Друзья, наш специальный корреспондент, Владимир Финохин, базирующийся на самом прогрессивном острове человечества, далеко ушедшего "в прогрессию" от остальных жалких островков, острове Москва, в силу необратимого могущества знаний прогрессивной музыки пиренейских кудесников звука, исследует аки Кусто, и другие сопредельные острова и архипелаги. На сей раз его пирога, набитая, для надежного баласта виниловой массой, бросает якорь подле Индонезии. Остается высадить острожно десант и...отведать тамошних прогрессивных явств (тем более НИКТО их лучше Володи не приготовит)!
SHARK MOVE - "Ghede Chokra's" (1970)
Songs/Tracks Listing: 1. My Life (9:04); 2. Butterfly (4:28); 3. Harga (2:51); 4. Evil War (5:42); 5. Bingung (4:22); 6. Insan (4:02); 7. Madat (4:05)
Total Time 34:37
Line-up/Musicians: Benny Soebardja - vocals, lead guitar, sings on "My Life" and "Butterfly"/Soman Loebis - vocals, keyboards, piano, percussion, sings on "Bingung"/Janto Diablo - vocals, bass, flute, sings on "Harga", "Madat", "My Life", "Butterfly"/Sammy Zakaria - drums, sings on "Insan"/Bhagu Ramchand - promotion, sings on "Evil War"
Here is the news
Coming to you every hour on the hour
(here is the news)
The weathers fine but there may be a meteor shower.
Сегодня с утра, по уже давнишней идиотской привычке, я залез в этот странный раствор фекалий и амброзии, в этот сплав интереснейших истории и грязнейшей порнухи, в кладезь поразительно полезной информации и полнейшей технической ебанины - интернет, дабы прочитать полуправдивых новостей про все-все-все, вперемешку с такой дезой, что читая ее, через секунду-другую, как осенний лист за моим немытым после летних дождей окном, опадает и так не часто уже возникающая утренняя эрекция. Глядя неумытыми глазами в монитор, я вдруг осознал, что не читал этими самыми глазами текстов на бумаге уже чёрт знает сколько времени. Нет, ну этикетки в магазинах там всякие про тухлость колбас или сыров, надписи на виниловых пластинках и...и даже не вспомню вот так с лету, что я беру в руки, чтобы получать информацию через смотровые дырки в торце черепа. Парадокс, но с самого начала знакомства с компьютером, а это году так 1990, я воспринимал это чудо техники не иначе, как замену игровым приставкам, на которых я был просто помешан. Не хочу хвастаться, но через мои руки их прошло количество не малое. Правда, тогда игры представляли собой одинаковые квадраты из пикселей, которые в зависимости от того, как они там по экрану телевизора перемещались, назывались "змейка", "теннис" или "танки". Потом появилась "Денди". Инновационненько, но особо не впечатляло. Далее, "Sega", а потом первая ласточка в мир виртуального наслаждения - ее Величество "Sega Mega Drive II". Да. Помню, что уже где то рассказывал про игровые оргии у меня дома. По этому пропущу эти дикие истории и пойду дальше.
Практически ничего меня не интересовало и на IBM компах. И что еще хуже, это то, что я узнал о существовании аудиокниг. После этого я, скорее всего, не взял в руки ни одного изделия старика Федорова, по прозвищу "Первопечатник". Я даже не вспомню, как зовут первую девочку, которой делал искусственное дыхание, думая, что это первый поцелуй, но вот первую аудиокнигу я помню - это был Макс Фрай или "были" для тех, кто в теме. "Лабиринты Ехо". Белиберда фантастическая. Но, как не странно, она цепляла. Цепляла построенным хорошо продуманным миром. Потом в мои уши полились терабайты разнообразного материал, как читанным ранее, так и девственно не читанным ни разу. Единственное, что смущало, так это те, кто это все начитывал. Эти тогда не известные мне парни и девчата назывались пафосно "деклараторы". Отмечу, что со временем их качество заметно росло, а кое кто вообще пробились в мои любимчики.
Так вот своими уже не молодыми ушами я прочел великолепные на мой вкус циклы Терри Гудкайнда "Первое правило волшебника" про храброго Ричарда Раала и зеленоглазую Кэлен Амнелл. Этеншн! Увага! Не смотрите сериал! Нет, ни так. Никогда не смотрите эту низкопробную мудянку! Далее, просто кайфанул от Вадима Панова и его "Темного города". Этеншн! Увага! Не смотрите сериал! Мало того, бегите из дома во время показа этого фуфла! Кстати, книг там очень много. Не все интересные, но первые 10-12 в меня не то, что бы зашли - провалились, заразив мое сознание этим миром. На цикл Филипа Пулмана "Темные начала" я вообще подсадил почти всех, кто на тот момент со мной работал. Этеншн! Увага! Кино, хоть и с Николь Кидман - это поебень, с надерганными из сюжета, отрывками, сляпанными на скорую ногу в почти бессмысленную историю, слабо воспринимаемую людьми, не читающими этой серии книг. А вот сериал к моему удивлению, весьма не плох.
До сих пор мне так и не захотелось получать наслаждение от информации с помощью бумаги и глаз. А как раньше мы ценили живые книги, как трепетно относились к их покупке!? В третьем классе, когда меня спрашивали, какую книгу я хочу в подарок на новый год, я сказал - "Три мушкетера" и мне подарили "Капитанскую дочку" Пушкина. Сука, уже тогда я начал испытывать чувства ненависти к классическим произведениям, сохранившимся на долгое долгое время. Например, четырехтомник "Война и мир" подпирал сломавшуюся под весом моей огромной жопы, кушетку, на которой я спал, когда переехал в только что купленную квартиру. Кстати, "Три мушкетера" были приобретены мной на талоны, полученные за сдачу макулатуры. Черт, я так это ждал! Я набрался храбрости и звонил в типографию и пытаясь изобразить взрослого дядьку, вопрошал - когда?! Кстати, то самое издание, лохматое, как уделанный в хлам первопресс Deep Purple, до сих пор жив и лежит на антресолях, где один мой друг обычно хранит коллекцию дорого винила.
Еще вспоминаю, какие фантастически счастливые эмоции я испытывал в детстве от процесса подписок на газеты и журналы! Это вообще был какой то ритуал, почитаемый только жителями СССР. Действо начиналось почему то, в сентябре. Мы садились за стол всем семейством и выбирали из жутко тогда дефицитного каталога, вожделенные газеты и журналы. Это были газеты "Вечерняя Москва", "Сельская жизнь", "Комсомольская правда", журналы "Работница", "Юность", "Радио", "Рыболовство и Рыбоводсво", "Наука и жизнь" - это родители. Мне же выписывали "Пионерскую правду", журнал "Костер", "Техника - молодежи", "Юный техник", "Юный натуралист". В "вечерке" выходили неплохие кроссворды и мы с отцом, чуть ли наперегонки бегали на первый этаж за газетой, чтобы первым цапнуть издание и начать гадать кроссворд. В "Пионере" я например, познакомился с творчеством Василия Аксенова. Вынесли мозг прочитанные в журнале повести "Мой дедушка - памятник" и "Сундучок, в котором что то стучит". Кстати, именно оттуда и произошел один из моих ников на ФБ, а именно - Геннадий Стратофонтов. Из "Юного техника" я узнал про Клиффа Саймака, Рея Брэдбери и многих других писателей-фантастов, чьи рассказы печатались в этом журнале формата А5. Я даже помню обложку первого, полученного в 1974 году, журнала "Юный натуралист". Там, между прочим, с очень хорошим на тот момент качеством полиграфии, была напечатана реалистичная картинка динозавра. Ну, как же это было интересно! Каждый выпуск - новое открытие. Тогда получение неизведанной информации очень мной ценилось. Прям на уровне праздника 1 мая. Было даже время, когда мне казалось, что я люблю такую науку, как палеонтология.
А кто в курсе, что очень много останков питекантропов и явантропов, было найдено на острове, на котором я ни разу не был, но очень хочу побывать - на острове Ява? Да. Интересных мест на Земле полно. И я бы не сказал, что Ява самое интересное, но - одно из, как минимум. Во-первых, он почти весь вулканического происхождения и состоит из 120 гор, которые в разное время были действующими вулканами. На площади в 1/3 Норвегии, здесь проживают 140 млн. жителей. Как сейчас в России. Величайшие храмы Бромо-Тенгер-Семеру, Боробудур, Прамбанан, Чанди Сукух, водопады Батураден, просто офигенно по красоте горное озеро Кава Иджен - ничуть не хуже и не менее известные, чем пирамиды Долины Царей или древние комплексы инков. И всю эту красотень, в 1511 открыл архитектор Португальской империи Афонсу де Албукерке, которому под старость лет захотелось не просто побухать винишка, а попить его, навалив туда мушкатного ореху и гвоздики. И вот снарядив три корабля, он отправился в далекое плавание. Проплывая мимо какого-то острова, на котором рокотали вулканы, капитан одной из посудин, в широкополой шляпе и с огромными усами, на одной половине которых нахохлившись сидел выцветший попугай, вскричал - Три тысячи чертей! Эта каналья тарахтит как советский мотоцикл "Ява"! - "Пиастры! Пиастры!" - зло прошипел старый мешок с перьями. Вот так и был открыт сей островок в открытом море, щедро подаренный судьбой Виктору Солтыкову.
Но, я не рассказал про основную достопримечательность. В 1970 году, в Бандунге, что на Западной Яве, на территории современной Индонезии, как будто бы из жерла одного из вулканов, возник инструментально-вокальный ансамбль "Shark Move". Просто вникните в ситуацию: на острове, называемом "пороховая бочка", в 2561 км. от эпицентра прог-рока - Лондона, образовалась группа, записавшая хоть и один, но неплохой альбом.
Ученик сельскохозяйственного факультета Университета Бандунга, по имени Бенни Собарджа, осознавший в себе лидер-гитариста, обладающего умением вокала и студент местного технологического института Соман Лебис познакомившись во время акта табакокурения в одном из местных кабаков, решили создать коллектив, в перспективе покоряющий мир. Уже доподлинно не известно, где они подобрали еще одного поющего паренька Бхагу Рамчанда, Сэмми Закария, который неожиданно оказался барабанщиком и Янто Диабло играющего на похоронах и свадьбах...тьфу! На басу и флейте! Но, объединивши свои усилия и таланты, они записали один альбом, "Ghede chokra's", который, вышел тиражом всего в 100 экземпляров.
На мой взгляд, да и не только на мой, музыка группы имеет очень большие шансы считаться оригинальной. Да, как ого хрена, с чего ты, дурень, это взял?! - вежливо спросит меня кто нибудь. А вот давайте разберем. Объективно, то в то время на рынке было практически не так много прог-альбомов. Например, King Crimson с шедевром "In The Court of The Crimson King" Но, всего за пару месяцев до выхода "Ghede Chokra's" от наших друзей. Да и какого-то либо близкого сходства в музыкальном плане между Sharkmove и King Crimson не наблюдается. Смотрим дальше. Yes "Close to The Edge", Yes "Fragile", Genesis "Foxtrot" или "Nursery Cryme", Pink Floyd "Dark Side of The Moon" - их пока даже в проекте не было. Ну, может и было, но проекты эти жужжали роями нот только в головах у будущих авторов. - Ах, ты сучий потрох! Были же в 1969 году дебютник альбом Yes и Pink Floyd "Ummagumma" - мог бы деликатно возразить кто нибудь! Но, продолжим логические рассуждения. На тот момент, вышеуказанных альбомов вышло было продано не так уж и много, что бы рассчитывать, что данная группа лиц, находясь в такой цивилизационной дыре успела получить именно эти релизы на руки и наслушалась их настолько, что они оказали на них какое-то значимое влияние. Так, что в теории, я бы считал контент представленный на "Ghede Chokra's" более-менее оригинальным.
Так давайте же, пытливые винилофилы, послушаем, что же там такого оригинального наворотили эти потомки мотоцикла.
Первый трек "My Life" вначале звучит в эмбиентном настроении, формируя с помощью флейты Янто Диабло, колоритную национальную структуру основной темы песни. Вокал, выстреливающий мощное крещендо в слушателя, звучит уверено и мощно и формирует запоминающуюся нотную мысль. Все это затейливо подкреплено уверенной работой барабанов Сэмми Закарии. Мне показалось, что вообще ребята сделали ставку именно на первый трек, как на трек с заявкой на местный шедевр симфонического прогрессивного рока. Чередование стилей, смена темпа - здесь есть все. Гитарная работа Бенни Собарджа разнообразная и по технике и по копозиторике, дополняется парящими звуками клавиш Сомана Лебиса.
"Butterfly" - как немного воды на лоб. Охлаждает предыдущий напор эмоций. Мягкое органное исполнение Сомана Лебиса. Почти попса, с некоторыми прог-штрихами. Вокал на фоне аккусической гитары, сильная мелодическая линия.
"Harga" - тон задает акустическая гитара и слегка приджазованный орган. Так и хочется воскликнуть - дуйте в флейту, господа! И в нее задули! Но, на этом флейтист Янто Диабло не остановился. Здесь он еще и спел.
"Evil War" - Бхагу Рамчанд, один из участников, преисполненный зависти - а чего вдруг все запели! И тоже спел. Со своей индивидуально энергетикой, не выпадающей из общей гармонической палитры. Интересная композиция, перевешивающая чашу весов в сторону которая классического рока. Но, стоит обратить виртуозную игру на бас-гитаре, которая служит опорным компонентом на протяжении всей песни. В затейливом джем-сейшне в середине композиции Янто Диабло задвигает соло на бас-гитаре, на пару барабанами. И раз, как под дых - потрясающее гитарное соло Бенни Собарджа.
"Bingung" первая из цикла романтических баллад, начинается с фортепиано, вокала Сомана Лебиса. Здесь, конечно, хочется заметить, что в группе поют все. Хоть это и непривычно, но в рамках предложенной музыкантами концепции, у меня например, не вызывает каких либо нареканий.
Далее, следует не менее романтичная "Insan" с вокалом клавишника Сэмми Лебиса. Наверное потому, что заявленный в качестве основного вокалиста Бенни сосредоточен на гитаре
"Madat" - интересная фортепианная работа и вокальные рулады, наполняющие сердца слушателя героическим духом борьбы с социальным злом (судя по тексту), в исполнении и басиста-флейтиста Янто Диабло.
В целом, работа на мой взгляд, удалась. Неплохой прогрессивный рок, в котором удачно сочетаются элементы прогрессивной музыки, традиционные гармонии, приятные мелодии и как я уже говорил, оригинальные идеи, практически во всех песнях, которые он предлагает слушателю. Может это и не совсем прог-альбом в чистом виде. Скорее, некий инновационный симбиоз прогроковых идей и традиционных хардовых баллад. Но прог-элементы весьма значительны. Этому альбому удалось стать вехой индонезийской прогрессивной рок-сцены. Драгоценный алмаз, рожденный в недрах одного из 120 вулканов, острова-тезки нашего легендарного мотоцикла.
(с) Владимир Финохин, 2022
(с) Prog Island, SPb village, November 2022)