Найти тему
Виктор Никитин

"Акваланг" Джетро Талла

Ведущей творческой силой группы и по сей день является Иэн Андерсон. Отличительной чертой музыки Талл является флейта фронтмена. Кроме этого, он придумал еще и оригинальную стойку на одной ноге, в то время как вторая нога согнута в колене.

Иэн Андерсон
Иэн Андерсон

Но в начале его карьеры критики писали, что зрителям приходится выдерживать тот ужас от странного взгляда, которым Иэн Андерсон "награждает" во время выступления зрителей первых рядов. Нет, Иэн Андерсон не спрыгивал со сцены и не бросался на нарушителя, заметив что-то не ладное в первых рядах. Но сидеть под его постоянным жутким взглядом, им было как-то не по себе.

Иэн Андерсон
Иэн Андерсон

Критик посчитал странным, почему никто никогда не отвел Иэна в сторону и не сказал ему: “Слушай, ты невероятный исполнитель, но ты должен прекратить вращать глазами, как сумасшедший, ты серьезно пугаешь людей”. Но никто этого не сказал. И все продолжалось из концерта в концерт. Но Иэн, вероятно, все равно бы их не послушал, он был слишком самонадеян, до такой степени, что был уверен, что все остальные на планете были неправы в 1973 году, когда заявляли, что его альбом A Passion Play совершенно никуда не годится и провалится у публики. В те дни Иэну Андерсону ничего нельзя было говорить. Он был готов не только сверкать глазами, но мог и вдарить как следует обидчика.

Но тогда откуда у Иэна вообще взялась мысль, что его гений был неоспорим с самого начала? Должен сказать, что, на мой отнюдь не профессиональный взгляд, у Джетро Талл нет плохих альбомов. Есть получше, есть похуже, но откровенно провальных нет. Андерсон четко придерживается выбранного в самом начале пути стиля и только усовершенствует его. Я предлагаю посмотреть на творчество Джетро Талл и его фронтмена на базе самого коммерчески успешного альбома - "Акваланг" 1971 года выпуска.

Многие считают его переоцененным до такой степени, что, возможно, он сам по себе породил у Иэна Андерсона комплекс превосходства. Я постараюсь уйти от собственной оценки песен альбома и альбома как такового и дать возможность вам прослушать песни с него (хотя уверен вы их уже слышали не один раз). Но я, когда подбирал эти песни, взглянул на них по-новому. И сейчас вы поймете почему. Кстати, альбому уже более 50 лет.

Есть ли у "Акваланга" какие-нибудь замечательные песни? Абсолютно точно да, без вопросов. Все ли песни одинаково великолепны? Конечно, нет. Достаточно ли на нем отличных песен, чтобы сделать этот альбом классическим? Думаю, что да. Но мнения могут быть разными. Скорее всего, это время и возраст альбома делают его классическим. Хотя и песни тоже хороши.

Альбом открывается заглавной песней. Всегда входит в концертный репертуар как Джетро Талл, так и самого Андерсона. Честно скажу, никогда не задумывался, наверное, как и многие из вас, о чем эта песня. В этом и отличие в восприятии русскоязычного и англоговорящего слушателя. Для нас важна мелодия. Что важно для англичан, не знаю. Но то, что восприятие ими и нами песен совсем разное, это точно.

Одна из моих больших проблем с "Аквалангом" заключается в том, что почитав тексты песен с альбома, я подумал, что в психике Иэна Андерсона того времени, казалось, происходили некоторые довольно тревожные вещи, которые привели к довольно неприятным моментам на альбоме.

Причем, к сожалению, сразу с первой песни. Вот ее начальные строки: “Sitting on a park bench/Eyeing little girls with bad intent…”.(“Сижу на скамейке в парке/Смотрю на маленьких девочек с дурными намерениями...”). А потом он делает все еще хуже другой строчкой “Watching as the frilly panties run…”.(“Наблюдая, как бегут трусики с оборками...”). Возникает какое-то чувство омерзения, просто печатая эти строки.

Вот в чем дело – после первых нескольких вступительных неистовых куплетов песня замедляется, и Акваланг описывается как холодный, одинокий и бездомный человек – очевидно, Иэн хитро пытается сначала создать негативное впечатление об Акваланге в умах слушателей, а затем пытается заставить нас увидеть его с другой стороны.. Неплохой трюк – он мог быть блестящим, начав с того, что заставил парня казаться отталкивающим, а затем попытался завоевать наше сочувствие к бедняге, “выплевывающему осколки своей разбитой удачи”. Акваланг - это имя человека. Он герой повествования. Но по начальным строкам песни это трудно понять. Особенно нам.

-3

Но Иэн уже познакомил нас с героем, дав понять, что Акваланг - это человек, имеющий дурные наклонности. Но он же полностью разрушает все основания для того, чтобы когда-либо испытывать к нему какое-либо сострадание. Это мог бы быть очень умный портрет персонажа – заставить нас почувствовать отвращение к этой сопливой развалине человеческого существа, а затем показать нам его уязвимость и беспомощность, которые завоевали бы наше сочувствие. Но Иэн так переборщил, заставив нас сначала почувствовать отвращение, и пути назад уже нет.

Но Андерсон недооценил влияние этих строк о том, как он косился на маленьких девочек, подобно тому, как на следующем альбоме Tull “Thick as a Brick” он недооценил фактор непристойности "твоя сперма в канаве, твоя любовь в раковине". Как песня, если берем текст, она неудачна, но у нее убийственный рифф, великолепная мелодия и превосходные динамические сдвиги, и для большинства людей этого было достаточно, чтобы сделать ее классикой. Она так и воспринимается сейчас.

-4

Немножко подзадержался на первой песне, но она дала название альбому и она того стоит, чтобы рассказать о ней подробно.

То же самое можно сказать и о “Cross-Eyed Mary” (“Косоглазой Мэри”), хотя мелодия и гитара в этой песне значительно попроще, чем в “Акваланге”. Эта песня должна быть глубоко жалостливой – какая-то бедная косоглазая несовершеннолетняя, у которой, без сомнения, довольно серьезные проблемы с самооценкой, зарабатывает дополнительные деньги, занимаясь проституцией после уроков.

Это просто уродливая история, и зная о чем она, действительно не хочется ее слушать. Любой человек, у которого есть душа, должен услышать историю Косоглазой Мэри и признать, что это совсем нездорово и неправильно. Возможно, Иэн тоже хотел, чтобы это было так мерзко и отталкивающе, как это звучит в тексте, но он не смог осознать, насколько может быть неприятна слушателям эта история.

Истории несколько поверхностно рассказаны, что является недостатком автора. В том, как рассказываются эти истории, не чувствуется должного признания их мерзости, поскольку они заключены в более или менее бессмысленные атрибуты рок-песен. Рок, видимо, еще не обрел того социального языка раскрытия таких проблем. Может ли артист петь об уродстве подростковой проституции? Конечно. Сделал ли Иэн это со вкусом и должным образом оценив чудовищность этого явления? Решайте самии.

-5

Так что "Акваланг" начинается действительно тяжело, две темы, которые поднимает Андерсон, честно говоря, нетипичны для рок-музыки вообще. Андерсон, будучи безумно талантливым музыкантом и исключительным мелодистом, каким он был в те дни, в то время не мог ошибиться с другими песнями на альбоме, и следующие несколько песен, которые следуют, в какой-то степени искупают альбом в глазах (ушах) слушателей.

“Cheap Day Return” исключителен, хотя и лаконичен (всего 1:47), с изобретательной гитарной партией, свойственной для Талл, четкой мелодией и краткими, наполненными сожалением текстами о том, как Иэн навещает своего больного отца и задается вопросом: “Относится ли медсестра к вашему старику так, как она должна”, иронично отмечая, как она попросила у него автограф.

Это краткий фрагмент песни, ее даже трудно назвать песней, зарисовка, она говорит все, что в ней есть, а затем прощается, но как бы остается с вами, что гораздо лучше, чем когда песня злоупотребляет своим гостеприимством на протяжении 6 с половиной минут. Всего в нескольких строках Иэн передает чувство истинной печали – это по-своему очень трогательный маленький фрагмент его жизни. Эта песня делает свой краткий вывод, а затем отступает в тень.

“Матушка гусыня”, с другой стороны, - это веселая джиговая песня с ее скачущим ритмом и бодрой флейтой. Не знаю, что хотел сказать Андерсон вот этой строкой- “Я не верю, что они знали, что я был Длинным Джоном Сильвером”, но мелодия настолько привлекательна, и вся песня достаточно запоминающаяся, что слушатели готовы позволить Иэну быть Длинным Джоном Сильвером, если это то, чего он действительно хочет.

Здесь не так много лирического – даже в свои лучшие дни Иэн мог быть на грани непоследовательности в своих текстах, – но это одна из тех песен, общая атмосфера которых настолько неотразима, что можно не обращать внимания на такие досадные мелочи, как тексты песен. В отличие от первых двух песен альбома, Mother Goose - одна из тех тем, где слова на самом деле не имеют большого значения, что хорошо для русских слушателей.

“Wond'ring Aloud” – второстепенный шедевр с великолепной мелодией, умными гитарными вставками и неприкрытой честностью о том, что никто из нас на самом деле не знает, к чему в конечном итоге приведут наши отношения - “будут ли годы относиться к нам хорошо?”.

“Up to Me” основана на довольно крутом риффе, но в лирическом плане несколько слабовата, так что на самом деле это своего рода тупик и немного чересчур длинный. Иэн переносит нас в убогий бар, слишком широкие манжеты брюк, и пират в дневном свете, вероятно, что-то значат для него, но для остальных из нас это довольно неясно.

-6

Много нагромождений. Повреждение определенной области мозга приводит к состоянию, при котором, когда человек говорит, ему кажется, что он создает осмысленные предложения и образы, но все те, кто его слышат - для них это словесный салат типа “Вы знаете, что смудл порозовел, и что я хочу привести его в чувство и заботиться о нем, как ты хочешь раньше” или “Полностью под джимджамом и на альтиграббере” или “Если бы ты сказал это, мы бы сказали это, пумер, рядом с лаки, порпунате, тампу”. Это когда-то было у Льюиса Кэррола. Может быть Иэн Андерсон изобрел упражнение для детей, страдающих дислексией?

“Мой бог” значительно более прямолинеен в лирическом плане. В нем есть интересная гитарная партия, очень мрачная и зловещая, хотя это немного похоже на панихиду и немного затягивается к концу песни. Тем не менее, Иэн поднимает несколько интересных вопросов о Боге и религии – до какой степени религия пыталась ограничить Бога в “золотой клетке” церкви и “подчинить его своей религии”?

Иэн справедливо замечает, что верующие должны “мягко полагаться на Него и не призывать Его к спасению”. На каждую историю, которую вы слышите о ком-то в церкви, человек помолился, а затем нашел ключи от своей машины и уехал, есть истории, которые вы не слышите в церкви о людях, которые произносили пылкие и страстные молитвы о безопасности и погибали в автомобильных авариях, массовых расстрелах, в онкологических отделениях и тому подобном. Неужели Бог так капризен в том, на какие молитвы он отвечает? Многие люди обрушились на Джетро Талл за то, что он поднял вопросы о Боге и религии, что Иэн поднимает несколько справедливых вопросов, которые заслуживают некоторого размышления в этой песне. Вопросы, которые стоит изучить.

“Гимн 43” – агрессивная песня, мелодия запоминающаяся, в ней отличная гитарная партия, и, на мой взгляд, Иэн прав, когда говорит: "Если Иисус спасет / Что ж, ему лучше спасти себя / От кровавых искателей славы / Которые используют его имя в смерти”. Но деньги все равно продолжают поступать к богатым проповедникам. Люди чертовски глупы. И эту тему снова поднимает Иэн в своих стихах.

Опять же, почему Иэн вообще говорит о таких вещах? Потому что без них нельзя по-настоящему понять "Aqualung" как альбом. Это конкретная цель и замысел нескольких песен на альбоме. В этом смысле некоторые песни впечатляют, они граничат со зрелищностью.

-7

Следующие две песни менее откровенно религиозны, чем те, что непосредственно предшествовали им. “Slipstream” - никто другой на планете этого не делает, как Иэн. Но в ней есть прекрасная гитара, приятная мелодия и просто потрясающая аранжировка струнных – Ди Палмер проделал совершенно захватывающую работу, делая оркестровые аранжировки с Джетро Таллом, парень был золотой жилой для Андерсона.

Что также верно в отношении “Дыхания локомотива” – так это то, о чем говорит Иэн - вот строчка из песни - “His woman and his best friend/In bed and having fun” (“Его женщина и его лучший друг / В постели и веселятся”). Взаимодействие фортепиано и соло-гитары во вступлении великолепно, и как только песня начинается, этот пульсирующий бас усиливает ритм и напряжение. На самом деле не так важно, был ли это старина Чарли или Бог, который украл ручку, и именно поэтому поезд не остановится, скорость никак нельзя замедлить - это еще одна песня, где слова абсолютно не имеют отношения к личному чувству наслаждения этой песней. Я всякий раз убеждаюсь, что мне нравится “Дыхание локомотива”.

Этой песней можно было бы и завершить альбом.

В “Wind-up” Иэн возвращается к тому, чтобы порадовать нас своими мыслями о Боге и о том, как миллионы христиан “все чертовски неправильно его поняли”. Но он задает справедливый вопрос – разве Бог такой, каким вы должны быть по воскресеньям? Почему он появляется в наших жизнях только тогда, когда нам плохо? В любом случае, действительно ли ритуал сидения где-нибудь на скамье в церкви каждое воскресенье - лучший способ почтить Его? Динамика в этой песне великолепна - вступительное фортепиано и вокал тихие и вкрадчивые, но потом Иэн и компания разразились громом хард-рока в середине (Мартин Барре заслуживает особого упоминания за исключительную гитарную работу там), затем все стихает, и Иэн снова становится тихим и домашним.

Надо сказать, что музыкальность этого альбома выдающаяся, но это всегда было верно для Tull во всех их воплощениях. Немногие музыканты его возраста были такими же умными, оригинальными и уникальными, как Иэн Андерсон – он и сейчас лучший рок-флейтист из всех, настоящий виртуоз, но его игра на гитаре также часто была интригующей, оригинальной и самобытной.

Хотя Мартин Барре (герой одной из моих статей с моми партнером) никогда не упоминался на "одном дыхании" с Джимми Пейджем или Эриком Клэптоном, он был надежным, а иногда и эффектным гитаристом, и в Aqualung он в этом отношении верен себе. “Locomotive Breath” показал, что Джеффри Хаммонд действительно один из лучших басистов, и хотя это был последний альбом Клайва Банкера в качестве барабанщика Tull, его работа над альбомом неизменно превосходна. Есть моменты чистого электрического хард-рока, привлекательные народные интерлюдии, тихие моменты акустической гитары, великолепная фортепианная работа и, как и во всех лучших работах Талла, исключительные струнные аранжировки. С точки зрения чистой музыкальности, это замечательный альбом.

==============

Извините, что длинно получилось. Возможны ошибки и опечатки.

На этом все.

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.