На саммите G20 почти все главы государств хотели встретиться с китайским лидером наедине, но мало кто получил такую возможность.
Автор: Миленко Пешич
Саммит лидеров стран G20 ознаменовался отсутствием Владимира Путина и осуждением России, но главной звездой этого международного «дипломатического фестиваля» на Бали стал Си Цзиньпин.
Почти все западные лидеры хотели наедине встретиться с бесспорным китайским лидером, только что начавшим свой третий срок на посту Генерального секретаря Коммунистической партии. Но не у всех была возможность сделать это. Американский президент имел честь общаться с Си на острые темы в течение трех с половиной часов. В отличие от Джозефа Байдена, у президента Франции Эммануэля Макрона было всего 43 минуты.
Примерно столько же времени было отведено премьер-министру Австралии Энтони Альбанезе для разговора с китайским лидером. Затем последовали отдельные встречи с премьер-министрами Испании, Италии и Нидерландов Педро Санчесом, Джорджио Мелони и Марко Рютте. Однако некоторые, такие как лидеры ЕС Шарль Мишель и Урсула фон дер Ляйен, видели Си лишь издалека на совместных пленарных заседаниях. Китайский лидер продолжил свою дипломатическую кампанию, встретившись с премьер-министром Японии Фумио Кисида на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Бангкоке.
После посещения Мьянмы в январе 2020 года Си Цзиньпин отсутствовал на международной арене в течение двух с половиной лет. Затем последовал выход из «изоляции» и большое возвращение. В сентябре он сначала посетил Казахстан, а затем отправился в Узбекистан на саммит Шанхайской организации, где встретился с Путиным.
На Бали Си послал сигнал, что он не хочет «конфликта» с Западом, который в остальном с большим подозрением и неудовольствием следил за тем, как Си консолидировал власть во второй экономике мира. Попутно он не упустил возможности «проучить» западных лидеров, когда речь идет об интересах Китая в современном мире.
После встречи «один на один» Байдена и Си в США вздохнули с облегчением, поскольку, по словам американского президента, новой холодной вoйны удалось избежать. Но не всех впечатлил итог этой неформальной встречи на полях встречи G20.
Консервативное "National Review" пишет, что на Бали состоялась встреча самого слабого американского президента после Джимми Картера и самого могущественного китайского лидера со времен Мао Цзэдуна. Американское издание считает, что это был «фиаско, в котором Байден сделал вид, что Си Цзиньпин в настоящее время не держит в руках все козыри в американо-китайском конфликте».
По мнению аналитиков, своим решительным шагом в сторону Запада Си показал, что его дружба с Путиным не совсем так "прочена, как скала" и что китайский президент не желает следовать за российским лидером в дипломатической изоляции. Посредством публичных выступлений и жестов Си в последние недели предпринял осторожные шаги, чтобы дистанцироваться от Москвы. Кульминация произошла на Бали, когда Пекин выступил за итоговое заявление G20, в котором говорилось, что большинство участников осудили Россию.
«Существует явное желание Пекина установить более стабильные отношения с США. Это все сигнал Западу, а не признак дистанцирования от Путина», — так оценивает для Bloomberg выступление Си на саммите G20 Рафаэлло Пантуччи, старший научный сотрудник по международным исследованиям Наньянского университета в Сингапуре.
Брюссель и Париж горько ворчали, когда Олаф Шольц «сбежал» в Пекин сразу после партийного съезда, на котором Си заложил основу для, по-видимому, пожизненного правления. Похоже, канцлер Германии поступила правильно, ведь европейским лидерам на Бали пришлось довольствоваться «крохами» в плотном графике китайского лидера.
Китайская тактика ухаживания за некоторыми членами ЕС и служения их национальным интересам оказалась полным хитом. Пекин не прощает того, что лидеры Евросоюза заклеймили Китай «системным соперником», поэтому китайцы решились на более хитрый подход — поговорить с лидерами отдельных стран, тем самым сознательно подрывая репутацию Брюсселя.
Макрон занял довольно неконфронтационную позицию по отношению к китайскому лидеру, заявив, что Си является «честным человеком». Президент Франции объявил, что посетит Пекин в начале 2023 года. Китайское агентство Синьхуа, с другой стороны, подчеркивает стремление Макрона к лучшему деловому сотрудничеству в сфере гражданской авиации и использования ядерной энергии.
Западный дипломат заявил порталу Politico, что Макрону было важно находиться в компании Си, потому что он не может допустить, чтобы Китай оставил его в стороне в ситуации, когда в СМИ доминируют заголовки о сотрудничестве Пекина с США и Германией.
На встрече с Санчесом Си Цзиньпин подчеркнул важность Китая как движущей силы испанского туризма. В беседе с премьер-министром Мелони китайский лидер пообещал, что Пекин будет импортировать больше качественных товаров из Италии и продолжит сотрудничество в сфере энергетики и авиации.
"Politico" считает, что главной причиной встречи китайского лидера с премьер-министром Марком Рютте было желание убедить голландскую компанию по производству чипов ASML воздержаться от присоединения к коалиции ЕС-США, которая хочет запретить Китаю доступ к новым технологиям.
Европейские дипломаты могли вздохнуть с облегчением, потому что Си не относился к их лидерам так, как он относился к премьер-министру Канады Джастину Трюдо, которого он «отругал» перед камерами:
«Все, о чем мы говорили, просочилось в газеты. Так не должно быть. Это не тот способ вести переговоры, если с вашей стороны есть искренность», — сказал Си Трюдо через переводчика. Премьер-министр Канады попытался оправдаться, заявив, что защищает интересы своей страны и «конструктивно» работает с Пекином.
Оригинал статьи: Politika