Вы мечтаете купить красную машину. Постоянно об этом думаете и замечаете знаки. Вы увидели машину мечты на дороге, в рекламе, а знакомый вовсе продает красное авто. Что это? Знаки от Высших сил или когнитивное искажение?
Феномен Баадера-Майнхоф
Ничего мистического здесь нет. Если замечаете повторяющуюся информацию несколько дней подряд – когнитивное искажение – феномен Баадера-Майнхов. Каждое новое появление информации закрепляет ее запоминание. Так работает наш мозг.
Феномен представляет шаблонное отклонение в мышлении. Нам только кажется, что информации стало больше, и мы пытаемся увидеть сверхъестественные закономерности.
Процесс описал в 2005 Арнольдом Цвики, профессор лингвистики Стэндфордского университета. Он назвал его иллюзией частности, которая объясняется психологическими явлениями: предвзятостью подтверждения и избирательным вниманием.
- Предвзятость подтверждения – когда находим информацию, подтверждающую собственную точку зрения.
- Избирательное внимание – когда замечаем нечто и становимся внимательными к нему.
Иллюзия частности усиливается эффектом новизны, когда воспринимаем только что полученную информацию как наиболее важную. И если велика эмоциональная вовлеченность, то совпадениям присваивается большая значимость.
- Феномен влияет на принятие решений. Там, где нужна рациональность, человек цепляется за случайности. Это ведет к неверным выборам, разочарованию и дальше по цепочке.
- Но эффект создает порядок из хаоса, где мир превращается в «зеркало», в котором человек видит свои неосознанные желания. Это хороший материал для самопознания.
А вы часто видите «знаки»?