Вопрос актуален для тех специалистов в маркетинге и не только, кто так или иначе ведёт деятельность без привязки к конкретному работодателю и вправе самостоятельно выбирать формат и режим своей работы.
Далее я описываю плюсы и минусы всех вышеуказанных форматов. Что выбирать и как действовать каждый решает сам.
1. Фриланс-одиночка
Плюсы
- Сам устанавливает свой режим
- Может отказаться от предложений, которые не интересны
- Нет необходимости арендовать офис.
- Минимум каких-либо затрат на деятельность
- Все заработанные деньги себе
- Налог НПД или ИП 4-6%.
Минусы
- Доверие. Его нужно заслужить.
- Самодисциплина. Если не иметь цели и режима, то можно быстро слиться и/или слить клиентов
- Все приходится делать самому (переговоры с клиентом, платежи, реклама, аналитика, креативы, таргет-шмаргет, контекст, рои, ситиары, отчётность и т.д.)
- Ограниченный объёмом и уровень клиентов (более 5 клиентов уже крайне сложная и неэффектиивная работа. Возможно ведение и 10 и 20 клиентов одновременно, знаю и таких, но это возможно если вы спите 3 часа в сутки и ведёте 1-2 направления без выходных и отпусков и без права на чих)
- Ответственность за все, что ты делаешь полностью на тебе.
2. Удалённая команда
Еще одна постковидная форма ведения дел, зарекомендовавшая себя с хорошей стороны. Итак, что здесь?
Плюсы
- Командная динамика
- Распределенная ответственность
- Возможность расти численно, территориально и финансово почти без ограничений. Можно привлечь в команду классного спеца из Саратова с ценником в разы ниже Москвы или Питера.
- Более эффективная работа если есть лидеры и организаторы, а специалисты- исполнители хорошо знают своё дело.
Минусы
- Необходимы навыки организации удалённых команд
- Требуется оцифровка каналов коммуникаций и результатов деятельности
- Дополнительные платежи за средства коммуникаций с сотрудниками, клиентами т.д. (связь, CRM и и.п.)
- Оплата заработной платы или части доходов сотрудникам (подрядчиками или тем же фрилансерам-одиночкам)
- Налог как у ИП так и ООО 6% на УСН или 20% на ОСНО и если есть штатный персонал ещё отчисления в ФНС и фонды. Если все вне штата, тогда все проще.
3. Маркетинговое агентство
Агентство не абы кабы, где трудится один человек с важной подписью на визитке CEO digital-агентства, а уже целый офис с переговорными комнатами, конференц-залами, стеклянными дверями и кабинетами ТОПов. И что же здесь?
Плюсы
Почти все те же, что и у удалённых команд плюс
- Надёжность и доверие если компания имеет хороший бекграунд и кейсы
- Компания имеет все права на работу с крупными заказчиками, в т.ч. участвовать в тендерах
- Можно приглашать клиентов в офис (весьма редкая история, но тем не менее)
- Можно официально позиционироваться и выступать от имени агентства
- Возможность продуктивного взаимодействия, синергия команды
- Руководители видят и оценивают ход дел в реальном режиме времени и могут оперативно принимать решения
- Личное присутствие, поощрение, похвала или критика более ощутимые и действенные.
Минусы
Все те же, что и удалённых команд плюс
- Расходные статьи на аренду, связь, охрану и т.п.
- Налоговые обязательства по доходам от 6% до 20%
- Отчисления в ФНС и фонды за штатных сотрудников
- Обслуживание офиса, мебель, техника, расходники, бытовая химия, кофепоинт, конфетки-шоколадки.
Пожалуй, это основное для выбора формы деятельности. Если есть что добавить, комментируйте. Конечно, существуют еще и гибридные формы с арендой коворкингов, переговорных для встреч и совещаний, но об этом в следующих публикациях.
- Как и зачем нанимать маркетолога (видео)
- Новые каналы продвижения и рекламы в 2022 году (видео)
- Как увеличить продажи без увеличения рекламного бюджета. Развиваем лояльность к бренду (видео)