Найти тему
Altai Palace

4000 лет пантам!

Издревле марал считался на Алтае одним из самых почитаемых животных. Существовало поверье, что худо будет тому, кто убьет больше двух маралов в год. А это, заметьте, в те времена, когда взаимоотношения между человеком и другим животным миром строилось по принципу охотник-добыча.

Вот народная сказка для демонстрации исключительной ценности марала в глазах коренных жителей Алтая:

После того, как медведь-хозяин леса состарился, зверям должно выбрать нового старейшину. Где девять рек соединилось, у подножья девяти гор, над быстрым ключом под мохнатым кедром собрались звери из черного леса. Друг другу шубы свои кажут, зубами сверкают, умом, силой и красотой похваляются. Старик- медведь пришел посмотреть на самого достойного.

Всяк по-своему хорош, - сказал медведь.

И тут издали увидели звери бегущего марала. Ногами он вершину горы попирал, могучие рога на небе след оставляли. Не вспотела от быстрого бега шелковистая шерсть, не заходили чаще тонкие ребра, не вскипела в тугих жилах горячая кровь. Сердце ровно бьется, тихо сияют большие умные глаза. Поднял голову марал — уши его подобны лепесткам цветов. Рога, тонким ворсом одетые, прозрачны, словно майским медом налиты.

Встал старый медведь, лапу к маралу протянул:

— Вот кто всех краше.

Лиса от зависти за хвост себя зубами схватила:

- Бурого марала старейшиной выбрать хотят. Х-ха, ха-ха! Это сейчас он красив, а посмотрите на него зимой — голова без рогов, комолая, шея худая, шерсть висит клочьями, сам ходит, скорчившись.

Даже старый медведь не вспомнил, что каждую весну отрастают у оленя новые рога, каждый год прибавляется на его рогах по новой веточке, и год за годом рога ветвистее, а марал чем старше, тем прекраснее становится.

Но люди, в отличии от животных из сказки, в полной мере оценили и красоту, и силу марала, и испокон веков жили с ним в тесном союзе. Пантами молодых маралов сначала лечили простуды и малокровие. Затем начали заживлять нарывы, использовать как средство для отдаления старости и укрепления мужской силы. На этом этапе панты ели сырыми, смазывали кровью больное место, либо же готовили порошковые смеси, смешивая с травами.

На востоке, в частности в Китае и Тибете, панты широко использовались во врачевательной системе еще тысячи лет назад (самая ранняя дата приблизительно 2 тыс. до н.э.) и применялись при изготовлении множества целебных препаратов. И именно Китай активно покупал панты алтайского марала, которого почитали как священное животное, ведь во многом благодаря ему удавалось жить долго, даже в старости не иметь глубоких морщин и чувствовать себя абсолютно здоровым. Стоит ли говорить, что в Китае это было лекарство не для бедных?

Здесь же, на Алтае, пантами лечились повсеместно. И со временем, возможно, не без влияния китайской медицины панты стали варить, а получившийся отвар использовать для уже всем знакомых ванн. Так лечили суставы, восстанавливались после получения серьезных травм, переломов костей, избавлялись от кожных заболеваний, и, конечно же, улучшали половую и репродуктивную функцию. По похожим технологиям готовят пантовые ванны до сих пор, в том числе на Алтайской усадьбе «Каимское».

Панты стали пользоваться такой популярностью, что на Алтае стали появляться первые мараловодческие хозяйства. В закрытых вольерах держать маралов не получится, это свободолюбивое животное, поэтому жили они по-прежнему в полудиких условиях (как и сейчас), где влияние человека ограничивалось тем, что он следил за здоровьем животных и вовремя срезал панты. Уже тогда люди поняли, что главное для марала – свободный выгул и подножный корм из алтайских трав. В этой части тоже мало что изменилось: на Алтайской усадьбе «Каимское» маралы удачно разместились в естественных условиях. Именно при таком положении вещей панты сохраняют все свои целебные свойства.

Как бы странно это не звучало, но лекарство которому 4 тысячи лет продолжает повсеместно использоваться и спасает не хуже своих современных аналогов. К счастью на Алтае не разучились прислушиваться к опыту предков. Ведь, не зря говорят: «Все было придумано до нас!».