О фильме Александра Стефановича «Пена» («Мосфильм», 1979)
От автора: милый дзен! Отключая монетизацию как раз на этом материале, ты красноречиво демонстрируешь свою безграмотность и убогость формулировок: "доход начисляется корректно, с учетом активности подписчиков". Но когда активных подписчиков становится больше, ты не только не увеличиваешь монетизацию, но фактически отключаешь ее. Мое роскошное вознаграждение и так-то было чрезмерным (аж 1 рубь в день), а теперь и вовсе прекратилось. То есть чем меньше я работаю, тем выше доход? Суперлогика!
Видимо, дзен решил, что 5 рублей за работу над каналом мне более, чем достаточно, можно и отключить золотой дождь.
Отлично! Вот ты и доказал нам всем, что грамотность и качество материалов вовсе не должны вознаграждаться. Конечно, гораздо выгоднее зарабатывать на гонках за лайками и подписчиками по типу "подписка за подписку": дзен предпочитает настоящему качеству сомнительное количество.
Жаль, мне казалось, платформа интересна. На самом деле - живая иллюстрация к статье, опубликованной несколько дней тому назад:
Меня всегда удивляло, насколько многие советские фильмы современны. Иногда в фильмах прошлого можно почерпнуть больше о нашем времени, чем в современном кино. Это неудивительно: классика всегда актуальна. Жаль только, наши проблемы не проходят со временем, а только усугубляются.
Советский фильм прекрасного режиссера Александра Стефановича, снятый в соавторстве с Сергеем Михалковым, сегодня актуален, как никогда. Престарелый номенклатурный начальник, возглавляющий крупный НИИ докторской степени не имеет и опасается, что его поменяют на более образованного и остепененного конкурента. Кроме того, Махонину (так зовут персонажа), очень хочется попасть в член-корры РАН, и докторская ему совершенно необходима. А таланта нет. Что ж, зато есть деньги и возможность купить готовую докторскую диссертацию, защитить которую не так уж сложно.
Махонин выходит на могущественного товарища Солому, важного, самодовольного, наглого и жадного представителя некоей подпольной корпорации по изготовлению и продаже готовых диссертаций. На совести корпорации целых девять (смешная на сегодня цифра!) лжеученых, защитившихся на чужом труде.
Семейка у Махонина еще та: мать-домохозяйка, отчаянно молодящаяся и так же отчаянно ворчащая на всю свою семью; дочка-бездельница, избалованная папочкиными подарками, достающимися «по большому блату»: дефицитными контрамарками на международные фестивали, развлекательными теплоходными прогулками, дорогущими тряпками и дефицитными по тем временам лакомствами.
Она с легкостью отбивает у недалекой подруги ухажера и женит его на себе. Еще бы! Журналист хорош собой, умен и перспективен: у него впереди «загранка».
Но вот незадача: жених — молодой журналист, отлично выполнивший редакционное задание по выявлению той самой подпольной корпорации. В общем, советский диссернет в одном лице.
На семейном торжестве, посвященном новоиспеченному доктору, выясняется, что в завтрашней газете будет опубликован фельетон нашего незадачливого журналиста, и тогда Махонину конец. Как руководителю и ученому.
Но. Звонит телефон, и журналисту сообщают, что материал снят с публикации. Видимо, за Махонина вступились всемогущие партийные покровители. Махонин и Ко торжествуют, журналист подавлен.
Но. Снова звонит телефон, и журналисту сообщают, что фельетон все же выйдет с еще более разоблачительным названием, чем предлагал автор. Махонин повержен. Истина восторжествовала.
Показателен финальный кадр с телефоном во весь экран: если он снова зазвонит и вновь отменит предыдущее решение, Махонин восторжествует над женихом-журналистом. Кто кого - решает телефон. То есть не сам телефон, конечно, а те, кто уведомляет о принятом «наверху» решении. Главным критерием компетентности на посту руководителя крупного НИИ является ни образование, ни деловые качества, ни пресловутая ученая степень, а прихоть больших начальников. Удобство кандидатуры. Именно поэтому настоящие ученые вынуждены писать диссертации другим, чтобы хотя бы заработать, если нет возможности прославиться собственным авторским правом.
Комедия легка и остроумна, актеры блестящи. Но после просмотра в голову приходят совсем невеселые мысли. Фильм имеет подзаголовок: «действие происходит, К СОЖАЛЕНИЮ, в наши дни» (выделено авторами фильма).
Ведь ничего же не изменилось! Прошло сорок лет, карточный домик Советского Союза рассыпался в прах, а ученые степени так же продаются и покупаются. Только в еще гораздо большем масштабе.
Время идет вперед, и наука постоянно развивается. Михайло Ломоносов пришел пешком с далекого севера, чтобы поднять русскую науку на мировой уровень. Для того и основал Академию Наук. В 18 веке государи понимали и ценили исключительную роль научного знания. Как бы он содрогнулся, если бы увидел, во что превратили науку и ученость в 21 веке!..
Вы идете вперед - мы стоим на месте. У вас впереди будущее - у нас настоящее», - констатирует Махонин. Что ж, иметь впереди настоящее вместо будущего не стоит большого труда. Хотя наше общее будущее зависит именно от того, будет ли оно у науки. Если настоящее заменит будущее, то все мы рискуем очутиться в прошлом.
Когда видишь, сколько вокруг безграмотности и плохого образования, ловишь себя на мысли: а нужна ли она, эта грамотность? В наш век, когда все продается и все покупается. Ан нет! - выходит, нужна. Как и при совке, как всегда. Одно это внушает надежду.