От живых зверюшек и птиц вернёмся к фарфоровым статуэткам животных. Вот они никуда не убегут и не нападут, а спокойно стоят на полках в шкафу и радуют нашу душу. Но поговорим сегодня об определённом разряде фигурок: их поверхность украшает орнамент. Такие статуэтки есть в фарфоровой и керамической промышленности разных стран - эдакая смесь классического фарфора с народными промыслами.
1. ВЕНГЕРСКАЯ МАНУФАКТУРА "ХЕРЕНД". Самыми известными, наверное, являются фарфоровые фигурки в традиционном сетчатом декоре Vieux Herend (VH, сетка Херенд). Этот тип фигурок "Херенд" производится ещё с 1860-х годов. Таких статуэток не имею, поэтому фото из интернета. Да, милы; да, ручная роспись. Но, любуясь ими, учитывайте, что самая маленькая статуэтка на Авито стоит не меньше 15 тысяч рублей. А на площадках антикварных магазинов ещё дороже. Не хило, правда?
Но не будем забывать, что подобный декор гораздо старше, поскольку он появился ещё на ранних китайских фарфоровых статуэтках, как стилизованное изображение перьев и рыбьей чешуи. Но бог с ними, с фигурками венгерского "Херенд" - цена на них мне кажется сильно завышенной, а их статуэтки в обычной манере нравятся гораздо больше.
2. КИТАЙ. А в Китае по-прежнему выпускают подобные статуэтки и стоят они копейки.
Применяют и другой декор, чтобы обозначить шерсть, а иногда просто чтобы украсить фигурку.
Кстати, фигурку тапира часто ставят в изголовье постели - азиаты верят, что она спасёт хозяина от кошмарных снов.
3. РОССИЯ. У нас украшение статуэток перекликается с народными мотивами. И здесь, конечно, на первом месте стоит Гжель.
На Турыгинском заводе в 1960-е годы успешно работает художница Л. Азарова. Кроме традиционной гжельской манеры подглазурной росписи кобальтом, она экспериментирует с орнаментом, составленным из простейших геометрических форм, расцвеченных яркими красками, которые напоминают весёлые узоры дымковских игрушек.
ЗиК, КОНАКОВО. В 1950-60-х годах В. Сергеев и Г. Садиков создали здесь совершенно самостоятельный, оригинальный стиль скульптуры в фаянсе, отличающийся смелой фантазией. Согласитесь, скульптуры В. Сергеева, имеющие ассоциативный характер и басенный подтекст, можно очень условно отнести к анималистике.
У художницы ДУЛЁВСКОГО ФЗ К. Рябининой тоже своё понимание фарфора: она опускает всё, что не служит выявлению замысла; а подчёркивает, иногда иронично, то, что считает важным. Например, важная поступь сказочного пуделя передаётся поднятой лапой, а его кучерявость - золотой росписью завитками.
Да все скульпторы и художники на всех заводах поэкспериментировали с росписью статуэток. Вот "Курица с яйцом", ДФЗ "Вербилки". Автор: С. Ванштейн-Машурина.
Где-то получалось удачно, где-то не очень. Ведь бытует и другое мнение, что недостаток декоративности своих произведений работавшие на заводе художники стремились восполнить тем, что придавали им нарядный, "дорогой" вид с помощью яркой раскраски и обильной позолоты.
4. ИТАЛИЯ, СИЦИЛИЯ. В путешествиях я всегда обращала внимание на местную керамику и фарфор. И поверьте, везде в противовес классическому фарфору есть такой, назовём его народный, стиль. И спрос на него велик; и фабрики, его выпускающие, благополучно существуют. Вот, например, "Керамика Кальтаджироне", Сицилия - очень известное процветающее предприятие. Их фигурки пользуются неизменным спросом у туристов, так как доступны по цене. Статуэтку Каподимонте не всякий может себе позволить купить.
5. ТУРЦИЯ. Не очень нравится мне их керамика. Вот пример, как броская роспись ещё больше подчёркивает невыразительность формы. "Керамика Кютахьи" и "Конак-керамик", Аванос, Турция.
Но многим нравится. Кое-что и меня очаровало. Вот эта расписная "Утка".
А как вы относитесь к фарфоровым и керамическим статуэткам, украшенным узорами и орнаментами?