Найти тему

Куриозное художество. В XVIII веке в Петербурге создали «самобеглую коляску»

…В остроге было холодно и сыро. Арестант, кутаясь в ветхую тюремную одежку, диктовал племяннику, получившему в 1751 году разрешение его навестить, «Доношение» в Московский сенат, где вели разбор мелких дел: «Такую коляску, он, Леонтий, сделать может подлинно на четырех колесах, так что она побежит без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, и бегать будет хотя через какое дальнее расстояние». #INJECT_1# 65‑летний дворцовый крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков, родом из Яранского уезда (ныне часть Кировской области), сам писать не умел: он никогда и нигде не учился. А для того, чтобы к его «Доношению» сенаторы отнеслись серьезно, просил племянника обязательно добавить, что именно он, Шамшуренков, в 1737 году придумал «снаряд» для подъема на колокольню Ивана Великого в Москве только что отлитого Царь-колокола. Однако случился пожар, колокол упал с мостков, на которых стоял, дал сквозные трещины, от него откололся большой кусок. После этого поднимать его уже не было смысла, услуги изобретателя «стали ненадобны», и он отправился домой в Яранский уезд. Там Шамшуренкова ждали тяжкие испытания: от умершего брата ему досталось несчастное «наследство» — судебная тяжба с захватившим их земельный надел владельцем винокуренного завода купцом Корякиным. Желая добиться от Леонтия выгодных ему показаний, Корякин, которому покровительствовал яранский воевода, подстроил так, что истец был «бит батогами» и несколько лет просидел в тюрьме. Там он и обдумывал конструкцию своей необычной коляски… В феврале 1752 года пришел указ: «Крестьянина Шамшуренкова прислать в Правительственный Сенат». В мае изобретатель прибыл в Петербург. Ему отвели квартиру при Канцелярии от строений, ведавшей застройкой Петербурга, дали помощников, нужные материалы и инструмент, а «на пропитание» выделили десять копеек в день. Шамшуренков трудился, буквально не поднимая головы. И 13 ноября начальник рабочей ­команды Мастерового двора, непосредственно ведавший постройкой коляски, сообщил рапортом в канцелярию: «Оная коляска крестьянином Леонтием Шамшуренковым в окончание приведена и холстом обита и с рисуночною росписью красками выкрашена». Коляска была опробована, признана годной для езды, ею довольно долго пользовались, она заслужила репутацию «весьма нового и куриозного художества». Возможно, каталась на ней по дорожкам парка своего летнего дворца императрица Елизавета Петровна, а два дюжих лакея приводили коляску в действие, нажимая на педали. Увы, никаких чертежей и рисунков коляски не сохранилось, и сама она до нас не дошла… В 1753 году изобретатель был отправлен в Москву и получил вознаграждение — пятьдесят рублей золотом. Спустя какое‑­то время он снова направил «Донесение» в Сенат, предлагая изготовить «самоходные» сани и «путеизмерительные» часы, но ответа на это предложение не получил. Яранский умелец и его изобретение были надолго забыты, и только в 1900 году московский коллекционер Сергей Щукин нашел в архивах и опубликовал копию дела о «самобеглой коляске». Ныне на родине изобретателя первого веломобиля его именем назван местный парк. Ему посвящен проводимый в Яранске фестиваль «Колесная феерия». Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».