Текст моей жены Жанны:
"Из деревни лучшие люди уходят в город, и потому она падает и будет падать". Антон Чехов.
Кто такие лучшие люди? Что есть деревня? Как объяснить падение?
А может сейчас все перевернулось, и лучшие люди из городов уходят в деревню?..
Как-то слишком высокомерной слышится мне эта фраза. Рассказы самого А.П.Чехова с горькой ухмылкой, с сожалением говорят о тех, кто мог бы высказать подобную мысль. Современники и герои Чехова - представители так называемой интеллигенции много думали и горевали поддельно и истинно о судьбе Народа. Вообще суть и самоопределение интеллигенции невозможно, в моем понимании, без существования Народа: о чем говорить, чьи страдания и чаяния описывать в повестях и манифестах, за чьи права вступаться, чьим трудом существовать интеллигенции, если нет Народа.
Русский интеллигент того времени - это не просто школьный учитель или инженер, спокойно и уверенно смотрящий в будущее, это "социальный мессионер". Он озабочен судьбами своего отечества, критикует социальный строй, выступая в роли мерила общественной морали, он терзаем личной неудовлетворенностью, он сопереживает «униженным и оскорбленным» и при этом сам зачастую является "хозяином-барином", ведь родился в дворянский семье.
Антон Павлович вскрыл ярче, кратче, четче, чем его предшественники Золотого века литературы проблему современного им человека, этого интеллигента, гуманиста - образца 19 века; его герои сперва кажутся возвышенными, думающими, великодушными, а спустя лишь пару страниц на них становится смотреть неприятно, стыдно: они слабы, претенциозны, подвержены страстям, им нет дела до других (и своих и чужих). Их бич - лицемерие. Их боль - непонимание смысла существования, попытка найти его в развлечениях, заработке или проигрыше, показной глубине знаний или мыслей, яркой позиции защиты "униженных и оскорбленных"...
Перечитываю эти строки и узнаю ленту фейсбука... "Интеллигентские" профессии, хорошие семьи, средний доход, либеральные взгляды, "равенство и братство"... Есть ли отличия между героем-интеллигентом века 19 и века 21-ого?
В их литературных пороках я наконец-то узнаю свои: узнаю свой "воспитанный" высокомерный взгляд и лицемерие под маской этичности, я встречаю знакомую потерянность среди технологического, культурного и материального комфорта, поиск "высшей цели".
Учились ли мы на примерах мировой литературы? Извлекали ли внимательно зерна из драгоценного опыта наших же предков? Или мы читали Толстого, Достоевского, Чехова; обсуждали и осуждали пороки их героев, но не видели их в себе?
Интеллигенция - это не только пороки. Это стремление к цели, высокий уровень образования, критическое мышление, рефлексия... Это группа, сформированная по признаку общего механизма существования - интеллектуальной деятельности.
Забудем ненадолго о конфликте системы капитализма и демократических норм равенства - том конфликте, из-за которого мне сейчас неудобно будет сказать, что россиянин А интеллигент, а россиянин Б - нет. Или это нормально? Вам с этим как?..
Кто такой русский интеллигент сегодня?
Тот, кто уезжает развивать село?
Тот, кто ведёт курсы личностного роста?
Тот, кто эти курсы покупает и живёт удобную красивую жизнь в большом городе?
Тот, кто живёт удобную жизнь, постоянно терзается несправедливостью и молчит?
Тот, кто идёт в местное самоуправление и старается менять окружающую среду по правилам?
Тот, кто уезжает жить в другую страну, потому что не верит в Россию?
Тот, кто пишет посты либерального толка, участвует в акциях протеста?
Тот, кто, несмотря на несогласие с политикой, остаётся на своём месте лечить/учить/изобретать?
Тот, кто... А, кстати, вы как думаете?
Кто такой Народ? Является ли обобщающим понятием для всех людей страны? А вдруг это собирательный термин для определения тех, кто не интеллигенция? Ой, каким-то обидным -измом попахивает.
Вернусь к Чехову.
Герои писателя не были бы такими колоритными, не проявились бы так без детально и чутко написанного второго плана - Народа - большой трудной жизни маленьких людей. Детали этой жизни нас как бы не касаются, лишь мельком упоминаются автором и дают в сочетании с шумной импульсивной жизнью первых мучительный контраст.
Согласно словарям, народ в русской литературе - это трудовой люд, масса населения страны, силами которых создаются материальные блага.
Трудность понимания феномена Народа в русской литературе состоит, на мой взгляд, в том, что писали о Народе представители интеллигенции, которые ему сопереживали, его изучали и думали, что все про народ поняли, сами Народом никогда не бывав. Народ о себе тогда не писал. Народ жил и не мудрствовал. Ближе всех писателей, принадлежащих к Золотому веку литературы, подошёл Л.Н.Толстой: втиснул свою биографию в народную жизнь. И все же не был до конца принят.
И если о Народе народ не писал, то откуда мы можем знать, что было такое русский народ?
Желая подтвердить свои слова цитатой, забиваю в поисковик "Русский народ. Цитаты". Первая, вторая, третья ссылка окунают меня в слова знаменитых русских писателей и иностранных путешественников, будто в навозную кучу: "изолгавшиеся", "пьющие", "воруют", "ленивы и нелюбопытны" - пишут нам Пушкин, Тургенев, Белинский. Как так? Где же слова о силе, о мудрости, о терпимости, о вере?.. Или не силами и трудом этого самого Народа жила Россия долгие столетия? Лишь Екатерина II Великая гордо о Народе говорит, и в то же время признает, что пьяными проще управлять.
В ответ на прошлый пост мне предложили несколько аспектов жизни современной деревни: пьянство, воровство, лень.
Но стоит ли удивляться пьянству в деревнях, если со времен Екатерины людей спаивали, стоит ли удивляться лени и воровству после веков притеснений и рабского повиновения? И действительно ли только эти характеристи - "ложь", "лень", "пьянство", "воровство" - описывают жизнь современной русской деревни?..
Я не берусь оправдывать конкретные преступления событиями 100-300-500-летней давности. В этом смысла точно нет (хотя некоторые современные сообщества идут именно по этому пути).
Я предлагаю рассматривать понятия в связке с историей их возникновения, развития, изменений. Та деревня, те жители, которых мы встречаем сегодня, как и те интеллигенты, которыми люди хотят себя видеть, - это результат длительного культурного и бытового развития, правителей и политических решений, климата и индивидуальных качеств и траекторий развития личностей и сообществ, возможно даже, взмаха крыла бабочки...
Я соединяю в своих размышлениях о прошлом понятия "народ" и "деревня". Для исследования это некорректно. Но я не исследователь. Я могу объяснить соединение на основе близости смыслов. Ведь если мы приняли, что народом называли массу людей трудящихся физически, то деревня - корень, из которого эти люди выходили, место их силы и их слабости.
В современном мире я буду говорить о русском Народе (россиянах, имеющих общий культурный и исторический код), что живут в деревне, среди которых будут и интеллигенты, и баре, и крестьяне, и другие... Поглядим.
Давайте начнём с себя.
Кто мы? Кто я? Кто вы?
Не душите себя рамками выбранных мной терминов. В нашей стране так часто менялись системы и идеи, что осталось множество несоразмерных слов, которыми можно было бы себя определить: Интеллигент? Барин? Представитель среднего класса? Представитель народа? Крестьянин? Пролетарий? Чиновник?..
Попробуйте найти определение или создать свое.
Благодарю вас🙏