- ГЛАВА 55 (Из серии "Хроники старого меломана")
Я НИКОГДА НЕ СТАНУ ВЗРОСЛЫМ (часть 2 )
Группа "Twisted Sister" заполнила собою пустоту ,оставшуюся после ухода с рок-сцены одного из её непревзойденный фигляров ,Элиса Купера."Твистед Систер" тяготеет к текстам уличной тематики, которые достаточно органично вписываются в мелодии группы -такое подобие гармонии нехарактерно для хэви -метал-произведений, и это можно отнести к достоинствам группы. .В альбоме " На грани риска" нет ничего технически нового, скорее это перепев с их предидущих дисков. Сюда включена композиция с самого первого альбома группы ,которая называется "Я никогда не стану взрослым!"- на мой взгляд ,это самое удачное произведение ансамбля.
Теперь на очереди самые бездарные и бестолковые исполнители- "Рэтт" и "Scorpions", чья музыка выделяется непроходимой глупостью, а тексты каким то оголтелым оптимизмом, который абсолютно неуместен в устах этих мрачных личностей.Калифорнийская группа "Рэтт" выпустила альбом "Вторжение в частную жизнь": по замыслу авторов слушатели вначале должны впасть во вселенскую скорбь, из которой их быстренько извлекут и свалят с ног дубинкой немыслимой радости .К сожалению не происходит ни того ,ни другого.Дубина,правда,есть, но ею вертят так неумело,что она лупит в основном по самим музыкантам.В песнях прославляется разумное, доброе и вечное вроде дружбы и истинной любви.Нам постоянно намекают "Вы должны были бы это понять",но,что именно ,так и остаётся загадкой.
Западногерманская группа "Скорпионс" воспевает самих себя. Их двойной концертник "По всему миру" представляет собой сборник песен с чрезвычайно затянутыми концертными вариантами некоторых композиций. Песни до предела насыщены противоречиями ,хотя можно выделить общую тематику, а именно чувственное восприятие действительности.Плохо лишь то,что данная концепция уже изрядно набила оскомину ещё в начале 70-ых, когда её взяли на вооружение группы ,которым "Скорпионс" не чета.Но эта тематическая последовательность становится понятной только после взгляда на текстовую вкладку, поскольку группа поет на каком-то птичьем языке,который даже отдаленно не похож ни на английский ,ни на немецкий "Скорпионс" постоянно пытаются продемонстрировать свое жало,но при ближайшем рассмотрении оно оказывается изрядно затупленным, что в общем-то странно- ведь двое из этой команды терзают струны уже 15 лет, срок вполне достаточный ,чтобы чему-то научиться или хотя бы сделать выводы.Этих парней можно было бы считать предтечами хэви-метал-рока , если бы это направление имело хоть какие-то духовные начала.
Любая из рецензируемых пластинок может быть великолепным поводырем в крохотном ущербном мире хэви-метал-рока .Любая из этих пластинок вводит слушателя в воспалённое сознание подростка, который решил отомстить за обиды с помощью электричества и соло-гитары."
Ну,и наконец, в завершение этой своеобразной трилогии предлагаю небольшую статью советского журналиста Максима Пруса под названием "Рок в тупике".
"Вместо вступления сделаем три небольшие оговорки. Во-первых, говоря о роке, отбросим в сторону всяческую "музыку для ног", она того просто не стоит. Во-вторых ,не будем вспоминать и о так называемом "советском роке" -такового по нашему глубочайшему убеждению, просто не существует в природе: это либо вовсе не рок, либо совсем не советский ,а лишь дурная копия с англо-американо-немецкого оригинала ( что не делает чести нашим исполнителям).И ,наконец , последнее "не": давайте договоримся сразу,что речь пойдет только о музыке .Ибо если начать "просеивать" тексты, рок давно пора сдать в утиль: поют о милых девчонках , о рае в современном шалаше или о происках сатаны и его приятелей и даже о " правильных" вещах -возможности военной, экологической и прочих катастроф- все это давно набило оскомину...
Итак, .приступим . Сейчас будет сделано заявление, которое приведет в неистовство тысячи тинейджеров ,обожающих спид-трэш-хард-кор-... и какой-то-там-еще-метал-рок ,и порядком удивит более спокойных и взрослых любителей "классики" и арт-рока. Вот оно: рок-музыка за последние пять- десять лет полностью исчерпала свои резервы и оказалась в довольно щекотливой ситуации, поставленная перед выбором- либо переродиться в коммерческое предприятие и одно из проявлений моды, либо честно признать свою несостоятельность и тихо сгинуть в небытие. Мутная волна однообразия, неоригинальности, взаимоподражания захлестнула её с головой и, похоже, из этого омута року выкарабкаться не суждено. Слишком громко сказано, вы думайте?.Что,ж, ваше право- в конце концов ,это субъективно.И все же постараюсь аргументировать свое мнение, для наглядности "разделив" современный рок на несколько условных направлений.
Исполнителей ,относящихся к первому из них, я назвал бы "упрямцами" .Они долгие годы идут собственной, но уже до предела истоптанной дорогой. За примерами далеко ходить не надо - это такие "монстры рока" ,как "DeepPurple ", "Judas Priest ","Aerosmith"," Dio", "Kiss"(сравните хотя бы две их пластинки "Династия" 1979-ого года и "Сумасшедшие ночи" года 1987-ого : что отличает их друг от друга помимо названий и некоторой перемены состава играющих музыкантов? Обе вроде неплохи, но это бег по кругу. Эти группы имеют обыкновение распадаться, менять прически ,одежды, грим, но не музыку - продолжают тянуть нелегкое ярмо собственной славы, не дающей покоя и отдохновения. Говорят- искусство требует жертв, и нынешняя деятельность таких звезд- каждодневная жертва самим себе и сложившемуся имиджу. Их тяжкий труд вызывает уважение хотя бы в силу его удручающей монотонности.Тем более, что ,как и всякий другой , он приносит свои плоды- благодаря своему упорству рокерам далеко не первой молодости удается до сих пор привлекать внимание своих фанатов.
Есть и другие способы удержаться на плаву. Кое-кто из роковых "старцев" изо всех сил ( и,добавлю, средств) старается " идти в ногу со временем", а в результате полностью обезличиваются, порой приближаясь к худшим образчикам " резиновой" поп-музыки. Назовем их " конформистами" или , если угодно, приспособленцами. Вы уже поняли о ком разговор? Ну, разумеется,- это "Queen ","Genesis " ,"АC,/DC",( а особенно ,ELO") и иже с ними..Куда, как проще было представителям "рока" ,ориентированного на альбомы AOR (,например "Foreigner" ,"Jorney") ,их не терзали муки творчества , цель иная- чтобы нам ,т.е слушателям и потенциальным покупателям нравилось.Вряд ли можно назвать такое коммерческое направление перспективным. Молодые решили не отставать от своих предшественников, и вот уже лидеры софт-беби-метал-жвачки уверенно занимают первые места на музыкальном Олимпе - "Bon Jovi" ,"Poison", "Tiger Tails". К сожалению в эту денежную и бездонную пропасть бездумья и однообразия медленно, но верно скатываются такие прекрасные в прошлом команды, как "Van Halen" ,"Def Leppard","Scorpions" ,"MSG". К беззастенчивым коммерсантам я бы отнес ещё современные глиттер-группы- "MOTLEY CRUE" ,"WASP" Видимо принцип "деньги не пахнут " помогает решить все проблемы.
Четвертая "компания" группы- супергруппы из "осколков" .В них лихорадочно, как карты в колоде, тасуются знаменитые музыканты,-видимо для привнесения новых музыкальных идей, что не даёт ожидаемого эффекта. Эта регрессивная тенденция частых взаимопереходов из одной команды в другую и обратно возникла в начале 80-ых и постепенно усиливается -"Asia", "Whitesnake" ,"Black Sabbath". И, как ,кроме деградации ,определить её ?
Наконец есть "мертвые" группы, судорожные попытки которых выкарабкаться из могилы забвения не вызывает иных чувств, кроме жалости- "Accept', "Magnum" ,Saxon". Им уже ничто не поможет.Сюда стоит отнести и все громоподобные спид-трэш-группы, они чрезвычайно скучны и обречены на скорое вымирание. Да и на Западе их сейчас не очень-то жалуют- приелось. Есть и ещё несколько опасных симптомов опасной "болезни " упадка современного рока. Главным образом это копирование. Одни полностью снимают чужой стиль, другие с явным удовольствием исполняют вещи "знаменитых стариков " в своей аранжировке, что не делает лучше ни песни, ни их интерпретаторов. Да и обращение к классике, которым грешат все уважающие себя рокеры, в конечном счёте превратилось из признаков хорошего тона и изысканного вкуса в надоевшую традицию, избитый отработанный штамп.Так что же ,значит рок обречен? Будущее покажет."