Найти в Дзене
ПсковГУ

Три поколения любви: преподаватель ПсковГУ Галина Маслова рассказала о семейной династии педагогов-перфекционистов

Оглавление

Когда на сайте университета появилась публикация проекта «Научный полк ПсковГУ» об Олимпиаде Андреевне Лебедевой, мы не ожидали, что благодаря ей откроем для себя новые страницы не только Великой Отечественной войны, но и истории вуза. Встречаем в главном корпусе доцента кафедры европейских языков и культур Галину Маслову, а она говорит: «Спасибо вам за эту статью!». И объясняет: «Олимпиада Андреевна - моя мама».

В свои неполных 18 она стала начальником районного склада по сбору вещей для Сталинградского фронта, после войны, в 27, поступила в наш вуз и получала Сталинскую стипендию, а спустя пять лет осталась работать на кафедре зоологии ассистентом – так начиналась педагогическая династия Лебедевых – Масловых – Горячёвых - Тихоновых. Судьба их так или иначе связана с нашим вузом. О любви, генетике и секретах педагогического успеха мы поговорили в преддверии Дня преподавателя высшей школы с Галиной Масловой.

Мама

-2

- Галина Геннадьевна, почему Олимпиада Андреевна выбрала преподавание в вузе? Может быть, чей-то пример сыграл свою роль?

- Ее родные не были связаны со сферой образования. Дедушка был мастером железнодорожного депо, бабушка не работала - в семье было пятеро детей. В 1941 году мама закончила 9-й класс. О начале войны она узнала после выпускного, который они с ребятами готовили для 10-классников. Семья уехала из Пскова 8 июля 1941 года в Сталинградскую область. Всю войну мама работала для Победы, в 1944 году ее наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». 10-й класс она закончила там же, под Сталинградом, когда фронт отошел.

Спустя время, уже будучи замужем, мама вернулась в Псков, в 1953 году поступила в педагогический институт на факультет естествознания, закончила его с отличием. Ей предложили стать завучем в школе №8 г. Пскова, но она осталась работать в вузе: преподавала эмбриологию, цитологию, анатомию человека, актуальные проблемы биологической науки на кафедре зоологии. Мама работала в институте до 73 лет, закончила преподавать в 1998 году, но продолжала поддерживать связь с кафедрой, которой заведовала на протяжении 12 лет.

-3

- Какие моменты, связанные с маминой работой, вам запомнились из детства?

- Конечно, я иногда ходила к маме на работу. Я не видела ее на лекциях, но очень хорошо помню ее исследовательскую деятельность. Она много занималась наукой, ей это нравилось, у нее опубликовано около 200 работ. Я помню, как к ней приходили студенты, которые защищали дипломы по эмбриологии рыб в рамках ее научного кружка. Они проводили эксперименты на икре рыб, воздействовали на них тяжелыми металлами, исследовали развитие рыб в наших водоемах, фиксировали различные параметры: пороки в развитии, стадии вылупления, различные морфологические особенности.

Мама защищала кандидатскую диссертацию, когда мне было 11 лет. Перед защитой она мне читала выдержки из своей работы. Моей задачей было услышать, где есть повторы, или сказать, где я что-то не понимаю. Она на мне проверяла, понятно ли пишет: мама очень трепетно относилась к изложению мыслей.

-4

- Какие черты характера, которые пригодились вам в профессии, вам привили в семье?

- Мама всегда говорила: если ты что-то делаешь, ты должна делать это очень хорошо. А еще она воспитала во мне хорошее отношение к критике. Она объясняла: если кто-то указывает на недостатки, сделай в следующий раз лучше. Не думай, что ты плох, а учись на ошибках. Это толчок к развитию.

А интерес к проблемам толерантности, я думаю, от папы: несмотря на род занятий (военный прокурор, а после службы в армии старший юрисконсульт), папа был толерантным человеком, принимающим и понимающим разнообразие мира. Я помню его подарки в детстве: куклы, представляющие разные расы, национальности и профессии. Помню его уважительные комментарии по поводу людей труда и часто повторяемую мысль, что главное не то, кем ты являешься, а как выполняешь свою работу.

Дочь

-5

- Почему вы, закончив школу, решили идти на иняз?

- Мама ездила на конференции - в Варшаву, Гамбург. У нее были публикации за рубежом. И она всегда жалела, что не знает хорошо иностранный язык, что она в школе учила немецкий, но не владела им для общения. Видимо, у меня это где-то отпечаталось.

- Как мама отнеслась к вашему выбору?

- Прекрасно! Педагогика - замечательная вещь. Если умеешь учить другого человека, если знаешь основы педагогики, то, соответственно, владеешь основами менеджмента. Я убеждена на 100%, что хороший учитель - это хороший организатор, который может работать в любой профессии сферы «человек-человек».

- Какие перспективы открылись перед вами после обучения в вузе?

- Я закончила институт с красным дипломом. Меня распределили в Качановскую среднюю школу Палкинского района. Но я не доехала до нее, потому что весной накануне выпуска вышла замуж за военного. Мы уехали в город Аральск Кызыл-Ординской области – это в Казахстане. Мне предлагали работать в воинской части. Но мама сказала: «Галя, ты сможешь устроиться туда в любой момент. Иди в школу».

В школу я попала с трудом: все вакансии были заняты, и мне дали полставки воспитателя группы продленного дня в школе №197. Когда у меня родилась дочь, мне предложили место учителя биологии, поэтому я заочно поступила в Псковский пединститут на естественно-географический факультет. Мне перезачли общегуманитарный и педагогический блок, и за 3 года я освоила биологические дисциплины. Я защитила дипломную работу на тему "Сукцессии Аральского моря и их влияние на экологические особенности Приаралья". Тогда очень много говорили о катастрофе Аральского моря, и мы были тому свидетели: окна нашего дома выходили на пустыню, где стояли ржавые корабли. В фильме "Игла", где играет Виктор Цой, есть момент, когда герои идут по потрескавшейся почве - они шли как раз за нашей частью.

-6

- В процессе обучения вам приходилось сдавать экзамен своей маме?

- Да, причем мои однокурсники знали о нашем родстве. Мама не спрашивала меня по билету. Она задавала вопросы мыслительного характера из серии «Как вы думаете, почему это так?». Я отвечала, собирая знания из разных областей. Когда экзамен закончился, и мы вышли, мои однокурсники сказали: мы слышали диалог коллег.

- Вам удалось поработать учителем биологии?

- Да, в Аральске я работала и учителем биологии и учителем английского языка. Это были удивительные годы с точки зрения овладения профессией: классное руководство, английский язык с 4 класса по 11, биология с 5 по 11 и даже 2 часа немецкого языка в неделю. Нагрузка была очень большой: по семь уроков в день. Прихожу на биологию - начинаю по-английски говорить, но ребята с пониманием относились к таким случаям.

- Чем интересна работа в школе и чем – в вузе?

- В школе работать тяжелее в смысле организации учебного процесса. Тебе надо удержать внимание, дисциплину. В Аральске, например, в 5 классе было 40 человек! Вернувшись в Псков, я работала учителем английского языка в гуманитарном лицее, и представьте: у меня был опыт занятий с группой спортсменов-гандболистов. Самый настоящий сhallenge (с англ. «вызов» - от ред.)! Чтобы удерживать мотивацию, надо технологически грамотно выстраивать урок.

-7

В университете тоже очень важно дидактически эффективно выстраивать занятие, но ещё важнее досконально знать предмет и иметь практический опыт применения знаний на практике. Если преподаватель полностью владеет содержанием своей дисциплины, ему легче помочь студенту выстроить связи с другими дисциплинами образовательной программы. А это происходит, когда на занятии присутствует диалог, когда репродукция услышанных на лекции знаний заменяется совместным с преподавателем поиском истины или созданием своего продукта, когда студент усваивает материал в деятельности.

Поэтому мне больше нравятся семинарские и практические занятия, а на лекциях пытаюсь вовлечь студентов в активное восприятие через проблемные вопросы и обсуждение.

Семья

-8

- Кто еще из вашей семьи работает в образовании?

- Моя дочь. Учитель английского языка высшей категории Анна Андреевна Горячёва. Аня окончила Псковский гуманитарный лицей. Хотела стать учителем, но определиться каким именно учителем: иностранных языков или биологии, тоже было трудно. Но все-таки иняз победил. В 2008 году на практике перед выпуском ей предложили работу в Псковской лингвистической гимназии. Она согласилась, и работает в этой школе до сих пор, преподает английский язык. Сейчас это Псковская инженерно-лингвистическая гимназия. Я очень ею горжусь, вижу, как относятся к ней родители, когда здороваются в городе, какие пишут ей сообщения. Она очень грамотный учитель.

- Вы не отговаривали дочь от планов посвятить себя педагогике?

- Никогда. Ей интересно работать с детьми, с этим возрастом. Я предлагала ей попробовать себя в университете, периодически у нас появляются вакансии - она отказывается. Может, её мнение изменится в будущем, но пока она полностью погружена в школьную жизнь, любит своих учеников, много времени и сил отдаёт работе. В прошлом году дочь выпустила 11 класс, они чудесные, кто-то поступил к нам в университет.

- Кто-то еще из родственников последовал, как и вы, примеру Олимпиады Андреевны?

- После того как мама стала работать в пединституте, на естфак поступила ее племянница, с которой они были очень близки, - Светлана Михайловна Тихонова. После окончания она работала лаборантом на кафедре ботаники, а затем получила дополнительную квалификацию по психологии и трудилась старшим преподавателем на кафедре психологии под руководством Прокопия Афанасьевича Сорокуна. Уехала в 1985 году с мужем-военным в Москву и там работала в Московском государственном педагогическом университете на кафедре психологии старшим преподавателем, читала общую и возрастную психологию, а также на педагогических практиках со студентами вела психологическую составляющую.

Сын Светланы Михайловны Станислав, тоже выбрал педагогическую стезю. Слава закончил псковское музучилище - он учился у замечательного педагога Алисы Михайловны Чирковой. Поступил в консерваторию в Новосибирске в класс Виссариона Слонима. После окончания консерватории с отличием, поступил в ассистентуру Московской консерватории, закончил ее по двум направлениям – сольное исполнительское искусство (фортепиано) и искусствоведение. Защитил диссертацию по наследию музыканта Теодора Лешетицкого. Сейчас Станислав Тихонов – доктор искусствоведения, профессор класса специального фортепиано консерватории им. Й. Гайдна (Австрия). Слава свободно владеет немецким и английским языками, занимается с учениками, которые представляют множество стран мира. Он воспитал уже более 100 победителей международных конкурсов пианистов.

Генетика

-9

- С вашей точки зрения, профессиональные династии - это результат генетики или воспитания?

- Вы не поверите: вопрос о соотношении биологических задатков и социального в человеке попался мне на госэкзамене по педагогике в 1985 году. Конечно, задатки играют важную роль. Есть какие-то способности у человека, которые передаются по наследству. А дальше все зависит от того, как ты эти задатки и способности будешь развивать. Здесь родителям важно присмотреться к ребенку, заметить, во что он играет. Я поняла, что моя дочь будет педагогом, когда ей едва ли года три исполнилось. Аня брала географические карты, ставила их за стекло шкафа и, водя по ним импровизированной указкой, рассказывала: «Это Аральское море. В него впадает две реки: Сырдарья и Амударья».

- В вашей семье есть преподаватели в трех поколениях. Раскройте, пожалуйста, секрет педагогического успеха.

- Наверное, банально прозвучит, но это любовь к тому, что ты делаешь. Любовь очень многое определяет. Если ты любишь людей, с которыми работаешь, - это замечательно! Если ты любишь людей, которых учишь, - значит, ты не унизишь их достоинство, будешь стараться понять и принять их. Когда другой чувствует, что ты его любишь, он готов ответить тебе взаимностью. Любовью ты укутываешь человека - как одеялом теплым. Наверное, в этом рецепт успеха.

Бывает еще, что любовь есть, но человек устал и раздражен. Но с этим можно бороться. Есть способ чисто физиологический. Когда тебе ничего не хочется, ты совершенно ничего не можешь, ты устал, надо подойти к зеркалу и просто улыбнуться. Мышцы лица связаны с нервами и гормонами. Когда мышцы лица приходят в движение, организм вырабатывает эндорфины - гормоны удовольствия. Буквально через несколько секунд улыбающийся человек начинает чувствовать себя лучше. Это работает!

-10

- Если сравнивать тех студентов, которые приходили к вашей маме, и тех, кто занимается у вас сейчас, - чем они отличаются?

- Ничем! Кроме технологического оснащения. Человеческие проблемы со времен Шекспира и Гете остаются прежними.

- Как вы относитесь к утверждению, что нынешний студент ленивый?

- Это не так. Просто сейчас студенты чаще задают вопрос: а зачем мне это надо? Раньше об этом реже спрашивали, потому что была больше дистанция власти: учитель сказал - значит, надо. А сейчас эта дистанция сокращается. Даже школьник должен осознавать, зачем ему те или иные знания. Когда знание осознанно, человек получает удовольствие от интеллектуального труда, и он способен покорить любые вершины.



Беседовала Елена Никитина