Летом 1941 года Красная Армия часто оказывалась в окружении и отступала. По этой причине сохранилось не так много документов этого периода. Многие подвиги советских солдат остаются неизвестными. Так было и с лейтенантом Ярыгиным, о подвиге которого стало известно лишь несколько лет назад. Исследователь Вадим Антонов на основе немецких фотографий и документов с обеих сторон сумел восстановить хронологию последнего боя последнего советского командира танка.
Бой произошел в деревне Васильевщина Новгородской области. Там немцы переправились через реку Ловать и угрожали советским 11-й и 34-й армиям Северо-Западного фронта. Врага нужно было выбить с его позиций. Поэтому атака была запланирована на 31 августа.
КВ-1Е, на башне видны клепаные щиты
Основная ударная сила состояла из 3 тяжелых танков КВ-1Е из 87-го танкового батальона. Буква "E" означает экранированный. Летом 1941 года немецкие противотанковые орудия могли пробить КВ только с очень близкого расстояния. А дополнительные щиты сделали танк практически неуязвимым для вражеской артиллерии - его броня увеличилась с 75 до 100 миллиметров!
Танки были переданы для атаки 285-му пехотному полку, который недавно прибыл на линию фронта. Здесь начались первые проблемы. Полк заменил подразделение, которому удалось заминировать немецкие подступы. Однако прибывшие солдаты и командиры не были предупреждены. Кроме того, дивизия СС "Мертвая голова", опытное и высокоморальное подразделение, заняла оборону на немецкой стороне.
План атаки был следующим: танки КВ двигались по дороге от Рыкалова к Васильевщине. Танк КВ лейтенанта Сурина и танк командира взвода Квашнина должны были двигаться слева от дороги и атаковать восточный сектор деревни. Автомобиль Ярыгина двигался по правой стороне дороги. Часть пехоты разместилась на бронетранспортерах в качестве десанта. Некоторые атаковали пешим порядком позади танков.
Атака на деревню должна была начаться 31 августа в 11.00. В 10.45 утра танки начали обстреливать немецкие позиции из пушек. Однако пехота расценила это как начало атаки и бросилась вперед. В результате солдаты попали под сильный обстрел вражеских пулеметов, понесли потери и залегли. Когда танки двинулись вперед в 11:00, пехота не стала атаковать во второй раз.
Немцы заметили тяжелые танки и открыли по ним огонь. КВ лейтенанта Сурина двигался первым и был подбит из 37-мм пушки, но не повредил танк. Вскоре после этого КВ подорвался на своих минах и остановился. Экипажи танков не растерялись и устранили повреждения ходовой части в течение 25 минут непосредственно под огнем.
За танком Сурина двигался КВ командира отряда Квашнина. Он миновал советские мины, но в 300 метрах от деревни подорвался на немецких минах. В ночь перед атакой противнику удалось устроить минную засаду. По неподвижной машине Квашнина было выпущено несколько 37-мм и одно 50-мм противотанковое орудие. Однако броня КВ-1 выдержала все удары. После ремонта на помощь танку Квашнина пришел КВ "Сурин" и отбуксировал его. Таким образом, оба танка вышли из боя. Пехота также не смогла ворваться в деревню.
Однако оставался еще третий танк лейтенанта Ярыгина. Она двигалась одна по правой стороне дороги и избегала мин. Во время движения один солдат спрыгнул с бронетранспортера из-за сильного пулеметного огня. Тем не менее, командир машины решил продолжить выполнение приказа. Ярыгинскому КВ удалось прорваться в деревню, где он начал наносить урон немецкой пехоте. Вражеские окопы были обстреляны из пушек и пулеметов, а затем КВ "сровнял" немецкие позиции своими гусеницами. Таким образом, экипажу удалось подавить пулемет.
Артиллерийские расчеты 37-мм пушки PaK 35/36
В деревне КВ столкнулся с 37-мм орудием, которое было замаскировано возле самого дальнего дома. Немцы вели огонь с близкого расстояния, но не повредили советский танк. Экипаж обнаружил противника и разбил немецкое орудие. Но гитлеровцы были к этому готовы. Когда КВ повернул, чтобы протаранить его, он установил на корме второе скрытое орудие - 50-миллиметровую пушку.
Экипаж заметил угрозу сзади и начал быстро разворачивать турель, но немцы успели открыть огонь первыми. Им удалось повредить орудие КВ, но советские танкисты продолжали вести огонь из пулеметов. Гитлеровцы продолжали бить по корме танка и вывели из строя его двигатель. У окруженной вражеской машины не было никаких шансов. Один из немцев подбежал к танку и положил гранату в ствол орудия. Он взорвался внутри КВ, убив весь экипаж. После боя немцы насчитали 18 попаданий в пулемет лейтенанта Ярыгина, из них 3 пулеметных выстрела.
Самолет КВ-1 лейтенанта Ярыгина был сбит.
В состав экипажа входили командир танка Василий Ярыгин, командир орудия Андрей Рульков, старший радиотелеграфист Иван Цехмейстер, старший механик-водитель Георгий Темнов и моторист Степан Кононов.