Найти в Дзене

Необычный фильм о «странной» французской девушке

Сегодня предлагаю посмотреть или пересмотреть необыкновенный французский фильм. Это лиричная, слегка комичная, очень необычная мелодрама о странной девушке, живущей в своем воображаемом мире. Фильм «Амели», 2001 год, режиссер Жан-Пьер Жёне Сценарий: Гийом Лоран, Жан-Пьер Жене
Оператор: Брюно Дельбоннель
Композитор: Янн Тьерсен
Монтаж: Эрве Шнайд В фильме снимались: Одри Тоту, Матьё Кассовиц, Рюфюс, Лорелла Кравотта, Серж Мерлен, Жамель Деббуз, Клотильд Молле, Клэр Морье, Изабель Нанти, Доминик Пинон… У картины огромное количество премий и номинаций: четыре кинопремии «Сезар», две статуэтки BAFTA, четыре статуэтки «Европейской киноакадемии» и «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах, несколько номинаций на «Оскар». Среди них - «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший звук», «Лучшие декорации и оформление», «Лучшая операторская работа». Режисер Жан-Пьер Жёне заявил однажды: «Я не хочу снимать голливудское кино». И надо признать, что ему удалось создать свое авторское кино – фил

Сегодня предлагаю посмотреть или пересмотреть необыкновенный французский фильм. Это лиричная, слегка комичная, очень необычная мелодрама о странной девушке, живущей в своем воображаемом мире.

Фильм «Амели», 2001 год, режиссер Жан-Пьер Жёне

Сценарий: Гийом Лоран, Жан-Пьер Жене
Оператор: Брюно Дельбоннель
Композитор: Янн Тьерсен
Монтаж: Эрве Шнайд

В фильме снимались: Одри Тоту, Матьё Кассовиц, Рюфюс, Лорелла Кравотта, Серж Мерлен, Жамель Деббуз, Клотильд Молле, Клэр Морье, Изабель Нанти, Доминик Пинон…

У картины огромное количество премий и номинаций: четыре кинопремии «Сезар», две статуэтки BAFTA, четыре статуэтки «Европейской киноакадемии» и «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах, несколько номинаций на «Оскар». Среди них - «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший звук», «Лучшие декорации и оформление», «Лучшая операторская работа».

Режисер Жан-Пьер Жёне заявил однажды: «Я не хочу снимать голливудское кино». И надо признать, что ему удалось создать свое авторское кино – фильм «Амели» получился светлый, добрый, немного детский и наивный.

С первых кадров понимаешь, что фильм очень своеобразный. Через непринужденно смонтированную серию быстро сменяющихся изображений нас знакомят с детством героини и тем, как сформировался ее уникальный мир.

По сюжету Амели Пулен из-за надуманной болезни сердца не ходила в школу и была лишена общения со сверстниками. Нелепая смерть матери и замкнутый отец, мало обращавший внимания на дочь, способствовали тому, что Амели выросла робкой и застенчивой девушкой со слишком богатой фантазией.

Работая официанткой в кафе, она очень внимательно изучает своих коллег и посетителей, а также соседей по дому, и потихоньку делает свои выводы… Авторы фильма раскрывают нам персонажей через то, как их видит Амели, - все образы достаточно карикатурны, с множеством внутренних слабостей и милых чудачеств.

И вот наступает день Х, когда Амели Пулен решает начать «вмешиваться в жизнь других людей». Благодаря своим наблюдениям она полагает, что знает, как «осчастливить» своих знакомых. Амели превращается в проказничающую добрую фею и начинает творить «свои чудеса». А чтобы сделать счастливой себя, ей придется выйти из своего «замкнутого мира». Но прежде она и для своего возлюбленного устроит незабываемый квест…

Интересно, что главная роль, принесшая актрисе Одри Тоту невероятную популярность, изначально была специально написана для актрисы Эмили Уотсон. Но Уотсон не смогла принять участие в фильме, а режиссер Жан-Пьер Жёне увидел на улице афишу с Одри и понял, что именно она должна сыграть Амели.

И надо сказать, что актриса прекрасно справилась с ролью волшебной девушки с большими и невинными глазами, такой богемной девушки с Монмартра. А этот парижский квартал художников, поэтов и писателей становится тоже героем фильма. Он помогает Амели «творить» и свою жизнь, и жизнь окружающих её людей.

-2

Зрители так полюбили фильм, что и после съемок он не покинул Монмартр, а наоборот, ещё больше здесь поселился. Так дом №56 по улице Rue des Trois Frères, в котором жила героиня фильма, теперь носит гордое название «Дом Амели».

А в кафе «Две мельницы», расположенном на пересечении улиц Мулен Руж и Мулен де ла Галет и в котором девушка работала официанткой, владельцы продолжают поддерживать интерьер таким, каким он был в фильме.

-3

Существует и магазинчик, в котором Амели покупала продукты. Правда мешки с фасолью, в которые она так любила опускать руки, убрали, так как поклонники усердно копировали её привычку.

В фильме «снялись» и две станции парижского метро: «Абесес» (Abbessess), которая находится ближе к дому Амели, и «Ламарк-Коленкур» (Lamarck-Caulaincourt), которую Жан-Пьер Жёне посчитал более уютной. Что интересно перед съемками их пришлось отмывать от граффити, пыли и грязи специальной бригаде.

А канал Сен-Мартен, где Амели пускала «блинчики» - это очень красивое место со своей богатой историей.

«Зато у нее есть свои мелкие радости: запустить ладонь в мешок с фасолью, сломать сахарную корочку чайной ложкой и пускать блинчики по воде канала Сен-Мартен...»

В общем, если смотреть фильм внимательно, можно совершить увлекательную прогулку по Парижу, а если приехать на Монмартр и пройтись по местам съемок, можно заглянуть в необычный мир Амели Пулен.

-4

В большинстве кинокартинах, про которые я рассказываю, интересно обращать внимание на детали. Так можно заметить, что в цветовой гамме фильма «Амели» преобладают красный, зелёный, жёлтый и иногда синий. На такой выбор режиссера оказали влияние работы бразильского художника Хуареса Мачадо. Жан-Пьеру Жёне так хотелось создать в картине яркое цветовое решение, что он одним из первых в европейском кино применил цифровую цветокоррекцию. А к созданию интерьеров он привлек не только кино-художников и дизайнеров, но и живописцев. Так воображаемого крокодила, с которым в детстве «общалась» Амели, нарисовал немецкий художник-сюрреалист Михаэль Сова. Им же были написаны картины, которые висят над кроватью Амели, и абажур-свинка на тумбочке – тоже его работа.

-5

Все эти приемы подчеркивают романтизм и обостренное мировосприятие главной героини.

Жан-Пьер Жёне предлагает нам вслед за Амели погрузиться в страну чудес, взглянуть на жизнь как на шутливое приключение или увлекательное путешествие.

Цитаты

«У Вас кости не стеклянные. Для Вас столкновение с жизнью неопасно, и если вы этот шанс упустите, тогда со временем сердце у Вас станет абсолютно таким же сухим и ломким, как мой скелет. Действуйте! Сейчас, чёрт возьми!»

«... ей легче придумать дружбу с кем-то, кого нет, чем налаживать отношения с окружающими»

«Удача как велогонка тур де Франс: промчится словно её и не было совсем...»

«Нельзя навечно оставаться одиноким, ведь где-то рядом есть такой же человек»

«Как было бы здорово, если бы в каждом подвальном окне сидел суфлер и подсказывал хлёсткий ответ. Тогда бы и самый робкий человек знал, что сказать»

«Любовь — это единственное, чем она ещё не болела»

«Без тебя сегодняшние чувства были бы лишь обрывками вчерашних»

«... жизнь — лишь репетиция спектакля, который никогда не состоится»

«В детстве время тянется, а потом — бац! — и тебе уже пятьдесят и ржавая коробочка единственное воспоминание»

«Если Амели решила мечтать и жить в своём замкнутом мире, это её право. Ибо ломать себе жизнь — это неотъемлемое право человека»

«Уж лучше думать о других, чем заботиться о гноме...»

«Если бы не ты, моя жизнь была бы лишь бледным отражением чужой любви»

«— Вы верите в чудеса? — Сегодня нет»

«Литературные критики — это кактусы, у них одни колючки, а писатели — птицы, у них только перья»

«Вы-то уж точно не фрукт, потому что даже у яблока есть сердцевина!»

«Единственного друга Амели зовут Кашалот. К несчастью, нервозная атмосфера сделала рыбку истеричной, склонной к самоубийству»

-6

Нельзя не сказать, что особый шарм необычному фильму придает необычная музыка Яна Тьерсена. А ведь изначально Жан-Пьер Жене хотел, чтобы музыку к фильму написал его постоянный соратник Майкл Найман. Но услышав композиции Тьерсена, ему настолько понравилось смелое сочетание инструментов, вроде пианино, аккордеона, клавесина, банджо, вибрафона, что он выкупил права на уже существовавшие произведения композитора. А для фильма Ян Тьерсен создал ещё более смелый саундтрек, в котором можно услышать даже печатную машинку и велосипедное колесо.

Главная музыкальная тема («Вальс Амели»), немного грустная и одновременно жизнеутверждающая, стала «визитной карточкой» фильма.

В картине есть и прекрасная операторская работа, и удачный живой монтаж, и необычный сюжет, и водевильные персонажи, и очень органичная главная героиня.

Надо признать, что в фильме есть и несколько интимных, даже «пошловатых» моментов, что не позволяет назвать его «сказкой для семейного просмотра». Ну а взрослому человеку стоит отнестись к ним с иронией, учитывая всю их комичность.

Режиссер использовал все имеющиеся у него средства для того, чтобы сказать нам, что жизнь полна парадоксов, а вместе с ними тайн и чудес, надо их только постараться разглядеть.

А на мой взгляд, прежде чем изменять чужие жизни, делая их «счастливыми», хорошо бы заняться «улучшением» своей.

Приятного просмотра!

-7