По учебе читаю сейчас философский труд Мартина Бубера «Я и ты». Откликнулась цитата:
«Сбудется не так, как он решил; но то, что сбудется, сбудется лишь тогда, когда он решится на то, чего он может хотеть».
В терапии мы часто говорим о том, что даже если желание не может быть исполнено, важно чтобы оно было названо, произнесено, присвоено. Не зависимо от внешних обстоятельств «я тот, кто этого хочет». Как только я это произнес, в эту же секунду я стал другим человеком. Который дальше может встать перед выбором – пробовать реализовать свое желание в жизнь или смириться с невозможностью это сделать. В первом случае – я начинаю ориентироваться и действовать, во втором – я горюю. В любом случае начинается новый цикл, я двигаюсь, не замираю.
До тех же пор пока я не решаюсь признаться самому себе и миру в том, что Я чувствую и Я хочу, я так и остаюсь тем, кто не решается.
Я останавливаюсь в этой точке. Застываю в позиции робко смотрящего по сторонам человека, выискивающего во внешнем мире сигналы – что бы мне сейчас было безопасно и уместно здесь хотеть? Так чтобы всех вокруг не потревожить? Чтобы не создать никому лишнего дискомфорта? Чтобы оправдать все ожидания от меня.
Конечно, стремление ориентироваться на окружающих и желание быть уместным – само по себе не плохо, но только до тех пор, пока это не становится неуправляемым автоматизмом, в котором человек совсем перестает распознавать себя и свои желания.
Другими словами, когда навык «быть удобным» уже хорошо развит, фокусировкой в терапии может быть – развитие навыка «слышать себя». Но на это, на мой взгляд, нужно решиться. Как пишет Бубер: «решиться на то, что ты можешь хотеть». В принципе – «решиться хотеть».