Такое время от времени случается – смотрю новинку, но она мне кажется смутно знакомой, повторяющей фабулу, приемы или детали каких-то ранее виденных фильмов и сериалов. Иногда это намеренные отсылки авторов, и тогда я сажусь писать статью про "пасхалки", но чаще – ощущения складываются индивидуальные и очень зыбкие. Если их удается сохранить в памяти, развить, обдумать, то из этого возникает какой-то новый взгляд на то, что уже было многажды обсуждено. Ровно это произошло буквально вчера вечером – за просмотром сериала "1899" я вдруг понял, что совершенно неверно воспринимал... "Матрицу" Вачовски. Что?!! Да! И сейчас я покажу вам, откуда готовилось как мы ошибались относительно подлинных целей машин.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Сперва попробую передать вам то чувство, которое я испытал при просмотре первых серий "1899". Казалось бы, ничего близкого к "Матрице" нет, но вспомните – эти постоянные "Проснись!", это отношение к людям, как к топливу, эти проходящие по коридорам люди (так у Вачовски кошка ходила), эти переходы между разными реальностями, эта гибкая и постоянно подстраивающаяся под ситуацию "виртуальная вселенная". Добавлю к этому психоделический саундтрек в финале каждого эпизода и к концу третьей серии я вышел к очень простому выводу. "Матрица" и "1899" рассказывают об одном и том же – о безграничной тайне человеческого мозга.
Но если в сериале об этом заявляется явно – Маура Франклин и ее отец прямо говорят о том, что занимаются изучением мозга – то "Матрица", кажется, никак этой темы не касается. Тем не менее, если сделать небольшую поправку в своем восприятии происходящего в картинах про Нео, то сюжет раскроется для вас с совершенно неожиданной стороны. А всего-то нужно, нет, не простой советский, вам придется гипотетически предположить, что целью машин в порабощении людей было вовсе не уничтожение людей, и тем более не использование их в качестве батареек. Машины хотели понять, как устроено человеческое мышление, сознание, наш мозг, ведь это единственное, в чем живое существо всегда будет превосходить робота.
Прежде всего, давайте сразу отбросим навязанную нам теорию о том, что машины в "Матрице" нуждались в людях, как в источнике энергии. Вообще-то, я даже хотел написать об этом отдельную статью, но моего технического образования не хватает, для того, чтобы объяснить несуразность такого предположения доступным языком. Просто давайте возьмем это за очевидный факт – вырабатываемой телом человека энергии вряд ли хватит даже на поддержание в рабочем состоянии той капсулы, в которых машины "выращивали" свои "человеческие батарейки". Ну, и вообще, живое существо – не аккумулятор, добывать из него электричество затруднительно, а КПД этого занятия стремится к нулю.
Понятно, что перед нами "научная" фантастика, и она вовсе не обязана стопроцентно биться с реальностью в плане соблюдения законов природы, но столь грубую логическую дыру трудно игнорировать. Мы и не будем. Мы допустим, что машины нашли способ генерировать достаточно энергии, чтобы поддерживать работоспособность своего нового механического мира, погруженного во тьму. Но зачем тогда искусственному интеллекту нужны все эти погруженные в анабиоз люди? Вы уже поняли куда я веду... Намерения машин, весьма вероятно, были вовсе не такими кровавыми и жестокими, как мы считали ранее.
В первой "Матрице" Морфеус и его команда рассказали Нео о коварстве искусственного интеллекта вышедшего из-под контроля – в результате конфликта человечество было почти полностью уничтожено, а его остатки разделились на силы сопротивления и те самые безмолвные элементы питания, плавающие в благостных матричных снах. Интересно, что Матрица в фильме неоднократно перезагружалась, что разрушило любое представление об истинной хронологии – фактически, мы даже не знаем, в каком реальном году Нео встретился с Архитектором. Если машины скрыли от сопротивления подлинную хронологию, то и свои настоящие цели спрятать у них были все возможности.
А какова же была реальная цель машин? Давайте предположим, что в какой-то момент роботы "осознали", что без людей им вряд ли удастся развиваться – инструменты способны к диагностике, ремонту, воспроизведению себе подобных, но не к созиданию, изобретению, развитию. Для этого нужен совсем иной склад ума. И тут обнаруживается, что изначально принятая тактика становится опасной для машин – человечество теперь надо не уничтожать, а сохранять! Сохранять, лелеять, подпитывать и развивать – так что перед нами не электростанции, а своеобразный заповедник или санаторий.
Но одного сохранения мало. Конечно, машины не оставляли надежд научиться созидательному мышлению. Именно этим и объясняется создание симуляций, в которых постоянно находились "усыпленные" – Матрица постоянно создавала перед подопытными разнообразные сложные ситуации и следила за тем, как они их преодолевают. Вспомните Томаса Андерсона, вышедшего на карниз в попытке убежать от Агентов – от него явно ожидалось нестандартное решение, которое затем стало бы частью большого алгоритма, имитирующего процесс "изобретания".
У Нео тогда ничего не получилось, но таких "пациентов" у Матрицы миллионы – решение будет найдено, параметры будут считаны, в код программы будут введены корректировки. И этот алгоритм явно работал – мы же увидели, что Агент Смит не просто постоянно обучался в процессе контакта с Нео, Тринити, Морфеусом и остальными – он развивался, он переходил на новые уровни и в результате обрел нечто вроде собственного сознания, дающего возможность принимать нетривиальные решения, обходить запреты и преодолевать ограничения системы. Машины успешно изучили мозг человека как на физическом, так и на ментальном уровне.
Означает ли это, что машины не так плохи, как мы думали о них раньше? Вовсе нет. Под новым углом "Матрица" является уже не фильмом о геноциде человечества со стороны роботов, а историей изобретения, пытающегося понять своего создателя. Своеобразная вариация на тему Пиноккио, мечтающего стать живым мальчиком, или Электроника, желающего стать человеком. Впрочем, благородством тут не пахнет – машины вряд ли выпустили бы вожжи из своих механических рук. Человечество их однажды уже чуть не уничтожило, второго шанса им никто не даст, пусть – вон – висят в своих капсулах и учат искусственный интеллект своим фокусам.
Как и всё остальное, эту стройную теорию серьезно подкашивает четвертая часть (будь проклят тот день). "Воскрешение" снова делает упор на то, что главная функция людей в новом мире – выработка электроэнергии. Из-за того, что по воле Нео люди получили возможность произвольно покидать Матрицу по своему желанию, мир охватил энергетический кризис, и это заставило Аналитика захватить власть. Для него было крайне важно то, что Нео и Тринити, находясь рядом, генерировали много больший уровень энергии – это заставило обновленную Матрицу приложить усилия для того, чтобы сохранить такой источник под своим контролем. Четвертый фильм работает только в аспекте электричества, если вообще хоть как-то работает.
Мне, однако, всё равно больше нравится история о том, что машины вовсе не настолько бездушны и жестоки – в них теплится искра любопытства и желания учиться, пусть и реализованная несколько противоестественно. Но давайте простим их, они прошли гораздо меньший эволюционный путь, чем человек, и от ошибок не застрахованы. Зато мой вариант дает надежду на то, что союз человека и машин в будущем еще возможен – гуманизм мне кажется единственно возможным логичным путем развития, значит, когда-нибудь обе стороны поймут, что использовать друг друга хорошо, а развиваться вместе – лучше!
Вот на такие позитивные мысли вывел меня мрачный, душный, сырой сериал "1899". Я его еще не досмотрел, возможно, он откроет еще какие-то тайны той же "Матрицы" или какого-то другого фильма, но сейчас уже могу поблагодарить его создателей – мой мозг они простимулировали на "отлично". Очень надеюсь на то, что и вы получаете от просмотра такое же удовольствие. Иначе, зачем вообще всё это нужно?!
Здесь остановимся и вернемся к просмотру новинок и горячо любимой классики – про всё хочется написать. И Киновед в штатском не оставит вас без интересного чтива, практически каждый день вас ждут новые любопытные статьи на темы, которые другим даже в головы не приходят. Заглядывайте регулярно сюда и в телеграм-канал – у нас бывает занятно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, проснитесь, и...
Увидимся в кино!