Валентина Гафта сложно назвать баловнем судьбы, ведь несмотря на хорошие внешние данные и безусловный актерский талант, счастье в личной жизни, слава и успех пришли к нему только после сорока лет, когда в жизни актера появились Эльдар Рязанов и Ольга Остроумова.
Впервые молодой актер Валентин Гафт появился на экране в 1956 году в картине Михаила Ромма "Убийство на улице Данте". На тот момент Гафту был 21 год и он только оканчивал Школу-студию МХАТ. Актер так нервничал на съемочной площадке, что часто не мог выдавить из себя и двух слов, поэтому после, ему обычно давали небольшие роли иностранцев и чтобы избавиться от этого амплуа, Валентину пришлось не один год доказывать режиссерам, что он способен на большее.
Только благодаря Эльдару Александровичу Рязанову я стал сниматься и у меня появились большие роли, — позже в одном из интервью рассказывал Гафт.
Для своего фильма "Гараж" Рязанов собрал лучших актеров из столичных театров, поэтому даже самая маленькая роль в картине не осталась незамечена зрителями. Председатель правления гаражного кооператива Валентин Михайлович Сидорин, в исполнении Гафта, со своими перлами вроде: "Как ветеринар, я обещаю Вам, прожорливый Вы мой, заворот кишок", настолько понравился публике, что на следующий после премьеры день 44-летний Валентин Гафт проснулся звездой.
С тех пор Валентин Иосифович стал регулярно сниматься у Эльдара Рязанова и его фильмография пополнилась такими прекрасными картинами как: "Забытая мелодия для флейты", "Небеса обетованные", "Старые клячи" и др.
Несмотря на обрушившуюся популярность, личная жизнь актера не складывалась.
Первой супругой Гафта стала манекенщица Елена Изергина. На момент женитьбы Валентин был бедным и никому не известным актером, поэтому молодые поселились в маленькой сырой квартире Елены с тещей и многочисленными мохнатыми питомцами. Кошки, кролики, хомячки и попугайчики чувствовали себя полноценными хозяевами квадратных метров. За ними особо никто не убирал и в помещении постоянно стоял неприятный запах.
Помимо дурных запахов, отношения супругов портили частые загулы Изергиной. Елена могла не прийти домой ночевать и это бесило Валентина. А однажды, узнав об измене жены, он и сам стал ей изменять. В результате через 8 лет совместной жизни брак Гафта и Изергиной рухнул, и они развелись.
Впрочем, вскоре в жизни актера появилась другая женщина - балерина Инна Елисеева, которая ради него бросила писателя Эдварда Радзинского. Возможно Гафт никогда бы и не женился на Инне, но она взяла артиста шантажом. Однажды Елисеева явилась к нему и, заявив, что беременна, потребовала узаконить отношения, в противном случае танцовщица пообещала лишить жизни себя и будущего малыша.
В 1973 году у супругов родилась дочь Оля. Несмотря на появление ребенка, родители Елисеевой так и не приняли зятя. Отец Елены, лауреат Сталинской премии, считал актера голодранцем и не упускал случая, чтобы напомнить ему об этом.
Однажды во время семейного обеда, Валентину понравился цыпленок и он попросил добавки, на что ему сказали: "Будешь зарабатывать как мы, тогда и будешь есть цыпленка!".
Став мамой, Елена ушла из балета и сильно располнела. От невостребованности и неудовлетворенности жизнью, женщина часто закатывала супругу истерики, а неудачная пластическая операция еще больше усугубила ее и без того нестабильное психическое состояние.
Она была женщина с надрывом. У нее был какой-то комплекс и рядом с Валей она чувствовала себя несколько ниже него, — рассказывает кинорежиссер Александр Орлов. - И она пыталась всячески восполнить этот пробел.
Напряженные отношения между супругами привели к тому, что Гафт начал изменять и этой жене, притом его роман с певицей Эльмирой Уразбаевой стал достоянием общественности. Гафт настолько влюбился в артистку, что буквально носил ее на руках и даже развелся с женой, чтобы жениться на Эльмире, но до загса так и не дошел, испугавшись того, что придется уезжать в США. Дело в том, что после свадьбы Эльмира планировала эмигрировать в Америку и Гафт, в самый разгар своей карьеры должен был ехать с ней.
Зачем мне эта Америка? Если бы она здесь осталась, все пошло бы нормально. Надо было позвонить, а я струсил. Нехорошо поступил... До сих пор себя ругаю, — каялся потом Гафт.
А тем временем обиженная Елисеева, как могла, портила Гафту жизнь и без конца строчила на него жалобы, чтобы актер не мог выехать за границу. Поскольку бывшие супруги продолжали жить в одном доме, но на разных этажах, Инна, прекрасно зная во сколько артист уходит на работу и во сколько возвращается, вооружившись биноклем, устраивала за ним настоящую слежку, поэтому собираясь привести домой новую женщину, Валентин тщательно конспирировался.
Мы выбирались из Валиной квартиры по очереди. Он тоже разрешал мне выйти, только посмотрев в дверной глазок. Я спускалась в лифте и бежала к машине, стоявшей неподалеку. Заводила мотор и ждала, когда Гафт стремительно вынырнет из подъезда, подняв воротник плаща, — рассказывала Светлана Резанова, у которой был роман с Гафтом до того, как он познакомился со своей третьей женой Ольгой Остроумовой.
Со стороны Валентин Гафт выглядел брутальным и самоуверенным мужчиной, и только близкие знали насколько он переживает из-за дочки Оли, оставшейся жить с бывшей женой. Актер хоть материально и помогал девочке, исполняя любое ее желание, не мог регулярно общаться с ней, поскольку этому препятствовала Инна. Обиженная на Валентина, всю свою злость женщина вымещала на беззащитной дочке.
По настоянию Елисеевой с раннего возраста Оля начала заниматься балетом, однако крупное телосложение сильно мешало девочке, и мать заставляла ее сидеть на жестких диетах. При этом, когда преподаватели престижной балетной школы намекали Елисеевой на бесперспективность дальнейшего обучения Оли, она доставал книжку, и показывая снимки пышнотелых балерин, говорила, что пока это фото напечатано в этой книге, дочь будет учиться балету.
Впрочем, после окончания школы Ольга решила пойти по стопам отца и подала документы в театральный, но ее не приняли, посчитав "неинтересной".
Возможно девушка имела бы больше шансов на успех, если бы поступала под фамилией Гафт, но, получая паспорт, она записалась под маминой фамилией Елисеева, поэтому в приемной комиссии никто даже не заподозрил, что симпатичная абитуриентка является дочерью известного артиста.
Провалив экзамены и не зная чем заняться, девушка впала в депрессию. Ситуацию усугубляло и то, что Ольге приходилось постоянно находиться рядом с неуравновешенной матерью, которая в любой момент могла утроить истерику.
А ведь у Оли была собственная квартира в этом же доме на Кутузовском проспекте, которую подарил ей папа, но она не могла в ней жить. Дело в том, что Инна сдавала однокомнатные апартаменты Гафта квартирантам за 700 долларов, чтобы было на что жить, а взрослую дочь заставляла спать рядом с собой, поскольку боялась, что Оля испортит красивую обивку на диване, стоявшем в большой комнате.
Бесконечные конфликты с мамой привели Ольгу к сильнейшему нервному срыву, и Инна отправила дочь в психиатрическую лечебницу. Целый месяц девушка провела в Кащенко на сильнейших транквилизаторах и антидепрессантах, а выйдя из клиники неожиданно встретила свою любовь.
Ольга без памяти влюбилась в дирижера Владимира Богорада, который был старше ее на 34 года. Однако родители оказались против этой связи, да и сам Богорад не столько любил, сколько жалел девушку.
Скорее я подыгрывал ей в ее любви ко мне. Поймите, я был единственной ниточкой, которая удерживала Олю в этом мире. Она любила меня страстно, и я не смел обмануть надежд этой доверчивой девочки, — рассказывал музыкант.
Тем не менее дочь актера и Богорад строили планы и девушка собиралась переехать к нему в квартиру. Они даже купили новые обои, чтобы освежить комнату, но так и не успели сделать ремонт.
Поздно вечером раздался звонок по мобильнику. Звонила Оля. Я как раз находился на банкете. Я сказал Оле: "Ты не представляешь, что тут творится". А она в ответ: "Да, жаль, что я не рядом с тобой". И связь оборвалась. А наутро мне позвонили и сказали, что Оли нет, — вспоминал Богорад последний разговор с девушкой, которая 24 августа 2002 года добровольно ушла из жизни в возрасте 29 лет.
Перед смертью, Оля оставила записку Богораду, в которой призналась, что больше не может жить в этом аду. Инну Елисееву не пустили на похороны Оли, поскольку многие считали, что именно она своими скандалами, истериками и упреками довела дочь.
Для Валентина Гафта это был удар. Он два года не выходил на сцену. У него случился инсульт. Он вообще потерял радость и вкус жизни, — вспоминал танцовщик Николай Цискаридзе.
Из этого жуткого состояния актеру помогла выйти третья жена Ольга Остроумова, с которой Гафт счастливо прожил последние 24 года своей жизни.