Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Наступивший год будет необычайно богат на интереснейшие киноюбилеи и пропустить их я никак не смогу. Уже отметив в январе солидную дату "Дело было в Пенькове", мы с вами перенесёмся на 15 лет вперёд и вспомним фильм не великий, конечно, но крайне примечательный. Но сперва предлагаю потрясти мешочком с газетными вырезками и бегло восстановить в памяти хотя бы некоторые из событий 1973-го и его атмосферу.
Прежде всего отметим, что по ставшему нам с некоторых пор едва не родным китайскому гороскопу 1973-й был годом Голубого Водяного Быка. Если у кого-то связаны с обоими (и с годом, и с животным) самые нежные воспоминания, то придётся набраться терпения и немного подождать - в следующий раз это парнокопытное именно такой цветовой гаммы навестит нас лишь в 2033-м.
Итак, 1973 год. Занятный курс текущего периода провозгласил в январе тогдашний президент Египта Анвар Садат. Звучит он так: «демократия чрезвычайного положения». Буквально это означает, что курс государства на демократизацию взят, и будет продолжен, однако с оппозицией разговор будет ну ооочень короткий. Как говорится в титрах некоторых квазиисторических фильмов – «любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны». Дополню: "совпадения" с демократией - также. Кстати, нелишним будет напомнить: Садат скончался в 1981-м году в результате смертельного ранения после покушения на военном параде. Исламские фундаменталисты не простили ему курса на сближение с Израилем. Вывод: не всегда выручают собственные преторианцы, возможно, у них - свой комплот.
В апреле в Нью-Йорке открываются знаменитые «близнецы» - здания Всемирного Торгового Центра. Собственно, событие это применительно к 1973-му году – так себе, мало ли что где открывается... Если не вспоминать трагедию 11.09.2001, когда «близнецы» печально прославились на весь мир, унеся с собой более трёх тысяч жизней.
Успешно начатые годом раньше мирные инициативы Брежнева и президента США Никсона получают в 1973-м году своё продолжение. В ходе ответного визита Леонида Ильича в США подписан целый ряд соглашений, в числе которых и Соглашение о предотвращении атомной войны. Можно сейчас как угодно полоскать имя генсека, но – пресловутая «борьба за мир» в семидесятых не была пустым звуком. До тех пор, пока СССР не ввел войска в Афганистан... Правда, над бедолагой Никсоном уже нависает "Уотергейт". Сменившие его Форд, а затем Картер мирный политический курс продолжили... до тех пор, пока не "случился" Афганистан.
В августе 1973-го по ЦТ состоялась премьера знаменитых «Семнадцати мгновений весны». Столь масштабного и продолжительного (12 серий) телевизионного фильма в СССР ещё не было. Продолжительность серий - несколько больше современного формата в 50-60 минут. Самая короткая – 64 минуты, самая длинная – 78. Успех премьеры таков, что уже через три месяца запускается повторный показ – ровно с таким же успехом.
В том же августе президент Чили Сальвадор Альенде назначает на пост главнокомандующего сухопутными войсками генерала Аугусто Пиночета. Уже через несколько недель – а именно 11 сентября (что за странная несчастливая дата, с которой напрямую или косвенно повязан 1973-й!) это выйдет Альенде боком.
В СССР Альенде симпатизируют все – от мала до велика. Вспоминается фильм Глеба Панфилова «Прошу слова», где героиня упокоившейся неожиданно для всех только что Инны Чуриковой, окаменев лицом, смотрит программу «Время» с комментариями о совершившемся перевороте.
- Как ты можешь? Они Альенде убили! – кричит Чурикова мужу.
- А я-то тут при чём? – растерянно отвечает в голос герой Николая Губенко.
22 сентября, понятное дело, дипломатические отношения между СССР и Чили разорваны. Отныне имя Пиночета у нас – нарицательное. Генерал – «ястреб» в непроницаемо тёмных очках – почти аналог Адольфа Гитлера. Погибшие Альенде и певец Виктор Хара – герои и борцы за независимость от сил мирового империализма.
1973-й год – значительный прорыв в западной рок-музыке. Выходит в свет альбом The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd. Группа Queen также выпускает первый альбом. В США появляется группа Kiss. Дебютным альбомом выстреливает Aerosmith. Кто понимает - о чём речь, может лишь, покрутив головою, протянуть восхищённое "даааа..."
В 1973-м году из жизни уходят два корифея советского кино. Андрея Абрикосова мы помним как Гаврилу Олексича из «Александра Невского». Кстати, он был первым исполнителем Григория Мелехова в экранизации 1930 года . Николай Симонов – самый главный Петр I в СССР и в современной России. На Западе не стало Брюса Ли и автора «Властелина Колец» Джона Толкина.
Лидер советского кинопроката 1973-го года – очередная комедия самого нашего плодовитого и коммерчески успешного режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», её посмотрели 60,7 миллионов зрителей. 1973-й год – прорыв «редкой птицы» советского кино – жанра «вестерн/истерн». На экраны выходят сразу три фильма, так или иначе подпадающие в эту категорию: киргизский «Алые маки Иссык-Куля», узбекский (и очень даже искромётный, с «огоньком») «Седьмая пуля» и наш сегодняшний «герой» - советско-кубинская копродукция «Всадник без головы».
...Ау, американцы!.. Перестаньте, наконец, тупить и соответствовать определению покойного Михаила Задорнова. Уже несколько десятилетий мучаясь над очередной (кажется, четвёртой уже по счёту) франшизой про идиотского Человека-Паука, вы, может быть, вспомните уже, что у вас есть такой писатель... Томас Майн Рид зовут. На удивление кинематографичен. Ряд его романов ничуть не хуже обожаемого вами Хаггарда с его Аланом Куотермейном. А если взять "Квартеронку", "Оцеолу" и "Всадника без головы" - так это и вовсе кладезь для качественного блокбастера. Особенно, если бы, скажем, "Всадника" сняли какие-нибудь братья Коэн - со свойственными им цинизмом и пониманием Эпохи, с каким они сделали свою "Железную хватку". Не читали? Жаль... Ну, а коли так, то мы сами всё сделаем! И ведь сделали же - и на удивление неплохо! Снятый целиком на крымской (и частично – в Азербайджане) натуре вестерн выглядел «на все сто», во многом ещё благодаря привлечению в актёрский состав исполнителей-кубинцев: Эслинды Нуньес, Энрике Сантиэстебана и Роландо Диас Рейеса. Это вам не гедеэровский скучный "Оцеола" с нагуталиненными статистами, ещё вчера изображавших солдат рейхсвера. Шаг, надо сказать, очень верный, потому что такой уровень латиноамериканского колорита нашим актёрам – даже при всей мощи классической советской театральной школы – передать было бы затруднительно, Тут – и внешность специфическая, и аутентичная манера игры. Если «гринго» мы очень даже запросто можем потянуть, то техасских «эндемиков» всё-таки лучше всего играть латиноамериканцам, да.
Сыгравший главную мужскую роль мустангера Мориса Олег Видов был здесь сногсшибателен – со своими светлыми волосами, мужественным звучным голосом и какой-то явно выраженной "несоветскостью" - в чём, кстати, фильм после упрекали некоторые чересчур уж строгие (вернее - "строжащиеся", особый подвид) критики.
Точно так же, как удивила вчерашняя «Наташа Ростова» Людмила Савельева, неожиданно оказавшаяся во «Всаднике без головы» - как ни странно - к месту. Или - "почти к месту", т.к. её роль в фильме - не основополагающая. Но полюбоваться - можно!
Нельзя не упомянуть и актёра, казалось бы, абсолютно «не вестерновского» плана и школы – эстонца Аарне-Мати Юкскюлу, сыгравшего главгада – капитана с завораживающим именем Кассий Колхаун. Ошибись режиссёр Вайншток с основным отрицательным персонажем – и это сразу бы ощущалось, ибо хороший злодей так же необходим вестерну, как тоник – джину... или - наоборот. И – да, некоторая сдержанная «эстонскость» в его Колхауне и невоенная мешковатость в некоторых сценах всё-таки проскальзывают, но динамичность сюжета – без каких либо провисаний и подгонок под первооснову – этот легкий недостаток полностью сгладила, и чисто прибалтийская холодность обратилась... высокомерностью персонажа. Капитан Кассий Колхаун (ККК) из нашего "Всадника без головы" запросто может войти в аллегорическую «десятку» главных советских экзотических кинозлодеев после Абдуллы, Негоро (того, что в исполнении Нодара "Калиостро" Мгалоблишвили) и Джона Сильвера - Олега Борисова.
А эти чудные чисто «ковбойские» диалоги? Ну, оцените, не прелесть ли?
« — ...Да здравствует Америка для американцев! Да сгинут всякие пришельцы... Особенно проклятые ирландцы.
— Я ирландец.
— Ирландец? А я, гладя на пышный костюм, думал, что вы — мексиканец.
— Как раз о костюме я и хотел поговорить с вами, мистер Колхаун. Вы залили мою рубаху... Позвольте мне ответить тем же и смыть крахмал с вашей...»
Или ещё это?
«- ...А сколько же вы хотите?
— Да ни полпенни, мисс! С меня хватит взгляда Ваших милых глаз... и стаканчика мононгахильского виски»
Да, да, чёрт меня побери... «Мононгахильский виски»! Осталось только вспомнить дерзкую сеньору с потрясающим своей пряностью именем Исидора Каварубио де Лос Льянос – и... Копилочка положительных впечатлений от «Всадника без головы» - под завязочку. О, эта магия звучных имён из детства! Вспоминается рассказ Куприна, цитирую - хоть и не совсем по теме, но...
- «...Что действительно произвело в публике неожиданный, но великолепный эффект, так это — иностранные фамилии. Выходит, например, на сцену молодой человек, подходит к героине и, прикладывая руку к сердцу, рекомендуется: «Маркиза, я — Фернандо де ла Капо ди Монте, племянник вашего старого друга графа д’Аргентюеля». Галерка приходит в неописанный восторг. «Так, так, валяй его, — слышатся оттуда голоса, — кат-тай его на все корки!»
Во «Всаднике без головы» этой языковой романтики – сколько угодно: начиная со «старины Зебулона Стампа» и заканчивая бандитом Эль-Койотом. Райская музыка для зачитывавшихся Майн Ридом всех эпох и поколений. И в фильме – это не «игра в ковбойцев», это – реальное, осязаемое, естественное. Чистота жанра, искренне, по-детски даже соблюдённая и поданная режиссёром Владимиром Вайнштоком (в далёких тридцатых ответственного за "Детей капитана Гранта" и "Остров сокровищ") обратилась в итоге в удивительный в своём роде фильм, смотреть который и тогда было не стыдно (вроде "наши играют в ковбойцев"), и сейчас вспомнить занятно. Хотя бы - как удавшийся вполне эксперимент с актёрами, отнесшимися к своему делу абсолютно ответственно... как, например, знаменитый наш оперный бас, первым после Шаляпина певший в парижском "Гранд опера", Иван Петров, перевоплотившийся в старого Зеба Стампа с такой степенью достоверности, что зритель, прежде не знавший исполнителя в лицо, запросто мог принять его за чистопородного американца, каким-то чудом ангажированного советским кинематографом.
Отечественные "игры в ковбойцев" были и до "Всадника без головы"... Вспомним хотя бы первую часть "Деловых людей" Гайдая. И после: снятый в 1977 "Вооружён и очень опасен" по Брет Гарту (замечу - неудавшийся) того же Вайнштока. Или уже откровенно гротескный "Человек с бульвара Капуцинов". Но ни один из них не оставлял у давно уже вышедшего "из возраста Лимпопо" взрослого советского зрителя ощущения "всамделишности" происходящего на экране, какой-то естественности... Словно тебе снова двенадцать, и тебя за окном зовут погонять по двору мяч, а ты залип на диване с заимствованным на пару дней по дружбе томом Майн Рида (только бы не заляпать!) и не выйдешь ни за какие коврижки... патамушта не до ерунды!
Сегодня подобного кино для детей, юношества, и для молодых душою пожилых "мальчишек" больше не снимают. А если бы и снимали, то... ничего бы не вышло. Почему? Долго объяснять, да и ни к чему. Проще в очередной раз пересмотреть замурзанную кассету... или диск... и на последней фразу вздохнуть - как всякий раз вздыхаешь, вспоминая собственное детство, и юность, и живых и нестарых ещё родителей, и весёлых спутниц молодости, и холодную - отчего-то казавшуюся вкусной - водку, и пресловутое "мирное небо над головой"...
"... Во время пребывания в Каса-дель-Корво вы, наверно, услышите обрывки загадочной истории, ставшей почти легендой. Слуги не откажутся рассказать вам ее всю – с начала до конца, но только шепотом. Это запрещенная тема, она вызывает грустные воспоминания у хозяев асиенды. Это – повесть о всаднике без головы"
Томас Майн Рид "Всадник без головы"
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании