В Ватикане поддерживают идею переговоров об урегулировании конфликта на Украине, заявил папа римский Франциск в интервью La Stampa. Святой Престол готов сделать всё возможное, чтобы выступить посредником и прекратить бои.
Domenico Agasso (Доменико Агассо)
LaStampa: Ваше Святейшество, завтра вы совершите первый визит в Асти, с тех пор как стали понтификом. Вместе со своей семьёй вы отпразднуете 90-летие двоюродной сестры Карлы Рабеццаны (Carla Rabezzana). Во время Второй мировой войны, вы были ещё детьми. Потом начался тёмный период холодной войны. Какие чувства у вас вызывает ситуация, при которой Вы, будучи папой римским, должны противостоять "третьей мировой войне" с новыми ядерными угрозами?
Папа римский Франциск: Это просто абсурд. Особенно досадно и грустно от осознания того, что за всеми этими трагедиями стоит жажда власти и торговля оружием. Мне говорили, что, если перестать на год производить и продавать оружие, то можно побороть голод во всём мире. А вместо этого преобладает тяга к разрушениям, которая ведёт к войнам. Когда империи слабеют, они делают ставку на войны, чтобы чувствовать себя сильными, или же продают оружие. Три мировых войны за один век! Ничему нас жизнь не учит! Достаточно сходить на кладбище в Анцио и посмотреть, в каком возрасте были похоронены эти люди: я вот там побывал, и когда увидел могилы ребят, американцев, 20-летних парней, погибших при высадке в Анцио, я расплакался… То, что я увидел в Редипулье (военный мемориал жертв Первой мировой войны — прим. ИноСМИ) очень меня расстроило. Мой дед прошёл через Пьяве, и он мне рассказал, что там произошло. И, как я уже неоднократно говорил, высадка в Нормандии… да, это было началом падения нацизма… но сколько молодых ребят осталось там, на берегу, сколько было убито? Говорят 30 тысяч… Ничему мы не учимся…
— Есть ли какие-то новости на дипломатическом поле со стороны Ватикана и Кремля?
— Мы постоянно следим за развитием событий. Как я уже говорил во время перелёта из Бахрейна, государственный секретариат (дипломатический орган Ватикана — прим. ИноСМИ) работает, и работает хорошо. Каждый день, оценивает все возможные варианты и внимательно относится к любому развитию событий, которое может привести к настоящему прекращению огня, к настоящим переговорам. Одновременно мы оказываем гуманитарную поддержку народу измученной Украины. Он и его страдания всегда в моём сердце. Мы также пытаемся развить сеть взаимодействия, которая поможет сблизить стороны и найти решение. Помимо этого, Святой Престол выполняет свою работу и помогает пленным.
— Готов ли Ватикан выступить в качестве посредника и провести у себя возможные переговоры?
— Как мы уже подтверждали на протяжении нескольких месяцев, и как неоднократно заявлял госсекретарь, кардинал Паролин, Святой Престол готов сделать всё возможное, чтобы выступить посредником и положить конец конфликту на Украине.
— У вас ещё осталась надежда на примирение Москвы и Киева?
— Да, у меня есть надежда. Давайте не будем сдаваться, мир возможен. Но необходимо, чтобы все приложили усилия и демилитаризировали свои сердца, начиная с себя самих, а потом уже можно обезвреживать и обезоруживать насилие. Мы все должны стать пацифистами. Нужно хотеть мира, а не только перемирия, которое, возможно, служит лишь для того, чтобы перевооружиться. Настоящий мир — результат диалога. Его нельзя добиться с помощью оружия, потому что так не победить ненависть и жажду доминирования. Они вновь появятся, может в другом виде, но появятся.
<…>