Найти в Дзене

«КОРОЛЕВА ЭКРАНА»? «ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ»? И ЭТО – ВСЁ О НЕЙ?

«Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы, значит, нас там ценят высоко. Но теперь расстаться с Родиной, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно. Я этого не сделаю», - говорила она в интервью одной из одесских газет в 1918 –м.

В Харькове толпа так ломилась на фильм с её участием, что были разбиты окна, двери сняты с петель, пришлось вызвать отряд конных драгун! Зрителей завораживала её внешность – невинная и порочная одновременно…

Критики писали о её однобокости и непрофессионализме, коллеги завидовали и плели интриги. О ней ходили легенды ещё при жизни, а сам её уход из этого мира до сих пор будоражит исследователей: уж слишком много непонятного…

И всё же игра этой актрисы, её загадка приковывает к себе внимание вот уже больше ста лет…

Кто же она? Богиня декаданса? Королева экрана? Раба любви? Просто красивая женщина? Пожалуй, всё и - сразу! Одно несомненно: Вера Холодная была настоящей звездой немого кино!

Давайте попробуем проследить жизненный и творческий путь этой женщины. Родилась она 5 августа 1893 года в Полтаве в семье преподавателя словесности Василия Андреевича Левченко и его жены Екатерины Сергеевны. После переезда семьи в Москву, когда Вере исполнилось 7 лет, она стала посещать частную женскую гимназию З. Д. Перепёлкиной, а через год сдала экзамен в балетное училище при Большом театре. Девочка проявила большие способности к танцу, однако бабушка по материнской линии была категорически против того, чтобы её внучка стала артисткой. Родителям пришлось подчиниться, и вскоре она возвратилась в гимназию. Будущая актриса до конца жизни жалела о несостоявшейся балетной судьбе. Но ведь если бы она стала танцевать в Большом, мы бы лишились невероятной актрисы!

По воспоминаниям современников, Верочка поражала серьёзностью вопросов, широтой знаний, начитанностью. Но тех, с кем ей доводилось встречаться, еще больше удивляли и покоряли её доброта, отзывчивость, душевность и постоянная готовность к самопожертвованию. Как видим, это было правильное воспитание, которое потом даст свои благодатные плоды…

Были в судьбе юной Веры трагические события, которые показали огромную силу её характера и глубину души: в 1904 году от холеры скончался глава семейства. Одиннадцатилетняя Вера осталась без отца, а мать была беременна третьим ребёнком. Когда на свет появилась Сонечка, старшая Вера заменила ей и отца, и мать, и десяток братьев и сестер. 12-летняя девочка учила младшую сестру ходить, читать, писать и танцевать, посвящая ей всё свободное от гимназии и театрального кружка время. И когда Софья Левченко приняла решение поступать в балетное училище, Вера отстояла её перед бабушкой и помогла сестре сдать экзамены и начать обучение.

Как-то на гимназическом вечере наша героиня сыграла Ларису в «Бесприданнице» А. Островского и так проникновенно, что зрители забыли: перед ними на сцене - подросток. Ещё Верочка хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепьяно. В семье Левченко была очень популярна игра в «живые картины». По сути - обычные домашние спектакли, демонстрирующиеся гостям. Для них сёстры вместе с родителями и няней готовили костюмы, репетировали и показывали литературные отрывки, а зрители должны были угадать, из какого произведения представлен отрывок. Это, казалось бы, обычное для того времени развлечение очень помогло Вере, когда она решит стать артисткой. Одно событие – спектакль с участием Веры Комиссаржевской – произвёл на Верочку сильнейшее впечатление. Она неделю была в горячке, и семейный доктор сказал, что девочка слишком впечатлительная и ей нельзя смотреть подобное, поменьше мечтать и читать. Но, как говорится, от судьбы не уйдёшь…

Встреча на балу

Личная жизнь нашей героини началась в 1910 году, и произошло всё, как в сказке! Она встретила своего принца на балу! В то время такие балы устраивались как событие широкого масштаба, и по приглашениям учениц на него приходили их братья, родственники и знакомые. Одним из таких знакомых оказался Владимир Холодный, молодой юрист и брат одной из выпускниц.

Они встретились глазами и больше не видели никого и ничего вокруг себя. Весь вечер они танцевали только друг с другом, Владимир читал ей стихи Николая Гумилёва...

Владимир и Вера Холодные.
Владимир и Вера Холодные.

С того момента Володя приходил в дом семьи Левченко ежедневно с букетом цветов, и под строгим надзором бабушки и мамы молодые люди просто сидели в гостиной и молчали, скромно потупив глаза. К июлю Екатерина Сергеевна наконец сдалась и впервые отпустила Веру на прогулку с настойчивым молодым человеком, а уже на следующий день он пришёл просить её руки. Свадьбу сыграли в сентябре 1910 года, когда девушке только-только исполнилось 17 лет.

Это был счастливый брак, который строился на самых светлых и искренних чувствах. Выросшая в любящей семье Вера, несмотря на свой юный возраст, с первых дней проявила себя нежной и мудрой женой, разделяя все увлечения мужа: вместе с ним играла в теннис, была штурманом его гоночного автомобиля, и даже сама садилась за руль, став одной из первых москвичек-водителей. Они были настоящей парой - Владимир, под стать Вере, душевный, добрый, остроумный, любим всеми, кто его знал, талантливый адвокат, блестящий оратор. Ему предсказывали большое будущее. А ещё он был азартным спортсменом, постоянно участвовал в автомобильных гонках, неоднократно получал тяжелые травмы, но снова и снова садился за руль гоночной машины. Он редактировал и издавал первую в России ежедневную спортивную газету «Авто».

Вера была хорошей хозяйкой: самостоятельно делала себе причёски и платья, украшала шляпки, умела и любила принимать гостей, на каждый праздник обязательно готовила рыбу с майонезом, винный фруктовый крюшон и свой самый любимый салат оливье. Свою огромную любовь супруги дарили дочерям – родной Евгении и приёмной Нонне.

Начало карьеры

О том, как Вера Холодная «пришла в кино», есть несколько версий, одна из них такова: в 1914 году начинается Первая мировая война, Владимира Григорьевича призывают в армию, а на руках Веры Васильевны остаются мать с двумя маленькими сестрёнками, две собственных дочери. Вера вынуждена искать работу, она идет на киностудию на кинопробы, на предприятие «Талдыкин и Ко», там ей отказывают, а на «Тимане и Рейнгарде» Веру берут на эпизодическую роль. Принимал её работавший там режиссер Владимир Гардин. Начинающая актриса исполнила роль итальянки-кормилицы в фильме «Анна Каренина», после которой Гардин решил, что актрисы из этой красавицы никогда не выйдет.

Есть ещё одна версия: в богемном творческом клубе «Алатр», который Вера регулярно посещала с мужем, её заметил Евгений Бауэр, режиссер «Студии Александра Ханжонкова». Помните, мы с вами говорили о нём в статье «Рыцарь русского кинематографа»? Можно сказать, что в киноиндустрии Бауэр стал крёстным отцом Холодной, так как пригласил её сразу же на главную роль - в картину «Песнь торжествующей любви». Кроме Веры Холодной, он открыл кинематографу Мозжухина, Полонского, Максимова.

Режиссёр проявил прозорливость, он смотрел глубже своих предшественников, смог увидеть в ней то, что не заметили другие. При первом же разговоре с Верой Холодной Бауэр угадал в ней сквозь скованность и застенчивость скрытый артистизм, и человеческую глубину, и неповторимую женственность.
- Я нашел сокровище,- говорил Бауэр друзьям.

-2

И уже в первой главной роли актриса раскрылась потрясающе. В немом кино главное было - найти пластический образ персонажа, и это безошибочно удалось Холодной, а ее огромные глаза « говорили» лучше всяких слов. Фильм стал настоящей сенсацией, моментально сделав актрису известной. Ещё до выхода фильма на экраны Ханжонков заключил с Верой Холодной контракт на три года, что устраивало обе стороны. И буквально через год Вера успела сняться в большом количестве главных ролей, став настоящей звездой и любимицей публики. После следующего фильма - «Жизнь за жизнь» - газеты писали: «Запомнился образ героини, которая не играла, но жила на экране, была в родной стихии».

Вытащила мужа с того света

Летом 1915 года офицера Холодного, которого, как мы помним, призвали на войну, дважды тяжело ранило в боях под Варшавой. Вера Васильевна мчится к раненому мужу на фронт. И хотя врачи почти не дают шансов на выздоровление, Вера им не верит, даже не допускает мысли, что с ее Володенькой может что-то случиться. Она заботится о нём, не отходит ни на минуту от кровати, беспрестанно молится, поражая своей самоотверженностью медсестер и врачей госпиталя. Её любовь, внимание, жертвенность вытаскивают мужа буквально с того света!

После госпитали Владимиру Холодному предоставили отпуск «по ранению». В Москву они вернулись вместе. А через несколько дней Вера уехала в Сочи на натурные съемки. Расставаясь, Владимир сказал: «Ты все-таки не забывай о детях. Им нужна реальная мать». На что она ответила: «Но ведь с ними же будет их отец». Как истинный патриот, когда Отечество в опасности, уже в октябре 1915 года Владимир снова уезжает в действующую армию, на фронт.

Письмо с фронта

И снова в жизнь актрисы вторгается случай… Хотя мы знаем : ничего не бывает случайного. В один из холодных ноябрьских вечеров на пороге дома Веры появился худой, в обмотках и грязной гимнастерке, молоденький солдатик с письмом от Владимира. Это был никому не известный, начинающий поэт Александр Вертинский. Он попросил у хозяйки разрешения бывать в доме, и часто приходил в её дом, садился на стул и молча, часами, глядел на красивую женщину. Однажды он решился исполнить свою песню. Вера сразу поняла, что перед ней будущий великий артист и сделала ему протекцию в Театр миниатюр. По легенде, Вертинский посвятил ей песню «Ваши пальцы пахнут ладаном…», но Вера испугалась, увидев в словах пророчество скорой смерти, и потребовала уничтожить посвящение. Вертинский очень обиделся....

Пик славы

В конце 1916 года актриса приняла решение расторгнуть контракт с Ханжонковым и перешла в «Киноателье Дмитрия Харитонова». В разных версиях биографы указывают разные причины этого решения. Кто-то пишет, что Веру не устраивали однотипные роли на ханжонковской студии, кто-то - что гонорар, предложенный Харитоновым, составлял вдвое больше прежнего. Второй вариант более вероятен, так как на студии Харитонова роли и образы Холодной совершенно не отличались от предыдущих: она играла несчастных женщин, «замкнутых» в любовных треугольниках, ставших жертвами своих или чужих страстей.

О.Рунич и В.Холодная в фильме "Молчи, грусть, молчи"
О.Рунич и В.Холодная в фильме "Молчи, грусть, молчи"

Теперь постоянным режиссёром актрисы стал Пётр Чардынин. В период работы с ним, в 1918 году, в фильмографии актрисы появился еще один культовый фильм - «Молчи, грусть, молчи». Фильм был снят в ознаменование 10-летнего юбилея кинематографа и как бенефис Петра Чардынина. Он был режиссёром, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей в этом фильме. Он стал олицетворением всего немого российского кинематографа. Для того чтобы купить билет на эту картину, зрителям приходилось записываться заранее. Ходили слухи, что в одном из кинотеатров во время демонстрации ленты внезапно отключилось электричество, и зрители в припадке страшного гнева сломали стулья и порвали экран на части. Впрочем, может, это были и не слухи... Обворожительная Вера уводила за собой людей в мир несбыточных грёз, а публика жаждала этого снова и снова. Количество фильмов, в которых снялась Вера Холодная за несколько лет, – от сорока до пятидесяти, по разным данным.

Однако сама актриса долгое время не верила в такую славу. Иногда неброско одевалась и с младшей сестрой Соней оправлялась в самый отдалённый район Москвы, чтобы в кинотеатре понаблюдать за реакцией зрителей на её игру.

Революция и загадка ухода

Вера не заметила перемен, произошедших в 1917 году. Ей было некогда. Она либо снималась, либо участвовала в концертах и выступлениях в поддержку фронта, ведь война ещё шла, раздавала автографы и сувениры, укрепляя боевой дух. Первым фильмом советского периода с ее участием стала экранизация пьесы Л.Толстого «Живой труп», после его выхода на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он послал ей письмо с приглашением в труппу и сразу же предложил роль Катерины в постановке пьесы А.Островского «Гроза». Но Вера уже не могла променять кинематограф на сцену и отправила письмо с отказом.

Весной 1918 года актриса вместе с «Киноателье Харитонова» выехала на съёмки в Одессу. С ней была ее сестра Софья и дочь Женя, муж, едва оправившийся от ранения, остался в Москве с дочерью Нонной. Все были уверены, что скоро вернутся в столицу. Сама поездка в Одессу, оккупированную армией Антанты, была очень рискованной…К тому же власть в приморском городе менялась, что называется, не по дням, а по часам. Есть ещё одна легенда о том, что на студии в Одессе не всё было готово для съёмок, и Вера отправилась в Ялту. По воспоминаниям ее сестры Евгении, ещё успела принять участие в съемках в ялтинском киноателье А. Ханжонкова: они для звезды стали одними из последних.

В Одессе актриса получала множество предложений эмигрировать и перейти на заграничные киностудии, но она решительно отказывалась. В одном из интервью она объяснила это следующими словами, которые вы уже читали в начале статьи: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю».

Она призывала и других актеров последовать ее примеру. В то время круг знакомств Холодной не позволяет определить ее политические взгляды она несколько раз выступала на концертах в поддержку «Белого движения», однако среди её знакомых были и французские военные, и белые офицеры, и явные большевики.

По некоторым слухам, обе стороны пытались выведать через Холодную политические тайны друг друга, однако сама актриса по чистоте и доброте своего сердца, скорее всего, даже не догадывалась об этом, считая, что всех можно просто собрать вокруг себя и как-нибудь примирить.

Когда пришло известие о её внезапной смерти в Одессе 17 февраля 1919 года, по стране мгновенно поползли зловещие слухи: погубил из ревности влюбленный в неё французский консул, прислав букет отравленных белых лилий; её убили белые за то, что она была красной разведчицей; её убили красные за то, что…Но «убила» Веру Холодную болезнь «испанка»…

Вскоре исчез последний земной след этой загадочной женщины: в 1931 году одесское кладбище, где похоронили актрису, было превращено в парк. Уже в XXI веке ей поставили памятник.

Памятник актрисе в Одессе.
Памятник актрисе в Одессе.

И всё же, пожалуй, смысл её игры и жизни - в этих словах: «Игра в кино требует много напряжения и сильно утомляет, но я люблю это творчество. Будущее экрана – велико и необъятно. И я счастлива, если мои тени на экране дают хоть немного радости людям…»

Спасибо, что дочитали до конца эту статью. Делитесь в комментариях своими мыслями об этой выдающейся женщине и актрисе, об эпохе немого кино, друзья. А в следующих статьях вас ждёт рассказ о первых синематографах Крыма.