Сразу у 85 управляющих компаний Липецкой области после новогодних каникул заканчиваются пятилетние лицензии на право оказывать коммунальные услуги населению. Уже сейчас ясно, что многие из них не подтвердят это право и, лишившись лицензии, покинут рынок ЖКХ, рассказал в прямом эфире Центра управления регионом и. о. руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Юрий Букреев.
Новые лицензии пока получили только четыре компании
– Из 85 управляющих компаний в определённый законом срок заявления на продление лицензий подали только 54, остальные будут вынуждены 11 января 2023 года уступить своё место на рынке коммунальных услуг другим, – сообщил Юрий Букреев.
Мало того… Из подавших заявки 54 компаний, документы уже рассмотрены у 26. И 22 из них получили отказ. На 17 ноября в Липецке лицензированы только три управляющие компании и одна в Ельце.
Столь печальная ситуация объясняется тем, что многие коммунальные фирмочки просто не готовы соблюдать лицензионные требования. Выяснилось, например, что у 13 компаний, получивших отказ в перелецензировании, нет директоров. А у тех, кто выполняет их обязанности отсутствуют квалификационные аттестаты. В продлении лицензий отказано и тем УК, которые не выполняют предписания Госжилинспекции об устранении допущенных нарушений. Также могут покинуть рынок оказания жилищных услуг организации, наплевательски относящиеся к заполнению государственной информационной базы ЖКХ по работе с жителями обслуживаемых домов.
Кто виноват? Что делать?
Ответ на извечный русский вопрос «Кто виноват?», ясен. Сами директора управляющих компаний. А вот на вопрос «Что делать?» ответить куда сложнее. По словам Юрия Букреева, до 11 января остаётся более полутора месяцев, и у управляющих компаний есть шанс провести работу над ошибками, исправиться и проявить себя в начале зимы активной и плодотворной работой по выполнению обязательств перед жителями многоквартирных домов. Ну а с теми, кто не захочет честно работать, придётся расстаться.
О работе управляющих компаний в Госжилинспекции судят по отзывам об их работе. Если жалоб нет, значит хорошо работает УК, а если их много – надо принимать меры.
С начала года поступило 18 тысяч жалоб
– В 2021 году мы рассмотрели 22 тысячи заявлений о недостатках в работе управляющих компаний. В этом году поступило 18 тысяч жалоб, – рассказывает Юрий Букреев и задаётся вопросом: много это или мало?
Учитывая, что в Липецкой области 6 445 многоквартирных домов, легко подсчитать, что на каждый приходится в среднем по 2-3 жалобы. Это совсем немного чисто с арифметической точки зрения, если не учитывать нагрузку на сотрудников Госжилинспекции, считает Букреев. Его подчинённым необходимо провести проверку всех без исключения обращений. В результате каждый инспектор ГЖИ вынужден ежемесячно заниматься проверками от 30 до 60 жалоб. Хотя это не всегда оправдано, потому что липчане зачастую обращаются сразу в инспекцию, минуя управляющие и ресурсоснабжающие организации.
Портал ГИС ЖКХ помог разрулить много проблем
Обращения жителей Липецкой области поступают в Госжилинспекцию по семи каналам. В письменном виде, по электронной почте, через сайт губернатора, из других властных структур, через портал Госуслуг, по системе Единой диспетчерской службы, а также через Государственную информационную систему ЖКХ. Именно портал ГИС ЖКХ Юрий Букреев считает самым эффективным в решении коммунальных проблем жителей региона.
Заявления липчан, размещённые на этом портале, будут не только рассмотрены и проверены, но и поставлены на контроль с указанием конкретных сроков решения поднятой проблемы. Иначе коммунальщиков ждёт строгое наказание. Недавно ГЖИ оштрафовала одну из липецких управляющих компаний на 250 тысяч рублей за то, что её директор не рассмотрел жалобу жителя.