Дисграфия и дислексия - наиболее часто встречающиеся расстройства школьных навыков, характеризующиеся трудностями в овладении письмом и чтением.
Как правило, дети с данными расстройствами имеют хороший интеллект и сохранный физический слух и даже могут показывать неплохие способности в других дисциплинах, что вызывает расхождение в способностях к обучению в школе.
Наиболее распространенные формы дислексий и дисграфий:
- Фонематическая (фонологическая) дислексия и дисграфия, связанные с трудностями фонематического анализа (ребенок не может связать услышанный звук (фонему) с буквой (графемой)). Характерно на письме смешение согласных, близких по звучанию (д-т,ж-ш и т.д), пропуски букв, трудности в усвоении правил правописания,т.к. не слышат всех изменений звука при грамматическом изменении слова, не делают необходимых обобщений, не чувствуют связи слов. Чтением такие дети овладевают медленно, т.к. долго путают звуки букв, переставляют слоги, читают по догадке.
- Оптические (зрительные) дисграфии и дислексии вызваны трудностями буквенного анализа (неспособностью зрительно запомнить и воспроизвести начертание букв). Дети путают схожие по начертанию буквы (например, Б и В, Г и П), могут на письме перевернуть букву (Р и Ь, например) или повернуть зеркально (например, Е и Э), добавить лишний крючок (например, Ш и Щ).
- Кинетические (моторные) дислексии и дисграфии характеризуются нарушением зрительно-моторной координации. При чтении ребенок не фиксирует взгляд на определенном фрагменте текста, не последовательно переводит его с одного слова на другое, перескакивает со строки. При письме ребенок не может организовать правильную работу руки на пространстве листа: заходит за строку, поля, слишком крупно или мелко пишет и часто неразборчиво, снижен темп письма, может пропускать при письме буквы или целые слоги (при сохранном фонематическом слухе!)
- Дизорфография - особый вид дисграфии, при котором отмечается стойкое нарушение способности пишущего применять правила правописания ( у ребенка будто отсутствует "чутье" на то, где нужно применять то или иное правило). Дети с дизорфографией допускают множество ошибок на письме, при этом сами их не замечают и не могут исправить, хотя правила русского языка могут знать на "отлично".
- Вторичные дисграфии и дислексии включают недостатки письма, связанные с плохой слухоречевой памятью, мешающей запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его, а также "дисграфию" и "дислексию", обусловленные непосильным для ребенка темпом деятельности. В современной школе практикуется скорочтение и скорописание, которые для ряда детей оборачиваются катастрофой. Они не только теряют уверенность в себе, но и зачастую начинают испытывать отвращение от учебного процесса.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статью -"Методы коррекции дисграфии и дислексии"!