Найти в Дзене

Первый эфир Formula-1 на советском телевидении

Гран-при Венгрии (венг. Magyar Nagydíj) 1986 года - одиннадцатый этап чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 прошёл тогда ещё в социалистической стране Венгрии, стал первым за железным занавесом, на трассе Хунгароринг в Будапеште. Соревнования состоялись 10 августа 1986 года.
14 августа - впервые на советском телевидении состоялась трансляция гонки чемпионата мира Формулы-1, с Гран-при Венгрии 1986 года (в записи).

Айртон Сенна и Нельсон Пике
Айртон Сенна и Нельсон Пике

Длина круга - 4,381 м, длина гонки - 306,663 м

Поул взял Айртон Сенна, а финишный подиум выглядел так: Нельсон Пике — Айртон Сенна — Найджел Мэнселл.

Нельсон Пике
Нельсон Пике

1 Нельсон Пике - Williams-Honda, 76 кругов, 2:00:35,508 9
2 Айртон Сенна - Lotus-Renault, 76 кругов, +17,673 6
3 Найджел Мэнселл - Williams-Honda, 75 кругов, +1 круг

Легендерное фото 1986-го Сенна, Прост, Мэнселл, Пике — 11 титулов на четверых и всегда бескомпромиссная борьба на трассе в период когда были самые мощные болиды в истории Ф1
Легендерное фото 1986-го Сенна, Прост, Мэнселл, Пике — 11 титулов на четверых и всегда бескомпромиссная борьба на трассе в период когда были самые мощные болиды в истории Ф1

Первый Гран-при Венгрии состоялся 21 июня 1936 года. Соревнования состоялись на трассе длиной 3,1 мили в Неплигет-парке в центре Будапешта. В гонке участвовали команды Mercedes, Auto Union, Maserati и Alfa Romeo.
История Гран-при Венгрии возобновилась в 1986 году, когда был проведён Гран-при Венгрии 1986 года. Для этого недалеко от Будапешта был в короткие сроки построен автодром Хунгароринг.
Гран-при Венгрии сменил в календаре Гран-при Европы и стал первым Гран-при за железным занавесом.

Сенна был быстрейшим в квалификациях (8 поулов в 16 гонках), но в гонках его часто подводили высокий расход топлива и неполадки турбодвигателя Renault
Сенна был быстрейшим в квалификациях (8 поулов в 16 гонках), но в гонках его часто подводили высокий расход топлива и неполадки турбодвигателя Renault

Также это был первый Гран-при Формулы-1, трансляция с которого, пусть и в записи, была показана по телевидению в СССР. Передача была показана 14 августа 1986 года по Второй программе Центрального телевидения, в виде 45-минутного сюжета-нарезки под названием «Международные соревнования по автоспорту» (со следующего года в программе уже чётко обозначалось, что это трансляция с чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1»).

С 1986 года Гран-при Венгрии постоянно присутствует в календаре чемпионата мира Формулы-1, несмотря на частую критику этапа — на узкой и медленной трассе сложно совершать обгоны.
Говорят, вместо Венгрии первая гонка в социалистической стране могла пройти и в СССР.

-5

Трасса Хунгароринг была построена в 1986 году специально для проведения Гран-при Венгрии. Находится в небольшой долине. Отличается небольшой длиной (из современных трасс Формулы-1 короче только городская трасса в Монте-Карло). Узкая, медленная и запылённая трасса (что обусловлено рельефом, куда был вписан автодром) практически не позволяет совершать обгонов.

-6

В результате залогом успеха на Хунгароринге является успешная квалификация и стратегия пит-стопов.
Конфигурация трассы постоянно подвергалась небольшим изменениям, наибольшее из которых пришлось на 2003 год, когда была максимально удлинена прямая старт/финиш, и первый поворот был перестроен в шпильку (это было сделано для возможности обгона в нём).

Так выглядели панель приборов, руль, зеркало, стёклышко обтекателя. Это болид Lola
Так выглядели панель приборов, руль, зеркало, стёклышко обтекателя. Это болид Lola

Венгерская Народная Республика доживала последние деньки. Совет Экономической Взаимопомощи трещал по швам, и ведомая Янашем Кадаром страна Икарусов практически в полном составе готова была присягнуть ценностям западного мира. Одной из них стали автогонки. Не сумев договориться в 1982-м с генералами из советского ДОСААФ, Берни Экклстоун все же не оставил попыток расширить Формулу 1 на восток и – как водится – в конечном итоге добился успеха.

И пусть построенная за 10 месяцев на северо-восточной окраине Будапешта гоночная трасса получилась узкой, извилистой и лишенной быстрых участков. Не важно, что на 4 километра здесь приходилось 16 поворотов, а единственная дорожка, ведущая к автодрому от ближайшего шоссе, была в дни Гран При парализована пробками с утра до вечера. Серый Кардинал вновь доказал всем, что умеет добиваться своего – и 200 тысяч зрителей, съехавшихся посмотреть на диковинные состязания из ГДР, Румынии, Польши, Чехословакии и даже Союза Советских Республик, служили самым весомым ответом злопыхателям.

Grid girls 1986 г
Grid girls 1986 г
Grid girls 1986 г.
Grid girls 1986 г.
Grid girls 1986 г.
Grid girls 1986 г.

Но пилотам и командам было не до лирических отступлений и окрестных красот. К 11-му этапу борьба за титул чемпиона обострилась невероятно. Теоретических шансов еще никто не лишился, но на деле спор за корону вели четверо. «Одиннадцать чемпионов мира» - так позже прозовут этот квартет журналисты. Пока, правда, на счету Нельсона Пике, Алена Проста, Айртона Сенны и Найджела Мэнселла было всего три титула, но это не мешало им делить между собой победу за победой, оставляя остальным лишь крохи.

Сенна
Сенна

Гонка была отмечена битвой между яростными бразильскими соперниками Нельсон Пике в его Williams - Honda и Айртон Сенна в его Lotus - Renault . Пике после неудачной попытки на предыдущем круге сумел обогнать гонщика Lotus, когда они вошли в первый поворот и на противоположный замок.

Нельсон Пике и Айртон Сенна лучший обгон в истории Формулы 1 В четвертый раз подряд «11 чемпионов мира» не пропустили никого другого на призовой подиум. Сенна, Пике и Мэнселл получили кубки из рук высоких венгерских гостей и с удовольствием побрызгались шампанским.

Нельсон Пике и Айртон Сенна
Нельсон Пике и Айртон Сенна

Во вложении - "F1 1986 Musical Tribute" - атмосферный ролик о сезоне 1986, это был настоящий рок-н-ролл. Надеюсь вы не забыли, что в том году ездили мощнейшие болиды Формулы-1 за всю историю (до 900 л.с. в гоночной спецификации и до 1400 л.с. в квалификационной конфигурации)!

А на карте Формулы-1 появилась еще одна точка. Потом, 15 лет спустя, они будут возникать с завидным постоянством в самых разных уголках земного шара. Индия и Сингапур, Бахрейн и Турция, Малайзия и Южная Корея. Немногочисленные советские болельщики, побывавшие в том жарком августе 86-го на гонке в Будапеште, наверняка не сомневались, что уже совсем скоро эти замечательные соревнования сделают еще один шаг на восток.

Шаг, которого все же был сделан 12 октября 2014 года, когда Сочи впервые принял Гран-при России Formula 1.

Планировалось, что Гран-при России будет проходить возле Санкт-Петербурга начиная с 2023 года, на недавно созданной трассе Игора Драйв, вдали от нынешних гоночных площадок в Сочи.

В 2020 году трасса Игора Драйв получила категорию Grade 1, т.е. высшую оценку FIA. Строители уже "пристроили" к трассе 3 сектор, и её длина чуть больше 5 км.

Трасса Formula 1 Игора Драйв
Трасса Formula 1 Игора Драйв

Но общая ситуация оставляет желать лучшего. Соревнования не только в рамках Формулы 1, но и все остальные, даже те, где наши спортсмены остаются мировыми лидерами, стали запрещены и наши ребята не участвуют сейчас нигде! Хотя говорят: "Спорт вне политики!.."(

Будем надеяться, что ситуация изменится и мы всё же увидим эти "королевские гонки" и в нашей большой стране, на современной новой трассе по Санкт-Петербургом!