РБК пишет:
«Размытые формулировки ключевых понятий в законодательных инициативах, связанных с ограничением демонстрации и пропаганды ЛГБТ и педофилии, ставят под угрозу до 50 % наименований книг на российском рынке, заявил РБК Олег Новиков, президент одной из крупнейших в России издательской группы "Эксмо-АСТ" (объединяет издательства "Эксмо", АСТ, "Манн, Иванов и Фербер", "Бомбора" и др.). В зоне риска, по его словам, находится практически вся литература Виктора Пелевина, биография Петра Чайковского и "многое другое". <…>
Юридический анализ поправок, по словам Олега Новикова, показал, что основная проблема законодательной инициативы в текущей версии — "слишком общий характер формулировок и отсутствие в законодательстве определений, раскрывающих содержание используемых в законопроекте понятий". Речь, как отмечает президент "Эксмо-АСТ", идет прежде всего о понятиях "пропаганда" и "демонстрирование". На отсутствие "внятной расшифровки" этих терминов указывает и гендиректор издательства "Рипол Классик" Сергей Макаренков. Аналогичные опасения в разговоре с РБК выразил и гендиректор издательской группы "Альпина" Алексей Ильин. Как правило, тема ЛГБТ в книгах не основная и "идет без какого-то знака плюс или минус", объясняет собеседник РБК: не существует книг, которые бы призывали сменить сексуальную ориентацию, то есть пропагандировали это "в лобовом понимании". А с учетом отсутствия конкретных примеров, "что можно, а что нельзя", понять, какие из выпускаемых книг попадают под запрет, сейчас невозможно, отмечает гендиректор "Альпины". "Нам непонятно, если, например, в книге есть положительный герой-гей или исследуются гомосексуальные отношения среди животных и это никак не поощряется и не осуждается, будет ли это расценено как нарушение закона", — рассуждает Ильин. <…>
После вступления поправок в силу большинство издателей будут стараться избегать книг, которые содержат ЛГБТ-тематику, считает Ильин. Это уменьшит выбор рукописей для издателей и ограничит читателей в выборе.
Что касается текущего портфеля, пока, по словам Ильина, все ждут "конкретных разъяснений", что понимается под словом "пропаганда", причем с примерами. Любое изъятие экземпляра из продаж и отсутствие новых тиражей хорошо продающейся книги приведет к существенным убыткам, предупреждает эксперт. А на фоне роста себестоимости и спада продаж на книжном рынке это дополнительная проблема для издателей, резюмирует Ильин».