РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
Я работаю с детьми от 10 лет. Считаю важным озвучить возможные направления работы:
1. Если подросток записался сам:
✨прошу предоставить мне контакты родителей;
✨беру письменное согласие родителя на работу ребёнка со мной как с психологом; родитель заполняет анкету и знакомится с контрактом (это скорее памятка по работе: про опоздания, отмены, оплату, прекращение работы, если работа планируется прекратиться, то необходима заключительная встреча, а не резкое обрывание «больше не придёт, финансовые трудности», запрос решен», «нет времени» и др.);
✨с родителем могу быть на связи, но в счёт времени консультации, это возможно как при подростке, так и индивидуально, но не в формате звонков/переписок (исключение - орг вопросы: переносы, отмены, опозданий, оплаты);
✨возможны ситуации, когда уместной будет СОВМЕСТНЫЕ консультации родителя с ребеноком (если у ребенка возникает потребность что-то обсудить с родителем, но нужна поддержка, либо наоборот, родителям необходимо провести разговор с ребенком при психологе ‒ рассматривается ИНДИВИДУАЛЬНО в каждом КОНКРЕТНОМ случае);
✨могу делиться ПО ЗАПРОСУ от родителя об общемПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ состоянии ребёнка (диагностических заключений НЕ ПРОВОЖУ, диагнозы не ставлю, не лечу и таблетки не выписываю);
✨в некоторых случаях при необходимости рекомендую посещение других специалистов (невролога, психиатра, эндокринолога и др), могу запросить информацию о текущей семейной обстановке или раннем детстве, обсудить изменения (если они есть) в поведении ребёнка во время терапии, а также ответить на вопросы РОДИТЕЛЯ, но не разглашать переживания и события из жизни подростка, так как это его КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ! Подростковый возраст - время для появления ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА в жизни ребенка, и это НОРМАЛЬНО, если не всем хочется делиться с родителями (исключение составляют суицидальные мысли, антивитальное поведение – об этом в обязательном порядке я сообщу!);
✨я совершенно не стремлюсь подрывать авторитет родителей, даже когда подросток делится обидой на них. Но могу рекомендовать родителям работу с психологом, если считаю, что есть проблемы, передаваемых именно от них. Например, про что их гиперболизированная тревога, излишний контроль, гиперопека, нарушение границ ребенка и др. является материалом для ЛИЧНОЙ терапии со своим психологом (уже не ко мне). Родитель может отказаться, и тогда я работаю в зоне ответственности только с ребёнком.
2. Если для записи на консультацию обращается родитель, то озвучиваю, что возможны три варианта:
1) работа только с подростком по проблемам, которые считает важным он сам; улучшение отношений с родителями, в учебе и др., может стать лишь приятным моментом, но основной целью будет улучшение состояния подростка, так как он будет моим клиентом; «чинить» и «перевоспитывать детей» по запросу родителей в работу не беру, как и исправляю родителей по желанию ребёнка;
2)работа только с родителем: про родительские переживания, тревогу и трудности, про выбор лучшего способа для взаимодействия с ребёнком с учётом его возраста и личных особенностей. Важно, что за помощью должен обращаться тот, кому сложно, кто не «справляется» эмоционально и хочет по-другому, поэтому, если сложно родителю, то эта задача родителя найти способ помочь себе, иногда после терапии родителей помощь ребенку уже и не нужна. Важно, чтобы РОДИТЕЛЬ был ОПОРОЙ для ребенка, а не наоборот.
3)работа с отношениями - консультации при этом совместные, и участвуют в изменениях двое (или семья в полном составе). Когда есть много претензий друг к другу, взаимного возмущения и раздражения – это формат подходит для семейного консультирования. Важно, здесь не про поиск виноватых, это скорее про то, что делать и поиск ПОДХОДЯЩЕЙ ФОРМЫ для ВСЕХ ( а не только родителя) членов семьи. Я не семейный терапевт, на данный момент не работаю с парами и семьями, поэтому если вам подходит именно такой формат, то вам нужно будет выбрать ДРУГОГО специалиста, так как я консультирую ТОЛЬКО ИНДИВИДУАЛЬНО. Но семейная терапия хорошо СОЧЕТАЕТСЯ с индивидуальной.