Приветствую заглянувших на канал, с Вами на связи КиноИнна.
Вчера на канале я упомянула, что у меня выйдет пара статей о потрясающем отечественном фильме «Такси-блюз» 1990г. режиссера Павла Лунгина. Начать цикл я решила с колоритного персонажа второго плана — пенсионера Нечипоренко (Владимир Кашпур). Заметила, что персонажи второго плана, зачастую, получаются не менее интересными чем главными герои. Комичный и временами желчный Нечипоренко отлично оттенил трагическую и болезненную дружбу богемного саксофониста и самого обычного таксиста, который привык жить «правильно» и напрасно пытается перевоспитать своего непутевого приятеля.
Из чего состоит наше хорошее кино? Наше кино с самого начала было обращено к материалу повседневности. Кино начинается с вторжения на экран реальных человеческих лиц. Стандартные формулы успешных блокбастеров и триллеров у нас не работают. Отечественным режиссерам, как никаким другим в мире удается снимать душевное и тонкое кино. Поэзия бытовухи. Пенсионер Нечипоренко в картине Лунгина кажется таким реальным и узнаваемым — человеческое лицо с «фактурой».
Получился до боли узнаваемый типаж. Зуб даю, что и вам приходилось встречать подобных бойких старичков в магазинах, на вокзалах у касс, а чаще в больницах. Сейчас в природе подобные товарищи встречается всё реже: вымирающий вид. А в прежние времена непременно обнаруживался в очередях – и пугал, и смешил, и отвращал нас, детей.
Это кажущийся вредным и грозным жёлчный старик, иногда с одинокой орденской планкой на замшелом пиджаке. Возмущался, брызгая слюной, выкрикивал что-то в стиле: «Ах, сволочи! А за вас кровь проливали!» Трясся всем телом, дёргал головой… «Как ваша фамилия?» «Я пойду жаловаться!» — что удивительно, а на самом-то деле, такие старички самые настоящие борцы за справедливость, не смотря на отталкивающий и пугающий грозный вид. А вы думаете, борьба за порядок и справедливость прекрасна и облачена в белые сияющие одежды? Пусть они пугали и смешили одновременно, но в них был стержень, а самое главное — им было НЕ ВСЁ РАВНО.
Таких ворчунов никто не любил. Таким хотелось сказать — дед, тебе больше всех надо? А кто-то их жалел, качая головой — довели человека. А я так думаю: сохранись сегодня эти наивные, верящие в справедливость, ворчуны – не случилось бы этих «Зимних вишен»... Потому что такие вечно недовольные старики-язвы приметили бы своим острым, ехидным глазом всё: заваленные хламом запасные выходы, отсутствие огнетушителей, пожароопасные материалы, решётки на окнах и прочие нарушения. И написали бы куда надо жалобу.
В новой реальности Нечипоренко наивен и смешон — «Как вы можете продавать пьяным?», «Преступники всегда возвращаются на место преступления» — да, он наивный и вредный, но далеко не тупой. А в конце он очень точно охарактеризовал конец странной дружбы таксиста и саксофониста — эх, дурак ты, Ваня! И столько чувства было в одной этой фразе. А какие выразительные жесты и взгляды — мое зрительское мнение часто совпадало, с отношением к ситуациям фильма, с мнением Нечипоренко. Причем не всегда он его выражал словами. Иногда всё было понятно по одному лишь взгляду.
Такие старики, которым больше других надо, которые всюду суют свой нос – последние из могикан, – часто они всем неприятны и неудобны. То ли дело мы современные люди: часто аморфные, толерантные, вежливо равнодушные — нервы дороже, улыбающиеся и счастливые люди, доверчивые как кролики. Исключительно добрые и благодушные.
Или всё же равнодушные?
А старичков, подобных Нечипоренко, практически не осталось. Непонятые и обманутые, они, в свое время, заработали себе славу скандалистов и жалобщиков. Они боролись с ветряными мельницами, расшибая себе лоб о стену равнодушия. Они читали газеты и верили написанному, они смотрели по вечерам программу «Время», они жив интересовались политикой, и не только своей страны. Они любили приговаривать — а вот раньше! Будут ли еще такие? Те, которым не всё равно... вспоминаешь вымирающих бойких дедушек и бабушек с теплом и ностальгией и уже даже готова побрюзжать на их стороне. Сама старею видимо.
Нечипоренко мне чем-то моего деда напомнил: дед тоже был борец с несправедливостью и...такой-же наивный. Никогда не забуду, как на новогодние праздники дед комментировал выступление знаменитой певицы из соседней страны, бывшей проводницы Верки. Дед тогда сказал — я так считаю: те мужики, которые в бабу переодеваются, в душе́ пидор...сы. Вот над этим «в душе́» мы всей семьей смеялись. Тётка тогда заметила — пап, они не только в душе́, а полностью, ну «эти»... Дед выходил из себя когда по ТВ рекламировали женские гигиенические изделия (совсем совесть потеряли!) и каждый день смотрел новости — как-будто что-то изменится от этого. Часто звал меня посмотреть вместе фильм — пошли «Золото Маккены» смотреть? На что я закатывала глаза и говорила— дед, ты с ума сошел? Какое еще «Золото Маккены»? Я такое старье не смотрю. Эх, а надо было смотреть с дедом фильмы — сейчас уже нет его с нами.
К сожалению нет уже с нами Владимира Кашпура. Нет в живых и исполнителей главных ролей фильма — Петра Зайченко и Петра Мамонова. Их нет, а роли их остались навсегда с нами.
Я очень советую вам посмотреть фильм «Такси-блюз» — равнодушным не оставит никого. На днях выпущу статью с полным обзором фильма. А пока обсудим в комментариях колоритного пенсионера Нечипоренко? Знаком типаж?
Спасибо, что прочитали. Читайте также: