Найти в Дзене
Живая история

Дети блокадного Ленинграда

Оглавление

История вторая

Татьяна Степановна Медведева

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Таня была в семье младшей. У нее было шесть сестер и брат. За это мама прозвала ее последышем. В 1941 году ей исполнилось 12 лет. 22 июня стояла хорошая погода. Они собрались на речку покупаться и позагорать, как вдруг сообщили, что началась война. Брат сразу решил пойти воевать и отправился в военкомат.

Вскоре дети осиротели. Родители были пожилыми и были не в силах бороться. Сестер привлекли к оборонным работам, а Таня сидела дома с племянниками, которые были почти ее ровесники. Татьяна Степановна, вспоминая сестер, говорила, что кому-то приходилось рыть окопы, кто-то помогал раненым, а одна из них собирала по городу мертвых детей. Родные опасались, что Таня может оказаться среди них. Поэтому решили отправить ее в детский дом, который вскоре эвакуировали. Из города уже выбирались по Дороге жизни.

Так Таня Медведева оказалась в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области. Здесь не было бомбежек, но жизнь была непростой. После войны Татьяна Степановна общалась с такими же, как сама, детьми блокадного Ленинграда и пришла к выводу, что не все в эвакуации жили впроголодь. Возможно, все объяснялось географическим положением: Сибирь была дальше от линии фронта.

Из воспоминаний Татьяны Степановны: «Когда приезжала комиссия, мы говорили, что еды не хватает. Нам отвечали: мы вам даем лошадиные порции, а вы все хотите есть».

То, что называли «лошадиными порциями», состояло из баланды, щей и каши, которые запомнились на всю жизнь, как и холод. Спали по двое на матрасе, а вторым накрывались, поскольку больше укрываться было нечем.

Из воспоминаний Татьяны Степановны: «Местные нас не любили. Обзывали "выковырками". Наверное, потому, что мы, приехав, стали ходить по домам, хлеба просить… А им тоже было тяжело. Там была речка, зимой очень хотелось побегать на коньках. Местные дали нам один конек на всю группу. Не пару коньков — один конек. Катались по очереди на одной ноге».

Так прошло четыре года. Когда узнали о победе, радости не было предела: прыгали, кричали, матрасы подбрасывали до самого потолка. В родной Ленинград вернулась 2 июня 1945 года. Жила у сестры, благодаря которой встала на ноги. Из эвакуации Таня вернулась худющей, совершенным дистрофиком. Когда окрепла, пошла учиться и стала портнихой. Тридцать семь лет отработала на фабрике.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

За всю послевоенную жизнь ни разу не выбросила хлеб. Об этом рассказывает почти каждый блокадник. Но, узнав историю Татьяны Степановны, начинаешь иначе относиться к еде и понимаешь ее ценность.

Из воспоминаний Татьяны Степановны: «Есть все время хотелось, мы только в марте 1945-го наелись хлеба. Еще в Ленинграде мой племянник Володя как-то дал своей ослабшей сестре маленький кусочек от своей пайки. Они оба выжили. Но она до конца жизни так и не простила себе, что взяла у него хлеб».

Продолжение следует...

История основана на воспоминаниях героини.

Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал. Делитесь мнением, ставьте лайки. Для меня это важно. Я дорожу вашим мнением.