АРГЕНТИНСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ. Первый Кинематографический фильм «Аргентинское
знамя» был снят французским оператором Эженом Пи в 1897. В 1900 открылся Салон синематографико насьональ, где показывали хроники ленты. Ф. «Уличные сценки» (1902, реж. Эмиль. Кардини) —— одна из попыток создания сюжетной картины. Первый художественный фильм, знаменовавший рождение Аргентинской кинематографии, «Расстрел Доррего» (1908, режиссер Майкл Гальо). В 1911 В Аргентину приехал итальянец Феликс Валье, который в том же голу основал ФИЛЬМ Ревиста Валье — еженедельный документальный‚выпуск новостей (существовал 10 лет). Активность аргентинской кинематографии быстро росла, в кино пришли режиссёры, операторы, театральные актёры. Получил признание фильм Благородство Гаучо (1915, режиссер. Урбано Кайро.
- Успехом пользовались фильм «Прибой» (1916, режиссер Атилио Липицци), «Сантос Вега» (1917, реж. Карло де Паоли). В 1917 начал работать ведущий режиссёр кино
Антуан Ферей а. Его фильм «Танго смерти» положил начало популярной и в период
звукового кино серии фильмов «танго». В лентах «Белые голубки» 1920, «Буэнос-Айрес город грёз» 1922, «Вечерний органчик» и др. Феррейра опоэтизировал жизнь аргентинской столицы, её жителей из народа. Монопольное положение Голливуда на аргентинском кино рынке вызвало кризис, обострившийся в 1927-1931 гг. Появление звукового кино фильм «Креольская мозаика» успех «говорящих» и «поющих» фильм «Песня гаучо», 1930, и «Красотки Буэнос-Айреса», 1931, оба режиссера Ферейры способствовали частичному избавлению аргентинской кинематографии от иностранной зависимости. В 1932 году были основаны студия «Лумитон» и фирма «Архентина сонофильм», существовавшая и с 80-е года.
В 1933 вышел фильм «Танго» режиссер Хосе Молья Барт, получивший широкое признание с участием популярных впоследствии актёров Л. Ла-
Марк Тита Мерельо, Луис Сандрини «Звездой» экрана стал певец и актёр Карлос Гардель Аргентинский музыкальный фильм, обладавшие ярким национальным колоритом, пользовались в эти годы болышим успехом во всей Латинской Америке.
- В 30-е годы кино производство неуклонно увеличивалось (в 1931 —4 фильма, в 1937 — 28, в 1939 — 51 фильм). В Аргентинском кино успешно работали режиссеры Леонид Григорьевич Заславский («Бегство», 1937), Даниэль Тинайре («Во славу Святой Федерации», 1945), Мэри Ромеро («Раньше парни не пользовались бриолином», 1937), Франсиско Мухика («Такова жизнь», 1939). Социальная тематика находила отражение реалистичных лентах М. Соффичи («Северный ветер», 1937, «Сто одиннадцатый километр», «Пленники земли», 1939).
- К 1940-м гг. произошла консолидация кинопромышленности, кино превратилась в индустрию. Аргентинское кино постепенно утрачивала народный характер, ориентируясь на бурж. зрителя, подражая голливудским и европейским образцам.
- В 40-е годы господствовали коммерческие ленты режиссера А. Савалли, Л. С. Амадори, К. Бор-коске, но чаще всего комедии, прототипом которых стал кино фильм «Орхидеи по вторникам» 1942 год режиссер Мухика. Выпускалось много экранизаций произведений иностранной литературы («Кукольный дом», режиссер Савалия, и «Кармен», режиссер Амадори, 1943 год) жизнь страны почти не попадала в поле зрения режиссёров.Продолжателем социального кино стал режиссер Лукас Демаре, рассказав о, борьбе аргентинского народа за независимость против испанских колонизаторов в популярной ленте «Война гаучо» (по Л. Лугонесу, 1942). В фильме сочетались элементы эпоса и вестерна. Он поставил также фильм «Священник гаучо» 1941, «Его лучший ученик» 1944 и др. В этот период Аргентинское кино пережевала кризис, выпуск фильмов резко сократился. Приход к власти перонистского правительства 1946—55 привёл к оживлению национального кинопроизводства, но лишь количественно, а не качественно (прогрессировали. фильмы социально — политической проблематики преследовались цензурой). На экранах господствовала развлекательная продукция: мелодрамы режиссера Амадори, музыкальные комедии с участием Л. Торрес, псевдоисторические и детективные фильмы. Появилось лишь несколько значимых картин: «Островитяне» (1951, Д. Маре), лучшие фильмы У. дель Карриля «Кровавые борозды» 1949 год и «Текут мутные воды» по роману писателя коммуниста А. Вареля 1952, а так же «Южный док» 1953 режиссер Т. Демичелли, « Серый квартал» 1954 режиссер Соффичи. В эти годы удачно дебютировали режиссеры Л. Торре Нильсон «Дни ненависти» По Борхесу, 1954 и Ф. Аяла «Вчера была весна, 1955.
- С середине 50-х гг. в связи с изменением политической ситуации в стране ослаблениями
цензуры и возвращением покинувших родину в период перонизма кинематографистов, начался новый этап в развитии Аргентинской кинематографии.
- В концу 50-х гг. национальное производство испытало острый спад, в прокате были практически одни зарубежные ленты. В этих сложных условиях прогресса кинематографисты начали борьбу за национальное высокохудожественное кино. Расширилась сеть киноклубов св. 25, выпускались серьёзные к/ж, были организованы Ассоциация режиссеров к/м ф. и Ассоциация экспериментального кино.
В 1956 создан Национальный институт кино. Продолжали работать режиссёры старшего поколения: Демаре, создавший остропроблемные фильм «После тишины» 1956год, «За длин-
ной стеной» (1958), «Сафра» (1959); дель Карриль, сделавший фильм «Белые Земли» 1959 и «Эта земля моя» (1960) о суровой жизни бедняков; Аяла поставивший фильм «Вождь» 1958, к тором дал психологическую и нравственную интерпретацию мифа каудильо в латино-американской стране. В эти годы ставил свои лучшие фильмы режиссер Торре Нильсон — «Дом ангела» 1957, «Похититель» 1958, «Падение» 1959, «Рука в ловушке» 1961 — о распаде буржуазной семьи, деградации нравственного мира буржуазного общества. Имя Торре Нильсона стало известной за пределами Аргентины однако в Аргентинской кинематографии его творчество не получило широкой популярности. В 1956 Санте-Фе была основана школа документального кино при национальном университете Литораль под руководством Ф. Берри. Школа ставила задачу создания реалистичного кино, правдиво отражающая жизнь аргентинского народа.
Первый серьёзный фильм выпущенный школой, — «Ти дие» 1958. режиссер Бирри — своеобразна циологическая анкета, документальное свидетельство о существовании угнетённых слоёв аргентинского населения. Эту же линию режиссер Бирри продолжил в художественном фильме «Затопленные» 1961. Работы Бирри и его учеников испытали влияние образования «нового кино» эстетики неореализма.
- В нач. 60 – х гг. режиссер Р. Кун, Д.Х. Коон, Л. Муруа, Л. Фавио, Х. Мартинес Суарес, М. Антин и др., творчество которых получило название «нового аргентинского кино», предложили иной путь развития А. к.— совершенствования художественной структуры фильмов. Не имея общей идеологической и эстетической платформы.
Эти режиссеры сосредоточили внимание на изображении психологических проблем, испытывая влияние европейских школ особенно французской «новой волны». Одиночество человека в глухом и враждебном мире буржуазного общества раскрывается в фильме режиссера Коона «Пленники ночи» (1960), Три раза Анна» (1962), «Узкая полоска неба» (1968). Тема «потерянного поколении прозвучала в фильмах Куна «Молодые старики» (1961) и фильме «Пташечка Гомес» (1965), раскрывавшем жестокие законы бизнеса в буржуазной. индустрии развлечений. Наибольший интерес представляли фильмы, в которых содержалась попытка прямого отражения реальной жизни страны без подражания европейского кино. Это стремление реализовалось в фильме режиссера Муруа «Шунко» (по Абилосу, 1960), где почти в документальной форме воспроизводились картины суровой жизни крестьянской общины, и «Алиас Гарделито» 1961, который рассказывал о безнадежности борьбы человека за свою судьбу.
Некоторые режиссеры эмигрировали, многие не ставили фильмов. Исключением был актёр и
певец Фавио, поставивший фильм «Хроники одинокого мальчика» 1965 и «Романс об Анмсето и Франсиске» 1966, которые отличались приверженностью к традициям Бирри и ограниченной связью с народом культурой Исторической темы нашли отражение картинах Торре Нильсона «Мартин Фьерро» 1968, «Святой со шпагой» 1969, «Гуэмесь 1970.
В 1968 были образованны две кино группы, решившие организовать выпуск ую вне государственной системы. «Группа пяти», в которую вошли режиссер Р. Бехер, Н. Патерносто, Х. Х. Стагнаро, А. Фишерман и Р. Де ла Торре (получивший известность поставленных фильмов «История одной сеньоры», 1971, «Героиня», 1972, «Революция», 1973) создавала экспериментальный фильм, не связанные реальной жизнью; вторая «Группа кино освобождения» — режиссер. Ф. Э. Соланае, Х. Вальехо, О. Хетино — считала №.1 задачей киноискуства участие его в процессе революци освобождения народа. Программным стал фильм «Время костров» (1966 -1 968, реж. Соланас), снятый в условиях подполья. Эта историчская кинофреска раскрывала политическую ситуацию в стране и во всей Лат. Америке, она заложила основы нового «борющегося кино». Политический заряд несли документальные ленты анонимных авторов «Дорога аргентинского освобождения» и «Настало время насилия» (1969), фильм режиссера Вальехо «Дорога к смерьте старого Реалеса» 1968-1970. Все они демонстрировались вне сети коммерческого проката.
- В нач. 70-х гг. принципы политич. кино развивали режиссера Х. Седрон («Кровавая
операция», 1972) и Р. Глейзер («Мексика, замороженная революция», 1971.
В краткий период политич. Стабилизации (до воен. переворота 1976).
- В конце 70-х гг. опят возникла кризисная ситуация, выпускалось около 20 фильмов в год ( в 1974 и вышло всего 36).
Прогресс, многие режиссеры были лишены возможности работать, многим пришлось покинуть страну, экран заполонили коммерческие поделки («Улыбка мамы», «Я верю» и Сумасшедшие женщины»,
- В 1980 выпущено 32 фильма, среди которых преобладают музыкальные ленты и детективы.