-Кубинской межправительственной комиссии. Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся двустороннего сотрудничества в различных сферах. В комментарии для «Слово и Дело» советник директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников рассказал, какое место занимает Куба в российской международной политике, и по каким вопросам наши страны особенно заинтересованы в укреплении сотрудничества.
Для многих жителей нашей страны, особенно для тех, кто еще застал Советский Союз, Куба — это слово из той эпохи, всплывающее скорее в контексте Карибского кризиса, чем в связи с современными событиями. Может показаться, что отношения между Москвой и Гаваной — это лишь дань памяти, и сохраняются они исключительно по инерции. Но как заявил корреспонденту «Слово и Дело» Николай Калашников, это далеко не так.
«Наши страны уже достаточно давно называют друг друга стратегическими партнерами. Несомненно, Куба является дружественным нам государством Латинской Америки, и отношения с ней, на мой личный взгляд, необходимо поддерживать и развивать. Куба оказалась единственной социалистической страной, которая после развала Советского Союза, несмотря на все сложности постсоветского периода, сохранила дружеские отношения с Россией. И это надо ценить», — пояснил Николай Калашников.
Эксперт также отметил, что на сегодняшний день Куба — это наиболее надежный партнер России в Латинской Америке. Более того, это государство, которое не одно десятилетие играет важную роль в международных отношениях, и пользуется авторитетом среди развивающихся стран.
На прошедшей в Доме правительства встрече, предваряющей визит президента Кубы Мигеля Диас-Канеля в Россию, стороны обсудили развитие сотрудничества в самых разных областях: в торговле и энергетике, в промышленности и банковском секторе, в науке, культуре, здравоохранении, спорте, туризме и так далее.
Конечно, для Кубы ключевым является экономическое сотрудничество с Россией, поскольку экономика островного государства на сегодняшний день находится в тяжелом положении. Но как считает Николай Калашников, второстепенные направления здесь выделять не приходится. Важно все.
«Многие из этих направлений: наука, культура, спорт, — относятся к мягкой силе, с помощью которой одно государство пытается сделать свой образ привлекательным для населения другого. И в этом отношении, на мой взгляд, мы были не слишком активны. Что-то делалось, но скорее какими-то разовыми акциями, чем системно и последовательно. Конечно, Куба заинтересована в поставках наших энергоресурсов. Раньше она обеспечивалась Венесуэлой, но после всех санкций, которые Штаты ввели против Венесуэлы, этот источник в значительной степени оказался перекрыт», — отметил эксперт.
Что касается России, то, по мнению Калашникова, заметно отстает сотрудничество в области фармацевтики. Кубинская сфера здравоохранения является одним из драйверов национальной экономики и примером для многих развитых стран. Средняя продолжительность жизни на острове заметно превышает аналогичные показатели в Латинской Америке и не только. Поэтому России здесь есть над чем работать и куда развиваться.
Также в сложившейся геополитической ситуации Россия и Куба оказались по одну сторону баррикад в противостоянии с Западом. Это доказывает недавнее голосование в Генассамблее ООН по украинскому вопросу, где Куба оказалась одной из 14 стран, которые открыто выступили против откровенно ангажированной резолюции ГА. Но и Москва не раз выступала с поддержкой Гаваны на международной арене.
«Когда министром иностранных дел РФ был Козырев, Россия проголосовала против кубинской резолюции, осуждающей американскую блокаду. За исключением этого короткого эпизода, Россия поддерживает справедливое требование Кубы, чтобы американская блокада была прекращена, санкции сняты и страна могла развиваться. А тяжелое экономическое положение, в котором находится Куба, в первую очередь связано с американскими санкциями, которые ввел Трамп и так и не снял Байден, несмотря на его предвыборные заявления», — напомнил Николай Калашников.
Ранее журнал «Слово и Дело» обсудил с политологом Сергеем Маркеловым недавнее голосование в ООН, где Куба выступила единым фронтом с Россией. Эксперт рассказал, какие цели преследовала скандальная резолюция, и почему при всем желании ее инициаторам не удастся осуществить свои хищнические намерения.