Найти тему
КиноИнна

Яркая эпизодическая роль Владимира Кашпура в гениальном фильме «Такси-Блюз» 1990г.

Приветствую заглянувших на канал, с Вами на связи КиноИнна.

Вчера на канале я упомянула, что у меня выйдет пара статей о потрясающем отечественном фильме «Такси-блюз» 1990г. режиссера Павла Лунгина. Начать цикл я решила с колоритного персонажа второго плана — пенсионера Нечипоренко (Владимир Кашпур). Заметила, что персонажи второго плана, зачастую, получаются не менее интересными чем главными герои. Комичный и временами желчный Нечипоренко отлично оттенил трагическую и болезненную дружбу богемного саксофониста и самого обычного таксиста, который привык жить «правильно» и напрасно пытается перевоспитать своего непутевого приятеля.

скриншот
скриншот

Из чего состоит наше хорошее кино? Наше кино с самого начала было обращено к материалу повседневности. Кино начинается с вторжения на экран реальных человеческих лиц. Стандартные формулы успешных блокбастеров и триллеров у нас не работают. Отечественным режиссерам, как никаким другим в мире удается снимать душевное и тонкое кино. Поэзия бытовухи. Пенсионер Нечипоренко в картине Лунгина кажется таким реальным и узнаваемым — человеческое лицо с «фактурой».

Получился до боли узнаваемый типаж. Зуб даю, что и вам приходилось встречать подобных бойких старичков в магазинах, на вокзалах у касс, а чаще в больницах. Сейчас в природе подобные товарищи встречается всё реже: вымирающий вид. А в прежние времена непременно обнаруживался в очередях – и пугал, и смешил, и отвращал нас, детей.

Это кажущийся вредным и грозным жёлчный старик, иногда с одинокой орденской планкой на замшелом пиджаке. Возмущался, брызгая слюной, выкрикивал что-то в стиле: «Ах, сволочи! А за вас кровь проливали!» Трясся всем телом, дёргал головой… «Как ваша фамилия?» «Я пойду жаловаться!» — что удивительно, а на самом-то деле, такие старички самые настоящие борцы за справедливость, не смотря на отталкивающий и пугающий грозный вид. А вы думаете, борьба за порядок и справедливость прекрасна и облачена в белые сияющие одежды? Пусть они пугали и смешили одновременно, но в них был стержень, а самое главное — им было НЕ ВСЁ РАВНО.

«Как ваша фамилия?»
«Как ваша фамилия?»

Таких ворчунов никто не любил. Таким хотелось сказать — дед, тебе больше всех надо? А кто-то их жалел, качая головой — довели человека. А я так думаю: сохранись сегодня эти наивные, верящие в справедливость, ворчуны – не случилось бы этих «Зимних вишен»... Потому что такие вечно недовольные старики-язвы приметили бы своим острым, ехидным глазом всё: заваленные хламом запасные выходы, отсутствие огнетушителей, пожароопасные материалы, решётки на окнах и прочие нарушения. И написали бы куда надо жалобу.

В новой реальности Нечипоренко наивен и смешон — «Как вы можете продавать пьяным?», «Преступники всегда возвращаются на место преступления» — да, он наивный и вредный, но далеко не тупой. А в конце он очень точно охарактеризовал конец странной дружбы таксиста и саксофониста — эх, дурак ты, Ваня! И столько чувства было в одной этой фразе. А какие выразительные жесты и взгляды — мое зрительское мнение часто совпадало, с отношением к ситуациям фильма, с мнением Нечипоренко. Причем не всегда он его выражал словами. Иногда всё было понятно по одному лишь взгляду.

«Эх, дурак ты Ваня!»
«Эх, дурак ты Ваня!»

Такие старики, которым больше других надо, которые всюду суют свой нос – последние из могикан, – часто они всем неприятны и неудобны. То ли дело мы современные люди: часто аморфные, толерантные, вежливо равнодушные — нервы дороже, улыбающиеся и счастливые люди, доверчивые как кролики. Исключительно добрые и благодушные.

Или всё же равнодушные?

А старичков, подобных Нечипоренко, практически не осталось. Непонятые и обманутые, они, в свое время, заработали себе славу скандалистов и жалобщиков. Они боролись с ветряными мельницами, расшибая себе лоб о стену равнодушия. Они читали газеты и верили написанному, они смотрели по вечерам программу «Время», они жив интересовались политикой, и не только своей страны. Они любили приговаривать — а вот раньше! Будут ли еще такие? Те, которым не всё равно... вспоминаешь вымирающих бойких дедушек и бабушек с теплом и ностальгией и уже даже готова побрюзжать на их стороне. Сама старею видимо.

Нечипоренко мне чем-то моего деда напомнил: дед тоже был борец с несправедливостью и...такой-же наивный. Никогда не забуду, как на новогодние праздники дед комментировал выступление знаменитой певицы из соседней страны, бывшей проводницы Верки. Дед тогда сказал — я так считаю: те мужики, которые в бабу переодеваются, в душе́ пидор...сы. Вот над этим «в душе́» мы всей семьей смеялись. Тётка тогда заметила — пап, они не только в душе́, а полностью, ну «эти»... Дед выходил из себя когда по ТВ рекламировали женские гигиенические изделия (совсем совесть потеряли!) и каждый день смотрел новости — как-будто что-то изменится от этого. Часто звал меня посмотреть вместе фильм — пошли «Золото Маккены» смотреть? На что я закатывала глаза и говорила— дед, ты с ума сошел? Какое еще «Золото Маккены»? Я такое старье не смотрю. Эх, а надо было смотреть с дедом фильмы — сейчас уже нет его с нами.

К сожалению нет уже с нами Владимира Кашпура. Нет в живых и исполнителей главных ролей фильма — Петра Зайченко и Петра Мамонова. Их нет, а роли их остались навсегда с нами.

Я очень советую вам посмотреть фильм «Такси-блюз» — равнодушным не оставит никого. На днях выпущу статью с полным обзором фильма. А пока обсудим в комментариях колоритного пенсионера Нечипоренко? Знаком типаж?

Спасибо, что прочитали. Читайте также:

«Шапка»1990г. – остроумная и смешная комедия. Последний фильм Константина Воинова.
КиноИнна2 марта 2022
Подборка мрачных фильмов начала 90-ых.
КиноИнна3 марта 2022
«Ты есть» 1993г.— как потерять сына, но приобрести дочь.
КиноИнна20 марта 2022