Жизнь – это череда обстоятельств, мешающих мне играть в комп и спать.
На сей раз без сна меня оставил Конжаковский камень - высшая вершина Свердловской области (1569 м). Когда ехать? Сколько выходных дней потребуется, чтобы поход прошел комфортно? Какова вероятность встречи с дикими животными? Как, в конце концов, пройти 42 километра за раз? По мере приближения путешествия на Северный Урал вопросов становилось больше. Но у нас все вышло как всегда: в топку тщательное планирование! План не может провалиться, если он отсутствует.
Руководствуясь этим принципом, - «будь что будет», - мы выехали из Перми в 5 часов вечера, а ведь ехать более 500 километров! Выехали поздно и рассчитывали, что разобьем путь на 2 части, заночевав на горе Колпаки. Когда же мы проезжали мимо предполагаемого места ночевки, погода испортилась. Шел противный затяжной дождь, а гора была затянута серыми беспросветными тучами. Переглянувшись, мы молча помотали головами и продолжили путь.
Когда добрались до базы «Серебрянский камень», было уже за полночь. Сотрудник нервно и нехотя провел нас к полянке, и мы начали располагаться - таскать вещи из машины, ставить палатку. Хоть какой-то план дальнейших наших перемещений так и не нарисовался.
Впереди было три дня для исследования Конжаковского горного кольца, куда входят несколько вершин более 1000 метров. Среди них сам Конжаковский камень, а также Серебрянский, Косьвинский, Тылайский, Сухогорский, Бугры, гора Семичеловечья и другие. Выбирай любую! Не бывав в Уральских горах три месяца, я успела так по ним затосковать, что была готова «брать» по вершине каждый день :)
День 1. Пойти на Конжак я, честно говоря, не очень-то и надеялась - осилить 42 километра за раз пока не представлялось возможным. Начали прикидывать, куда еще можно сходить. Спросили совета у сотрудника базы, но днем он оказался таким же нервным и скупым на разговоры, как и ночью. Что ж, будем сами разбираться. Доверившись навигатору, покатались по окрестностям. Съездили в Карпинск за продуктами.
По пути из Карпинска в Кытлым открывается замечательный вид, которого накануне в темноте мы не могли заметить: над дорогой возвышается Серебрянский камень.
Затем пытались через поселок Кытлым подъехать разными путями к Косьвинскому камню и попали на запретную территорию МО.
Вообще, данное место больше знаменито не своими природными красотами, а в большей степени множеством тайн, которые скрыты внутри горы. Порода, из которой состоит гора, непростая — дунит, который сам по себе огнеупорный материал и блокирует любое радиоизлучение. Именно эти свойства пород стали первопричиной выбора места для постройки в этих местах системы гарантированного возмездия «Периметр» во время холодной войны.
Решаем объехать с другой стороны, и вот тут уже навигатор обещал хоть что-то. А именно, обелиск «Европа – Азия». На Урале таких обелисков ни много ни мало 64 штуки (по некоторым данным). Вот один из них.
День близился к концу. Вернувшись на базу, встретили семью таких же самодеятельных путешественников, как и мы сами. Узнали, что они собираются на Конжак, ну, и примкнули к ним.
Наконец-то образовался примерный замысел дальнейших перемещений. Варианта было два: 1) в первый день пройти 14 километров до поляны Художников, а на следующий день совершить восхождение (7 км) и спуск к палаткам (7км), на третий день вернуться на базу (14 км); 2) в первый день пройти 14 километров до поляны Художников, а на следующий – сходить налегке на гору и вернуться на базу (28 км).
День 2. На часах 9.00 - в путь! Проходим под автомобильным мостом через дорогу, заходим в лес. С каждым шагом звуки автомобилей отдаляются, тропа уводит все дальше в сказочную тайгу. Путь хороший и промаркированный.
На втором-третьем километре нас ожидало первое препятствие – переправа через болото по бревну. Над бревном на уровне груди натянута веревка; держась за нее, мы по очереди осторожно проходили препятствие. Из-за тяжелых рюкзаков балансировать было сложнее. Я сумела отличиться, чуть не плюхнувшись в вонючую воду – буквально горизонтально повисла над болотом, держась за веревку.
Тропа стала шире, а лес редел; дорога потихоньку начала набирать в высоту. По пути попадались навесы и лавочки, где, судя по всему, во время марафона располагались контрольные пункты с питанием. Присаживаемся отдохнуть. Долго рассиживать не получается – комары заедают.
На склонах Конжаковского камня растут многолетние кедры. Еще одним препятствием стала такая полянка у кедров, где мы решили сделать привал на несколько минут, а в итоге просидели более получаса. Солнце все выше скользило по небу, становилось жарче. От усталости и жары меня сморило, и я чуть было не провалилась в сон. На грани сна и бодрствования жизнь кажется нереальной - напрочь забываешь, где ты находишься. Наступила такая лень, что и идти-то уже не хотелось никуда.
Неспешно продолжаем путь. Вдруг кто-то замечает чернику – заключительное препятствие на тот день, но самое, конечно, приятное. Побросав вещи, мы жадно напали на ягоды, а их тут просто море! Можно усесться в траву и долго-долго собирать плоды вокруг себя. Кто-то сразу кидает ягодку в рот, кто-то предпочитает набрать целую ладошку, - но все мы надолго зависли на этой сказочной лесной полянке.
Оставалось пройти менее 5 километров. Последний рывок – и мы достигли цели, выполнили основную задачу этого дня.
На поляне Художников довольно грязно. Непутевые туристы оставляют после себя кучи мусора. Чтобы полянке сохранить свое живописное название, а не превратиться в «поляну свинтусов», нужно, конечно, с уважением относиться к природе и не оставлять за собой никаких следов.
Августовские ночи прохладные. Всю ночь я куда-то скатывалась, хоть мы и выбирали место под палатку как можно тщательнее. Заболела шея, ибо спала я, видимо, на плотном мешке с одеждой.
День 3. Встаем в 6 утра и выходим налегке. Погода распрекрасная. До вершины 7 километров.
Через 1-2 км покидаем зону леса, и нам открываются первые просторы.
Миновав еще один небольшой подъем, попадаем на Иовское плато. В лесу была натоптанная сухая тропа, а тут, на открытой болотистой местности, сбиться было бы проще простого, если бы множество флажков не указывали нам путь.
Подходим к курумнику. Подъем затяжной, тропа начинает петлять; взбираемся на одну «ступень», думая, что вершина уже близко, но не тут-то было.
Так проходим ступень за ступенью, пока наконец заветная вершина не появляется в зоне видимости. Узнать ее легко по нагромождению всякой всячины: флажки, тряпки, крест. Лопата. Гиря. Градусник. Зачем? Как сказал бы один человек, «самая высокая помойка Свердловской области».
По обыкновению, мы проводим некоторое время на вершине, поражаемся масштабами окружающих просторов, вспоминаем проделанный путь, да и просто отдыхаем после подъема. Отдохнув, можно и осмотреться.
На Конжаке множество каменных туров – сложенных в форме пирамидки камней. В горах они обычно служат для указания пути, но тут, на вершине, их сотни! Ранее я ни на одной горе такого не встречала. Предполагаю, что во время марафона добежавший до вершины делал себе по турчику.
Среди окружающих гор выделяется Косьвинских камень – по величине (высота 1519) и форме (вершина не остроконечная, без видимых каменных останцев, а округлая). Серебрянский камень замечателен грядой зубцов на вершине. По ту сторону от базы – Казанский камень. Вдали на севере вытянулся Главный Уральский хребет. Его курумные вершины переходят одна в другую и выделяются цветом на фоне темно-зеленой тайги. Вот так вот, поднявшись на одну вершину, мы находим для себя много новых целей: с высоты-то лучше видно.
На Иовском плато есть карьер по добыче дунитов. Соответственно и технологическая дорога к нему проложена. Многие туристы при посещении Конжака ей и пользуются, избегая многокилометрового и зачастую двух или трехдневного маршрута. Просто доезжают до плато, а оттуда остается всего километра 2-3 пройти. Как по мне, так это совсем не интересно. Не складывается полное представление о дальности, дикости и труднодоступности этих мест. Не по-спортивному, в общем. И радость от достижения вершины не сравнится с той, как если бы пройти пешком весь маршрут от начала до конца. И все же каждый сам выбирает для себя удобный способ добраться на гору, а я лишь надеюсь, что добыча полезных ископаемых тут не сильно нарушит окружающую природу.
Все время, что мы были на вершине, погода стояла просто песня! Говорят, застать Конжак при ясном небе и безветренной погоде – довольно редкая удача. Что ж, значит, нам круто повезло!
Все время мы были совершенно одни на вершине. Кто рано встает, как говорится! Других туристов встретили только на обратном пути.
Обратный же путь – это отдельная история. История о том, как мне было жарко, тяжело и больно. Но сильно распыляться об этом я не хочу. Разве что на один абзац. :)
К часу дня мы вернулись к палаткам. Солнце палило; хотелось просто лечь и не двигаться. А ведь нужно собирать вещи и топать 14 километров на базу. Умывшись в речке, пришла в себя немного. По началу шлось легко и даже припеваючи. Позже рюкзак начал неистово давить на плечи. Становилось все сложнее передвигать ноги, и под конец я уже просто плелась, запинаясь на каждом шагу о бревна и коренья. Вдали послышался шум, и я уж подумала, что подходим к базе. Оказалось, это лес пилят... Комары атаковали, километры тянулись ужасно медленно. В итоге в этот день получилось нагулять 30 километров.
Несмотря на тяжелый ходовой день, приняли решение ехать обратно в Пермь. И опять же, понадеявшись на оставшиеся силы, выехали слишком поздно для такого долгого пути – уже темнело. Через три часа остановились на заправке купить кофе. Купили, вернулись в машину. На часах было 01.00. Закрываю глаза. Открываю – 03.00. Офигеваю. Закрываю глаза. Открываю – 05.00. Офигеваю еще сильнее, ибо такое со мной впервые. Мне всегда трудно уснуть, но теперь мы, видимо, вымотались знатно.
Продолжаем путь на рассвете, попивая остывший кофе. Ноги еще гудят, а в голове уже калейдоскоп мыслей о том, на какую бы «верхушку» закарабкаться в следующий раз.
P.S.
Через день после похода:
«Сейчас, когда у меня все болит, здравый смысл вопрошает: зачем??? Зачем вместо комфортного отдыха в выходные и отпуска мы «награждаем» себя такими лишениями? Обнаруживаем себя ночью в палатке посреди глухой тайги, кормим кусачих тварей, перетаскиваем тяжести на десятки километров.
Какая бы красота ни ждала там, в конечной точке маршрута, этого слишком мало. Должно быть что-то еще.
Для себя я теперь знаю, что это.
Это время.
В такие моменты оно идет по-другому. За день мы проживаем множество событий и впечатлений. В первозданной природе – все планомерно, размеренно. Жизнь увеличивается. Пусть не в длину, но в ширину и глубину.»