Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала «Железнодорожная тематика»!
Наверное многие замечали, что когда укладывают новые рельсы, а точнее рельсовое полотно (рельсы и шпалы вместе), то у них вполне приемлемый цвет, рельсы блестящие, шпалы белые, если из железобетона, и щебень тоже естественного цвета.
А по прошествию какого-то времени, они становятся коричневого цвета? Причём ходит очень много неприличных шуток по этому поводу. Давайте разберёмся, почему так происходит?
Такой коричневый налёт появляется не на всем протяжении уложенного рельсового полотна, если посмотреть внимательный, то такие коричневые области возникают только в местах интенсивных торможений, а именно, при подходах к станциям, пассажирским платформам, остановочным пунктам, и непосредственно, на самих станциях и платформах, где есть интенсивное движение пригородных и пассажирских поездов.
Как многие утверждают это происходит из-за того, что пассажирские вагоны оборудованы туалетами старого типа, и всё содержимое попадает на поверхность рельсового полотна.
До пустим, что это так. Можно было бы согласиться с такой гипотезой до наступления XXI века, когда в пассажирских вагонах были туалеты со смывным механизмом, который выводился наружу, непосредственно, под сам вагон. Тогда почему в эпоху биотуалетов коричневый налёт продолжает появляться на жд путях?
А разгадка этого явления кроется совсем в другом месте. Я, не даром, подчеркнул, что такое наблюдается только в зонах постоянного торможения, в близи станций и на них самих. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в экипажную часть подвижного состава и сразу же будет всё понятно.
Рассмотрим двухосную тележку на примере тележки грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (см. фотографию выше). Нас интересуют здесь только сами колёсные пары, и, непосредственно, тормозной механизм, а именно – тормозные колодки. Колесные пары подвижного состава изготавливают из углеродистой стали, а тормозные колодки производят из серого модифицированного чугуна.
В момент торможения тормозные колодки под давлением, которое создаётся в тормозных цилиндрах, с силой прижимаются к поверхности колёсной пары, чем выше давление, тем с большей силой прижимаются колодки и торможение эффективней. Когда поверхность колодок соприкасается с поверхностью колёсной пары, то в этом пятне контакта возникает сила трения, под действием которой происходит торможение. Соответственно, при трении чугуна об углеродистую сталь происходит стачивание металла с тормозных колодок, и маленькие частицы чугуна падают на рельсошпальную решётку.
Под воздействием внешней среды эти частицы окисляются (при взаимодействии металла с водой и кислородом) и приобретают коричневый цвет, т.е. попросту говоря – ржавеют. Поэтому появляется коричневый налёт на путях.
Так что это просто ржавый металл, а не следы переработанной органики.
Спасибо за прочтение! Если статья была интересной ставьте, пожалуйста, лайки и подписывайтесь на мой канал «Железнодорожная тематика».