Найти тему
Тетрадь в линейку

Секреты "Горе от ума". Интересные подробности многими любимой комедии.

Оглавление

В комментариях под моим тестом по пьесе А.С.Грибоедова я прочитала массу признаний в любви этому произведению, и мне захотелось вернуться к нему и поделиться с вами интересными подробностями.

Источник фото: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/post/childhood-education/2021/11/21/336417
Источник фото: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/post/childhood-education/2021/11/21/336417

Комедия до сих пор изучается в школе, но что можно успеть сделать за 3-4 урока? Наспех пересказать нечитающим детям сюжет, с читающими обсудить героев, их говорящие фамилии, конфликт и новаторство пьесы и, если повезёт, выучить наизусть монолог Чацкого "А судьи кто?"

А вот о подробностях говорить некогда, а хотелось бы. Обсудим же их здесь.

Случаен ли выдуманный сон Софьи?

Софья рассказывает отцу сон - заговаривает зубы:

Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!..

Почему Софья придумала именно такой сюжет? Дочка Фамусова довольна начитана и копирует свой сон с романтической баллады, которые были так популярны в то время: героиня попадает в потусторонний зловещий мир, населенный злыми существами и чудовищами. Опять же не просто так. Это пародия.

Пародия Грибоедова на В.А.Жуковского и его баллады, в которых к героиням являются мёртвые женихи и уносят с собой в загробный мир. В балладе "Светлана" жуткие приключения девушки оказываются страшным сном, а в пьесе сон Софьи - выдумкой.

Балладные штампы на лицо: несчастную героиню и ее возлюбленного разлучает мучитель из загробного мира (во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). А в первой редакции Фамусов вообще описывался практически дьяволом из преисподней: «Смерть на щеках, и дыбом волоса».

Зачем всё это? Грибоедов спародировал баллады Жуковского, так как скептически относился к писателю и высмеивал модную тогда мечтательность:

"Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе переводов Жуковским Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос".

Молчалин - пародия на возвышенного и тихого героя сентиментальных повестей и баллад того времени.

"Горе от ума" А.С.Грибоедова на сцене Малого театра, 1938г, Михаил Садовский - Молчалин. Источник фото: сайт Малого театра
"Горе от ума" А.С.Грибоедова на сцене Малого театра, 1938г, Михаил Садовский - Молчалин. Источник фото: сайт Малого театра

Кто такой Молчалин?

Где Фамусов взял себе такого помощника?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Исследователи комедии уверены, что Тверь выбрана тут не просто для рифмы. Этот город находится близко к Москве, через него лежит дорога из Петербурга. Скорее всего Фамусов не раз ездил из одной столицы в другую и однажды подобрал себе услужливого помощника, который стал успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Молчалин - тот тип людей, которые любой ценой готовы выбиваться в люди, чего бы им это ни стоило.Вот как М.Е.Салтыков-Щедрин анализирует образ этого героя:

"Это человек, в пелëнках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей".

Скалозуб и 3 августа

Скалозуб хвастается военными успехами и упоминает сражение, за участие в котором он был награжден орденом:

За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Во-первых, в своей речи он неслучайно выразительно подчёркивает слова "бант" и "шея". Низшие ордена носились в петлице и орденская лента завязывалась бантом, а ордена высших степеней — на шее. Скалозуб, конечно, подчёркивает, что он получил награждение более высокого уровня, чем его двоюродный брат.

Вернёмся к дате. Почему 3 августа? Для современников Грибоедова, помнивших события войны 1812 года, это упоминание было очевидной насмешкой над хвастовством героя. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило и садиться в траншею Скалозубу было просто незачем. 3 августа в Праге была встреча российского императора Александра I с Францем II, императором Австрии, и всё.

Жёлтый дом

В конце пьесы Чацкому приписывают сумасшествие и не на шутку опасаются общения с ним:

Его в безумные упрятал дядя-плут;
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
Иллюстрация к пьесе. Источник фото: Яндекс-картинки
Иллюстрация к пьесе. Источник фото: Яндекс-картинки

Что вызывает такой страх? Сплетня, пущенная Софьей, обрастает новыми слухами и превращается по сути в политический донос. Обвинение в безумии как способ расправиться с неугодным государству человеком или политическим противником было вполне известным приëмом.

Например, в январе 1817 года поползли слухи о безумии Байрона, причём пустила их его супруга. Клевета и толки вокруг личной жизни поэта распространились едва ли не по всей Европе.

Такие же слухи ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на одном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».

А через двенадцать лет после создания пьесы в сумасшествии будет обвинен один из прототипов Чацкого — Петр Яковлевич Чаадаев. После публикации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» издание было закрыто, а московский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению правительства он является сумасшедшим.

Чаадаев был заключён под домашний арест, ежедневно осматривался доктором, раз в день он мог выхойти на прогулку. Через год надзор был снят — но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.

Пьеса и театр

Театральных постановок по этой пьесе огромное множество. И вот интересный факт о театрах XIX века. Тогда артистов в труппы многих театров подбирали так, чтобы можно было поставить именно "Горе от ума", потому что в комедии представлены все актёрские амплуа. А это значит, что с таким набором актёров можно ставить любые другие спектакли.

"Горе от ума" А.С.Грибоедова на сцене Малого театра, 1938г, Михаил Царёв - Чацкий. Источник фото: сайт Малого театра
"Горе от ума" А.С.Грибоедова на сцене Малого театра, 1938г, Михаил Царёв - Чацкий. Источник фото: сайт Малого театра

Но изначально с постановками пьесы возникали проблемы. Сначала комедия не прошла цензуру и все театры напрочь отказались её ставить. К тому же многие актрисы упорно отказывались исполнять роль Софьи, объясняя это тем, что порядочные женщины не участвуют в вульгарных сценах. Таковой они считали ночную беседу девушки и Молчанина, ведь он не являлся её супругом.

В этой статье получилось осветить некоторые подробности пьесы, а вот о самом Александре Сергеевиче стоит поговорить отдельно. Удивительный человек!

Не могу не согласиться с высказыванием А.С.Пушкина о комедии после первого прочтения:

"В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов".