Вот о чём хочу сегодня порассуждать с вами, друзья мои. Недавно натолкнулась на статью, автор которой сетует о том, что в наше время люди мало поют... И это, по мыслям автора, показатель не очень хороший: это говорит о том, что душа огрубела и разучилась радоваться...
Что ж, я могу с этим согласиться в полной мере! С песней жить намного радостней! У меня песни в доме с детства. И не только потому, что моя мама музыкант. Пела в доме постоянно моя бабушка. Когда готовила что-то в кухне, когда мыла посуду, когда месила тесто — она пела постоянно (она и сейчас поет, просто мы живем уже не вместе).
Маленькое примечание: моя бабушка — врач, терапевт, то есть, вообще ни разу не музыкант. И тем не менее любовь к музыке у неё с детства, тоже опять-таки идущая из её семьи. У неё в детстве в доме были пластинки с ариями из опер (хотя в семье тоже не было музыкантов). Да и по радио в то время передавали много мелодичных песен: тогдашних современных, классических романсов, оперных дуэтов... Всё это легко ложилось на слух и потом мурлыкалось себе под нос неосознанно за какой-либо нетворческой работой.
Помню, у меня в гостях были одноклассницы. Мы сидели в моей комнатке, и вдруг бабушка на кухне запела. Надо было видеть вытянувшиеся лица девочек!..
"Что это?" — спросили они с таким удивлением и трепетом, словно ожидали услышать ответ из области мистики, мол, это голос домашнего привидения или что-то ещё в этом роде...
"Бабушка поёт", — недоумевая их удивлению, спокойно ответила я.
И я пою, когда мысли не заняты чем-то, требующим концентрации. Когда мы жили с мамой, бывало, пели на два голоса какую-нибудь русскую народную песню — "Ах, ты степь широкая", "Лучинушку" или "Ой, то не вечер". Эффект, знаете, потрясающий: как будто душа раскрывается, когда поешь. Особенно, когда поешь с кем-то вместе.
И очень жаль, что сейчас повсеместное пение за работой или на отдыхе вызывает у многих людей удивление, как будто это дело совершенно небывалое... А ведь это полезно во всех отношениях: в физическом (расслабление диафрагмы), в психологическом (лучше петь, чем передумывать в миллионный раз одни и те же навязчивые мысли), кроме того, музыка очень развивает мозги, в принципе. Я считаю, что эту чудесную традицию надо сохранить, и обязательно буду петь со своими детьми.
Кстати, продолжая эту же тему, расскажу об очень полезном занятии, которое было заведено в моём любимом лагере (в котором происходит действие моей повести «За полчаса до конца детства»). Вот как раз отрывок из повести:
Спевка. «Как много в этом звуке для сердца моего слилось!»..
На это традиционное мероприятие новенькие реагируют по-разному. Я на моём первом сезоне пришла в восторг, когда нас собрали в беседку и объявили, что сейчас мы будем петь. На вполне логичный вопрос, а что именно, последовал исчерпывающий ответ: «А вот сейчас и выучим»! И выучили же!..
По словам Феди, которая наблюдала развитие лагеря с самого начала, её мама придумала включить спевки в программу не сразу, а где-то с третьего сезона. Получилось это спонтанно: на второй год в последний вечер у большого лагерного костра вожатые принялись петь под гитару старые добрые песни, вроде «Перевала», «Всё отболит и мудрый говорит…», «На двоих с тобой одно лишь дыхание…» — в общем, всё то, что так приятно распевать под треск горящих поленьев.
Собравшиеся вокруг дети слушали и смотрели на это действо заворожённо. Они хотели петь вместе с вожатыми, чтобы ещё раз почувствовать единство лагерной семьи, но — вот досада! — не знали слов. Тогда, в 2004 году, интернета на телефонах ни у кого не было, поэтому подсмотреть тексты песен было негде...
Что было делать в такой ситуации? И Федькина мама приняла решение: если дети хотят петь, значит, будем учить песни наизусть — все вместе.