Найти тему

Готовые домашние задания для школьников: в чём польза и вред? Рассказывает социолог

Готовые домашние задания для школьников пользуются популярностью среди учеников как в сети, так и оффлайн. Профессор факультета государственного и муниципального управления РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат социологических наук Альбина Бесчасная специально для «Тульской прессы» рассказала, в каком случае использование решебников оправдано, а когда сборники ГДЗ лишь вредят.

По словам эксперта, решебник как средство обучения может играть как положительную, так и негативную роль. И на самом деле, та или иная валентность решебников зависит от мотивации ребёнка к обучению, от его любознательности.

«Если ребенку интересно учиться, если он «созрел» к самостоятельной работе без участия взрослых, или он воспринимает учебные задания как своеобразный «challenge», правильность выполнения которых требует проверки, то решебники вполне справятся с деликатной задачей проверки решения и правильного ответа задачи. Разумеется, такую сложную волевую конструкцию, как произвольность в организации процесса обучения вряд ли можно ожидать от младшего школьника, но постепенно, если учитель или родитель покажут, каким образом можно пользоваться решебником без ущерба освоению учебного материала, можно ожидать, что с помощью решебника школьник приобретет не только знания, но и уверенность в своих силах. А они в свою очередь будут подпитывать мотивацию к обучению», – пояснила профессор.

Вместе с тем специалист добавила, что при обучении правильному использованию решебника сборник может стать достойной заменой репетиторов:

«В чем заключается правильное применение решебников в учебной деятельности детей? Это как в жизни – не давать преждевременно правильных решений, а предоставить возможность, пройдя пробы и ошибки, самому найти верное решение».

Для этого, по мнению социолога, необходимо предложить ребёнку первоначально самому искать решение, вдумчиво отнестись к задаче, порассуждать, и лишь после его предположений и вариантов решений сверить его ход мысли с тем, что предлагает решебник.

«Однако решебник обладает соблазном для ребенка – воспользоваться готовыми решениями и бегом играть! Поэтому, рекомендуя ребенку решебник в качестве помощника, надо учитывать возраст, настрой ребенка, а самому взрослому – иметь время для обучения пользоваться им», – заключила Альбина Бесчасная.