Найти тему
Аня Сметанина

Мой первый лыжный или Каждый день, как маленькая история.

Оглавление

Январь 2021 года. Это был мой самый первый лыжный поход, который впоследствии просто перевернул всю мою дальнейшую жизнь.

Стоит заметить, что до того момента в моей жизни зима ещё никогда не была столь близка мне, а я не была так открыта зиме.

Итак... Восточная Удмуртия. 9 дней.

Под чутким руководством Валерия Фридриховича Попова с чудесной командой КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ГОР «ВездеХод» (г.Воткинск).

День первый

Этот, в какой-то степени, неизбежный день – самый реалистичный и понятный день из всех дней путешествия на момент выхода из дома. Ты уже принял решение и знаешь, что отправляешься в путь; может быть, даже поверил в себя; уговорил всех близких, что это нормально и с тобой уж точно ничего дурного не случится; отрёкся от всех обыденных дел, ещё раз напомнил уже себе! что всё это нормально.

Вдохнул-выдохнул. Вздохнул...

И вот ты в начальной точке маршрута: вот лыжи, вот рюкзак, вот волокуша. Вставай на лыжи. Иди.

-2

И ты идёшь и улыбаешься, и чувствуешь, как постепенно Природа начинает обволакивать тебя своей реальностью и красотой. И ты принимаешь Природу и становишься маленькой частичкой этой красоты. И ты видишь людей, которые идут рядом, и улыбаешься: они тоже частички твоего мира, удивительно красивые частички. И ты принимаешь их и опять улыбаешься.

На первый день нашего путешествия было запланирован выход к одному из технических участков, преодоление его (дюльфер с обрывистого берега Камы), разбивка лагеря на первую ночёвку.

Дюльфер. Первое впечатление: «Ещё».

-3

Самое сложное – это сделать первый шаг за кромку обрыва и перейти с горизонтальной плоскости в вертикальную. Но для меня самое сложное было довериться себе и своему решению впустить это всё в свою жизнь. Оказалось, что зимние походы мне тоже по душе, и склоны по душе (пока ещё не по силе, но по душе), и альпинистское снаряжение по душе.

После спуска мы оказались на необъятном просторе Камы. Как часто удаётся наблюдать зимние закаты на Каме? Может быть НИКОГДА. Но они невероятны. Каждое мгновение небо меняется, словно живое и хочется запечатлеть каждую секунду и хочется оставить это всё себе, навсегда.

Первый день подарил невероятное чувство свободы и, безусловно, радость от смены окружающей действительности. Глаза наслаждались пейзажами и просторами, всё тело было в благостном движении и стремилось вперёд, душа пела.

По-моему, я пела на протяжении всех девяти дней:

шла на лыжах - пела;

рубила дрова - пела;

вечером в палатке - пела, ещё и играла на гитаре.

Этот поход для меня был переломным моментом в моей певческой жизни. Я вновь запела. Это хорошо....

А после было ночное небо и свет отдалённой цивилизации, такой близкой и понятной, но с каждым шагом удаляющейся всё дальше и дальше, больше из сознания.

-5

День второй

Оказался первым днём двухдневного марша по Каме.

Утро было добрым.

Рассвет был нежным: тонкая и очень звонкая струна золотого розового «вибрировала» на фоне воздушного синего, снег безропотно принимал и отражал всю эту цветовую симфонию. Дыхание перехватывало от такой нежности и такой неподвластной человеку силы красоты.

Рассвет мы встретили у пещеры «Гнездо Орлана».

-7

Эти пещеры названы так неспроста. Говорят, что там встречали гордых орланов. Берег в том месте своими очертаниями очень напомнил средневековый замок. Коней бы ещё сюда.

-8

Вселенная – великолепный мастер в создании невероятного. Человеку остаётся учиться, учиться, учиться и беречь, трепетно беречь эту красоту, и быть счастливым от того, что есть возможность БЫТЬ.

Утреннее солнце скрылось.

Скрылось за плотным облачным слоем и произошло слияние неба и земли (в нашем случае заснеженного водохранилища). Небо, земля – всё одно. И впереди цель - мыс надежды. Надежды на то, что мы к нему доберёмся.

-9

Этот (да и следующий день), прошли в белом безмолвии, и растянулись на целую вечность. Время остановилось. Состояние моряков во время штиля. Ты делаешь сто, двести шагов, две тысячи, но нет, ты словно замер в белейшем пространстве. Окружающий пейзаж не менялся от слова совсем. Во все стороны белый цвет. А ты идёшь и думаешь: идеАААльно.

Фотографий в этот день я сделала мало. Фотографий было так же мало, как было много внутренних разговоров. Очень редко удаётся сконцентрироваться на себе. Так много в жизни постоянных отвлекающих факторов. А тут белое пространство и уникальная возможность узнать себя чуточку ближе)))) Хорошо.

Лагерь ставили уже в сумерках. Стемнело быстро.

День третий

Видите рыбаков? Нет? А они есть)
Видите рыбаков? Нет? А они есть)

Эти два дня перехода по Каме были, безусловно, важными днями. Они были неким пособием «Как сохранить выдержку и мотивацию к достижению цели, если вокруг ничего не происходит». Вот лично у меня бывают такие периоды в жизни, когда вроде бы ничего не происходит, отсутствуют какие-либо значимые события, а всё вокруг превращается в рутину.

И тут начинается: как же так? куда бежать? в какую сторону?

Эти дни помогли во всём разобраться на практике: всё в порядке, просто делай свои текущие дела, копи ресурсы, держи на прицеле свою цель и не волнуйся, ты её достигнешь. А еще наблюдай и наслаждайся каждой мелочью: малюсенькой, но очень красивой снежинкой на перчатке; кружкой горячего чая, от которой струится теплый пар; стайкой рыбаков; осколками прозрачного льда, которые проглядывали сквозь толщу снега; чудными разговорами, которые случались на привалах…

Однажды мой преподаватель сказал замечательную фразу: «Если хочешь узнать человека, иди с ним в поход». Спасибо, Елена Аркадьевна! Теперь эти слова со мной на всю жизнь. А ещё, очень часто, тем человеком, которого хочется узнать ближе, можешь стать для себя ты сам.

Это всё лирика, конечно.

Но, в общем, была работа, изматывающая работа. Наша чудесная команда шла чётко и уверенно, преодолевая снежные пространства, наледи…

Оооо, наледи. Вот это я вообще не рекомендую. Они встречались регулярно. Вода под снегом на плоскости льда. Если ты попал в наледь, то ты попал. Лыжи тут же обрастали слоем снеговоды и двигаться было невозможно: лыжи становились тяжеленными, можно было сорвать крепление. Нужно было останавливаться и счищать всё это безобразие. Так себе...

День четвёртый

Четвёртый день – большой день – день преодоления второго технического участка – подъём на перевал Горных туристов. Он прошёл под лозунгом «Подняться всем».

Так как накануне, мы не смогли выбрать 4 км до запланированной точки старта, мы их нагоняли утром, любуясь зимней туманностью и монохромом

Перевал Горных туристов. Ну, что сказать. Высоко.

-13

Перевал включал в себя два участка:

Первый заросший лесом, где мы поднимались просто так (ага просто так... СЛОЖНО так).

Второй абсолютно обнажённый, тут использовались верёвочные перила.

Верёвочные перила. Сначала их нужно было проложить до самой вершины БЕЗ перил, а это – оценить участок, выбрать оптимальный путь подъёма, подняться с помощью ледорубов, всё закрепить. Это просто МАГИЯ. Удивительные люди живут в моей Вселенной. Просто невероятные.

Подъём. Путь был прямо передо мной. Вертикальный. Я смотрела на него вот такими глазами с мыслями «Мне не подняться»…

Это был мой первый в жизни жумаринг. Было очень трудно. Верёвка, словно живая диктовала какие-то совершенно непонятные мне условия (необъезженная лошадь с совершенно неопытным наездником в седле), ноги и руки отказывались сотрудничать. Мозг не знал, на что реагировать и пытался отключить всё что можно и желательно одновременно (давай упадём в обморок), чтобы это прекратилось. Но где-то в глубинах сознания маленький турист забаррикадировался с единственной фразой «Давай, иди вперёд».

Конечно, в какой-то момент подъёма мозг и упёртый турист вступили в диалог и договорились о том, что силы закончились, и да, мы сдаёмся. Меня с рюкзаком и лыжами вытащили на страховке.

А дальше восторженное зрелище: подъём участников команды, которые кто-то через здоровую злость, кто-то благодаря эйфории и отработанную технику, кто-то с голыми руками, выполняли поставленную задачу – «Подняться всем». И да, до сумерек поднялись все – сильные духом с невероятной любовью к этому поистине трудному, но безумно интересному виду спорта.

А на вершине Природа была безмятежна. Сказочный лес в нежном воздушном пространстве. Какое ей дело до наших мытарств - пусть забавляются милые Чудушки.

-14

День пятый

Экватор нашего путешествия.

Этот день был собран из множества маленьких чудных событий.

Лесом-полем. Накануне мы покинули просторы Камы. Теперь наш путь будет следовать через необъятные леса и поля Удмуртии. Поля дарили ощущение бескрайнего пространства, а лес бережно окутывал нас своей зимней красотой и дарил невероятное чувство защищённости. Холмистый рельеф менял видимую нам картину с каждым шагом.

Пересечение с цивилизацией. В этот день начали появляться различные домики, производственные строения, асфальтовая дорога со знаками. Мой мозг выдал любопытную реакцию: рукотворные объекты воспринимались чужеродными и очень отстранёнными, словно они были из другой жизни или с другой планеты. Сознание не было готово выйти из зимних природных объятий. Пока ещё совсем не готово.

-16

Заброска. По плану у нас была заброска. Её обычно практикуют туристы, кто ходит на очень большие расстояния с очень тяжёлыми рюкзаками. Им с помощью вертолёта или они самостоятельно (тут всё зависит от особенностей маршрута), в общем каким-то образом, доставляют провизию и недостающие предметы обихода в определённые точки. Так как все технические участки были успешно нами пройдены, мы с большим удовольствием расстались с альпинистским снаряжением, поменяв его на иные утяжелители. В определённой точке, в определённое время нас ожидал спец.транспорт с чудесным спец.водителем.

Моё личное событие. Неожиданная встреча. Андрей приехал повидаться со мной. Это было так мило и так радостно. Безусловно, четыре дня похода очень сильно отразились на моём внешнем виде. Мне показалось, что на лице мужа вперемешку с нежностью можно было прочитать «эээ… ну, ладно… может, когда вернётся домой, вновь нормальной станет…» Эта встреча была абсолютно сюрреалистичной: мы были словно из разных измерений, которые пересеклись на мгновение в одной точке. Мы могли запросто обнять друг друга, поговорить, но при этом, каждый оставался в совоём собственном пространстве. Потому что было чёткое понимание того, что то измерение, в котором пребываю я, непременно сольётся с измерением Андрея и на какое-то время нивелируется совсем.

Роща из борщевика. Мы тропили сквозь заросли огромнейших зонтов борщевика. Они были метров пять высотой, ствол как у настоящего, пусть и молодого, но ДЕРЕВА, а диаметр некоторых зонтов доходил до полуметра. Нормальная такая травка. Вот летом там путешествовать совсем не нужно. Нет.

Ранняя стоянка. Наверно, мы впервые разбивали лагерь при дневном свете. Вальяжно. С удовольствием.

Хороший был день.

День шестой

Это был для меня переломный день, и добрую его половину я провела в слезах. Я была переполнена: эстетическим наслаждением от окружающего мира, постоянной физической нагрузкой, длинной дорогой, отсутствием благ цивилизации, разлукой с любимыми, осознанием происходящего, осознанием своих слабостей и своей силы.

Слёзы лились ручьём, но при этом было невероятное умиротворение и принятие всего.

Походные условия загоняют тебя в очень узкие рамки. Тут всё работает на выживание – и твоё настроение, и взаимоотношения внутри команды, твои решения, твои поступки. Сознание анализирует и адаптирует всё это так, чтобы было в первую очередь БЕЗОПАСНО.

Очередной урок от Школы лыжного туризма: даже если тебе не так хорошо, как хотелось бы или хорошо, но как-то не так – веди себя прилично и БЕЗОПАСНО, выполняй задачу минимум и «да чё ты, любит он тебя»!

В этот день наш путь пролегал через заснеженные поля нашей прекрасной Удмуртии.

Сухие травы – призрачные тени прошлой бушующей зелёной жизни, запорошенные лёгким белым снегом, такие нежные, такие красивые, такие спокойные. Неизбежный ход жизни.

День седьмой

Седьмой день берёт своё начало в пятом и шестом днях.

Шестой день завершился в стиле «под грифом «СЕКРЕТНО»» в невероятном напряжении, заботах и без песен. Что можно отметить, не вдаваясь в подробности, это то, что если ты живёшь в гармонии с Вселенной, то она всячески оберегает тебя и способствует твоему доброму пути, уводя от ненужных и бесполезных опасностей. Однажды я пришла к выводу, что если не нервировать Вселенную, то можно в полной мере прочувствовать её заботу и благодушие! Очень важно прислушиваться к себе, прислушиваться к окружающему миру… (ну да, ну да… эта фраза будет иметь различные смыслы для тех, кто был в походе, и тех, кто знакомится с этим походом через моё повествование).

А еще в ночь с шестого на седьмой день моя команда подарила мне бесценный подарок – сон. Беспрерывный сон длиной во всю ночь, без дежурства.

Утром седьмого дня мы взошли на перевал «Рождественский» - замечательный трудозатратный участок. Он благополучно дождался нас в целости и сохранности. Намеченный маршрут был выдержан. Всё было хорошо.

Перевал Рождественский
Перевал Рождественский

День – путь – данность – принятие.

И мы такие маленькие, такие хрупкие на этом большом пути
И мы такие маленькие, такие хрупкие на этом большом пути

«И мы такие маленькие, такие хрупкие на этом большом пути». Маленькие до тех пор, пока не начинаем понимать, какой невероятной и большой силой обладаем. Силой, которая позволяет каждому, кто познал ее и приумножил, творить великие дела.

Вечер седьмого дня, благодаря дню пятому, был украшен дивно ароматными блинчиками. Мне кажется, что именно в походе блины вновь обретают тот самый сакральный смысл, который так бережно передавался из поколения в поколение на протяжении многих веков нашими предками. Тёплые, золотые, дарящие жизненную энергию и радость. О, может быть благодаря блинчикам, восьмой день одарил нас самым настоящим весенним солнышком… Тогда, что мы сделали такого, если девятый день задал нам жару.

Ладно, это уже другая история.

День восьмой

Зима в этот день решила показать нам, на сколько, она хороша собой и как быстро может менять свою суть.

Утром мы выдвинулись на Клиновую в радиалку и попали в удивительную белоснежную сказку. Всё было вокруг сверхпушистым и большим. Помните первый фильм «Хроники Нарнии», где дети попадают в зимний лес? Так вот этот лес был таким же – непременно волшебный и таинственный – идеальное место для сотворения чудесных зимних историй. Если бы я попала в этот лес ребёнком, то непременно заполнила бы его самыми мыслимыми и немыслимыми обитателями, удивительными событиями, в которых с удовольствием поучаствовала бы сама.

-21

А после, тучи рассеялись, и нас посетило солнце. И случилась весна. Весь суровый северный монохром, который сопутствовал нас все эти дни, растворился в нежных пастельных оттенках.

В путешествии ты попадаешь в постоянную смену событий, каждый день тебя ждут новые впечатления, неожиданные вещи, которые происходят совершенно естественно. Каждый день, твой организм старается подстроиться, вписаться в текущий момент. События – это то, что делает человека счастливым.

Меня точно делает это счастливой.

День девятый

Неожиданно стал завершающим днём.

По плану нас ждал переход через Сиву по льду. Ну, как по льду – по наледи (моя «любовь»). Команда преодолела этот участок достаточно быстро, без каких-либо критических моментов. «Хорошо, что не было полыньи или трещин, и никто не провалился под лёд в одежде, с рюкзаком и волокушами. В ледяную воду. Если бы вас затянуло под лёд, то возможности вынырнуть впереди не представилось бы...» , - Андрей до сих пор, без каких-либо эмоций, так, как умеет только он, повторяет это вновь и вновь, глядя на эти фотки.

А после было поле и метель в поле. И природа сказала: «Ребята, все эти дни я держала себя в руках. Больше не могу. Самое большее, что я могу для вас сделать – дуть вам в бок. Постараюсь дуть в спину, но ничего не обещаю». Она смогла. За спину и бок ей низкий поклон – была вероятность остаться без лица – ветер был такой силы, что просто сбивал с ног. С рюкзаком ещё парусность такая чудесная. Если бы ветер дул в лицо, то мы бы стояли на одном месте и «гребли против течения».

-24

И вдруг, мы оказались в точке, запланированной для разбивки лагеря на последнюю ночёвку в обед (примерно в 13:00), а до дома оставалось всего каких-то шесть-семь-восемь километров (плюс-минус). Домой! Единодушно! Командой было принято решение идти домой!

И мы пошли. В обычной жизни я бы в такую погоду никуда пошла бы. Никто бы не пошёл, наверно. А тут - норма.

Небольшой участок пути до дома проходил вдоль кельченской трассы. Реакция водителей была очевидна. В тот день движение автомобилей в какой-то момент встало, но не наше, мы-то на лыжах.

Мой первый зимний лыжный завершился.

Мы вернулись домой 10 января.

Через день мои ноги вновь осознали как ходить без лыж.

Только к 20 января у меня появились силы разобрать рюкзак.

Примерно через месяц после возвращения я смогла вернуться к привычной жизни.

Вопросы "Что дальше?... И как теперь с этим жить?" остаются открытыми по сей день.

С благодарностью и любовью к КЛУБУ ЛЮБИТЕЛЕЙ ГОР ,,ВездеХод"!