Найти тему
Транспортный канал

Почему рельсы приобретают интересный цвет?

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала «Железнодорожная тематика»!

Наверное многие замечали, что когда укладывают новые рельсы, а точнее рельсовое полотно (рельсы и шпалы вместе), то у них вполне приемлемый цвет, рельсы блестящие, шпалы белые, если из железобетона, и щебень тоже естественного цвета.

Динамический подбивочный экспресс 09-3Х работает на платформе "Белоозёрская"
Динамический подбивочный экспресс 09-3Х работает на платформе "Белоозёрская"

А по прошествию какого-то времени, они становятся коричневого цвета? Причём ходит очень много неприличных шуток по этому поводу. Давайте разберёмся, почему так происходит?

Платформа "Фабричная". Только уложенные рельсы IV главного пути и старые рельсы I и III главных путей с коричневым налётом.
Платформа "Фабричная". Только уложенные рельсы IV главного пути и старые рельсы I и III главных путей с коричневым налётом.

Такой коричневый налёт появляется не на всем протяжении уложенного рельсового полотна, если посмотреть внимательный, то такие коричневые области возникают только в местах интенсивных торможений, а именно, при подходах к станциям, пассажирским платформам, остановочным пунктам, и непосредственно, на самих станциях и платформах, где есть интенсивное движение пригородных и пассажирских поездов.

Как многие утверждают это происходит из-за того, что пассажирские вагоны оборудованы туалетами старого типа, и всё содержимое попадает на поверхность рельсового полотна.

Туалет старого образца. Фото из открытых источников.
Туалет старого образца. Фото из открытых источников.

До пустим, что это так. Можно было бы согласиться с такой гипотезой до наступления XXI века, когда в пассажирских вагонах были туалеты со смывным механизмом, который выводился наружу, непосредственно, под сам вагон. Тогда почему в эпоху биотуалетов коричневый налёт продолжает появляться на жд путях?

А разгадка этого явления кроется совсем в другом месте. Я, не даром, подчеркнул, что такое наблюдается только в зонах постоянного торможения, в близи станций и на них самих. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в экипажную часть подвижного состава и сразу же будет всё понятно.

Тележка электровоза 2ЭС6 "Синара". Фото из открытого источника с сайта www.3dfab.ru
Тележка электровоза 2ЭС6 "Синара". Фото из открытого источника с сайта www.3dfab.ru

Рассмотрим двухосную тележку на примере тележки грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (см. фотографию выше). Нас интересуют здесь только сами колёсные пары, и, непосредственно, тормозной механизм, а именно – тормозные колодки. Колесные пары подвижного состава изготавливают из углеродистой стали, а тормозные колодки производят из серого модифицированного чугуна.

В момент торможения тормозные колодки под давлением, которое создаётся в тормозных цилиндрах, с силой прижимаются к поверхности колёсной пары, чем выше давление, тем с большей силой прижимаются колодки и торможение эффективней. Когда поверхность колодок соприкасается с поверхностью колёсной пары, то в этом пятне контакта возникает сила трения, под действием которой происходит торможение. Соответственно, при трении чугуна об углеродистую сталь происходит стачивание металла с тормозных колодок, и маленькие частицы чугуна падают на рельсошпальную решётку.

Торможение поезда. Фото из открытых источников. Ссылка на изображение https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/1/4/13219417.jpg
Торможение поезда. Фото из открытых источников. Ссылка на изображение https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/1/4/13219417.jpg

Под воздействием внешней среды эти частицы окисляются (при взаимодействии металла с водой и кислородом) и приобретают коричневый цвет, т.е. попросту говоря – ржавеют. Поэтому появляется коричневый налёт на путях.

Так что это просто ржавый металл, а не следы переработанной органики.

Спасибо за прочтение! Если статья была интересной ставьте, пожалуйста, лайки и подписывайтесь на мой канал «Железнодорожная тематика».