🧬 КАЗУС
(Лат. CASUS – инцидент, случай, курьез)
Роман «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой был прочитан мною очень давно. И местами перечитан неоднократно.
Это шикарный глубокий труд о гениальном враче советской эпохи, талантливом гинекологе Павле Алексеевиче Кукоцком.
А вот одноименный фильм Юрия Грымова, 2005 г, получившем потом «Нику» за творческие успехи в российском кинематографе, посмотрела только в 2021 году. Смотрела тогда специально, потратила 2 поздних вечера (понадобилось мнение, мне тогда надо было написать работу - отзыв, но речь не об этом).
А сейчас, находясь в отпуске, который получился неожиданно как больничный по уходу за дважды прооперированной собакой, захотелось прочитать начало гениальной книги. Перебирала книги и нашла. Я люблю бумажные книги.
Так вот. В фильме так же показана большая личная трагедия одного человека, сотканная из множества (мелких и не очень) других трагедий близких ему людей, которые ему… вовсе чужие. (Кто книгу не читал, тому будет легче смотреть, не сравнивая).
Мои эмоции от просмотра улетали от восторженного плюса в глубокий минус и обратно. Биполярка.
Скажу вам сразу, мне книга однозначно лучше. Я представляла в воображении немного другие картины, иные лица, намного меньше грязи, чем показал режиссёр.
Кукоцкий единственный, где полностью совпало представление о нем, стопроцентное попадание в выборе актёра, изумительная игра Юрия Цурило. Но всё же, фильм я рекомендую посмотреть всем, кто его ещё не смотрел. Кому легче смотреть глазами, а не чтение.
🎥Сейчас будет не пересказ. И не личный взгляд, например, на темы легализации абортов, проблем учёных генетиков, проблем разврата молодёжи, не знающих после содомии, кто отец ребёнка, и вообще всех живущих в стране, где «А невиновных у нас не бывает!»
Меня вот что зацепило.
🎞️Врач советского времени служит всецело женщине. Он имеет возможность спасать от смерти, не отвлекаясь на вечно подвисающую информационную медицинскую систему «Барс».
Врач сидит у постели больной, рука на пульсе. Не один вечер сидит. В этом его человечность и гениальность.
Современная же система зажимает в рамки заскочить на обходе всего на 5 минут. И всё, побежал, потому что врач в отделении занят 24/7 не столько в операционной, сколько оформлением медицинской документации и отчётностью.
🎞️У них, в фильме нет антибиотиков. Пенициллин - сильнейший дефицит, Кукоцкий его достаёт прооперированной Лене по ампуле, чтобы она выжила после криминального аборта.
Но зато у них не было ковидной истории, свиного, птичьего гриппа. И даже ВИЧ инфекции ещё тогда нет.
В настоящее же время есть какие хочешь крутые антибиотики и противовирусные препараты, но инфекты настолько мутируют и тут же мгновенно приспосабливаются, что фактически силы сопоставимы с прошлым веком.
Торпидную инфекцию, даже госпитальные штаммы, фактически также трудно победить. А что-то вообще никак ( кстати, скоро станет доступна вакцина от ВИЧ инфекции, уже проходит клинические испытания, она уже есть).
🎞️Дальше. Читая роман Улицкой, который в свое время поглощал меня всецело, в фильме же, где-то посередине, у меня возникло ощущение, что меня повели куда-то не туда ( сценарий писали уже трое).
И даже чарующий закадровый голос Алексея Баталова в эти моменты не спасал!
Было впечатление гадливости, что ли. Ощущение мерзости, отвратительно грязной, порочной стороны человеческих отношений вдруг накатило на меня.
Примерно на 7 серии я хотела все бросить, отмыться в душе и дальше больше не смотреть. Ну сериал сериалом в эти моменты, тем более медицинская моя подтема уже сошла на нет, осталась, правда, большая психиатрия.
Я сидела и думала, кто из нас сумасшедший: я или режиссёр?
Ну другую я Таню представляла, другую, и в этом фильме мне впервые не понравилась игра Чулпан Хаматовой. Не подходит она на эту роль и всё тут. Она здесь такая же, как в «Детях Арбата» и «Докторе Живаго», никакой разницы. В романе у Улицкой – было не это!
🎞️В фильме много смертей. Особенно тяжело переживать смерти молодых женщин.
Когда под окнами роддома, в котором от лептоспироза, без должной помощи умирает Таня, отец ребёнка играет на саксофоне, не замечая ливень – хочется ворваться на помощь и изменить сценарий. И я помню, как я тогда плакала.
Когда Кукоцкий и Сергей (отец и муж) везут в поезде мёртвую беременную Таню в цинковом гробу – невозможно сдержать слезы! Плакала и здесь.
Но грустное, тяжёлое послевкусие скрашивают финальные светлые сцены, где в другом мире все опять молоды, красивы, где ещё бежит маленькая и непорочная Таня, где Елена не сошла с ума и всё ещё помнит.
♥️В фильме есть настоящая любовь, Кукоцкий пронес её бережно через всю свою жизнь.
Фильм отнесу к разряду «не для всех». Рекомендую все-таки к просмотру, потому что меня он местами зацепил. Но больше рекомендую прочитать книгу.
Здесь много философии, показана граница между жизнью и смертью, граница между живым и мёртвым, между нормой и патологией, добром и злом, между здоровьем и сумасшествием, между любовью и похотью.
Интересно, а вы смотрели «Казус КУКОЦКОГО»? Или читали одноимённый роман Улицкой?
Что скажете?
Сегодня, в пятницу, позволила себе парамедицинский контент, чтобы вам не было скучно.