Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 50 лет "Всаднику без головы"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Наступивший год будет необычайно богат на интереснейшие киноюбилеи и пропустить их я никак не смогу. Уже отметив в январе солидную дату "Дело было в Пенькове", мы с вами перенесёмся на 15 лет вперёд и вспомним фильм не великий, конечно, но крайне примечательный. Но сперва предлагаю потрясти мешочком с газетными вырезками и бегло восстановить в памяти хотя бы некоторые из событий 1973-го и его атмосферу.

-2

Прежде всего отметим, что по ставшему нам с некоторых пор едва не родным китайскому гороскопу 1973-й был годом Голубого Водяного Быка. Если у кого-то связаны с обоими (и с годом, и с животным) самые нежные воспоминания, то придётся набраться терпения и немного подождать - в следующий раз это парнокопытное именно такой цветовой гаммы навестит нас лишь в 2033-м.

Итак, 1973 год. Занятный курс текущего периода провозгласил в январе тогдашний президент Египта Анвар Садат. Звучит он так: «демократия чрезвычайного положения». Буквально это означает, что курс государства на демократизацию взят, и будет продолжен, однако с оппозицией разговор будет ну ооочень короткий. Как говорится в титрах некоторых квазиисторических фильмов – «любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны». Дополню: "совпадения" с демократией - также. Кстати, нелишним будет напомнить: Садат скончался в 1981-м году в результате смертельного ранения после покушения на военном параде. Исламские фундаменталисты не простили ему курса на сближение с Израилем. Вывод: не всегда выручают собственные преторианцы, возможно, у них - свой комплот.

- Дорохая хоспожа Индира Ханди... Нет? Тьфу ты... Дорохой хосподин Анвар Садат!..
- Дорохая хоспожа Индира Ханди... Нет? Тьфу ты... Дорохой хосподин Анвар Садат!..

В апреле в Нью-Йорке открываются знаменитые «близнецы» - здания Всемирного Торгового Центра. Собственно, событие это применительно к 1973-му году – так себе, мало ли что где открывается... Если не вспоминать трагедию 11.09.2001, когда «близнецы» печально прославились на весь мир, унеся с собой более трёх тысяч жизней.

Фотография жуткая... И - знаете что? Тогда как-то не думали о том, что есть какой-то "коллективный запад". А была просто трагедия
Фотография жуткая... И - знаете что? Тогда как-то не думали о том, что есть какой-то "коллективный запад". А была просто трагедия

Успешно начатые годом раньше мирные инициативы Брежнева и президента США Никсона получают в 1973-м году своё продолжение. В ходе ответного визита Леонида Ильича в США подписан целый ряд соглашений, в числе которых и Соглашение о предотвращении атомной войны. Можно сейчас как угодно полоскать имя генсека, но – пресловутая «борьба за мир» в семидесятых не была пустым звуком. До тех пор, пока СССР не ввел войска в Афганистан... Правда, над бедолагой Никсоном уже нависает "Уотергейт". Сменившие его Форд, а затем Картер мирный политический курс продолжили... до тех пор, пока не "случился" Афганистан.

К чертям переводчиков. Язык мира не нуждается в толмачах
К чертям переводчиков. Язык мира не нуждается в толмачах

В августе 1973-го по ЦТ состоялась премьера знаменитых «Семнадцати мгновений весны». Столь масштабного и продолжительного (12 серий) телевизионного фильма в СССР ещё не было. Продолжительность серий - несколько больше современного формата в 50-60 минут. Самая короткая – 64 минуты, самая длинная – 78. Успех премьеры таков, что уже через три месяца запускается повторный показ – ровно с таким же успехом.

- Холтофф, хотите ещё коньяку? - Хочу!   Кстати, исполнителю роли Холтоффа Константину Желдину в этом году исполняется 90 лет!!
- Холтофф, хотите ещё коньяку? - Хочу! Кстати, исполнителю роли Холтоффа Константину Желдину в этом году исполняется 90 лет!!

В том же августе президент Чили Сальвадор Альенде назначает на пост главнокомандующего сухопутными войсками генерала Аугусто Пиночета. Уже через несколько недель – а именно 11 сентября (что за странная несчастливая дата, с которой напрямую или косвенно повязан 1973-й!) это выйдет Альенде боком.

В СССР Альенде симпатизируют все – от мала до велика. Вспоминается фильм Глеба Панфилова «Прошу слова», где героиня упокоившейся неожиданно для всех только что Инны Чуриковой, окаменев лицом, смотрит программу «Время» с комментариями о совершившемся перевороте.

- Как ты можешь? Они Альенде убили! – кричит Чурикова мужу.

- А я-то тут при чём? – растерянно отвечает в голос герой Николая Губенко.

Один из самых знаменитых последних снимков Альенде. Абсолютно невоенного склада немолодой уже человек в каске и с автоматом...
Один из самых знаменитых последних снимков Альенде. Абсолютно невоенного склада немолодой уже человек в каске и с автоматом...

22 сентября, понятное дело, дипломатические отношения между СССР и Чили разорваны. Отныне имя Пиночета у нас – нарицательное. Генерал – «ястреб» в непроницаемо тёмных очках – почти аналог Адольфа Гитлера. Погибшие Альенде и певец Виктор Хара – герои и борцы за независимость от сил мирового империализма.

1973-й год – значительный прорыв в западной рок-музыке. Выходит в свет альбом The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd. Группа Queen также выпускает первый альбом. В США появляется группа Kiss. Дебютным альбомом выстреливает Aerosmith. Кто понимает - о чём речь, может лишь, покрутив головою, протянуть восхищённое "даааа..."

Тот самый... знаменитый
Тот самый... знаменитый

В 1973-м году из жизни уходят два корифея советского кино. Андрея Абрикосова мы помним как Гаврилу Олексича из «Александра Невского». Кстати, он был первым исполнителем Григория Мелехова в экранизации 1930 года . Николай Симонов – самый главный Петр I в СССР и в современной России. На Западе не стало Брюса Ли и автора «Властелина Колец» Джона Толкина.

Два русских кинобогатыря - Николай Охлопков и Андрей Абрикосов
Два русских кинобогатыря - Николай Охлопков и Андрей Абрикосов

Лидер советского кинопроката 1973-го года – очередная комедия самого нашего плодовитого и коммерчески успешного режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», её посмотрели 60,7 миллионов зрителей. 1973-й год – прорыв «редкой птицы» советского кино – жанра «вестерн/истерн». На экраны выходят сразу три фильма, так или иначе подпадающие в эту категорию: киргизский «Алые маки Иссык-Куля», узбекский (и очень даже искромётный, с «огоньком») «Седьмая пуля» и наш сегодняшний «герой» - советско-кубинская копродукция «Всадник без головы».

Титульный персонаж - на коне. Он же всадник! Головы и правда нет
Титульный персонаж - на коне. Он же всадник! Головы и правда нет

...Ау, американцы!.. Перестаньте, наконец, тупить и соответствовать определению покойного Михаила Задорнова. Уже несколько десятилетий мучаясь над очередной (кажется, четвёртой уже по счёту) франшизой про идиотского Человека-Паука, вы, может быть, вспомните уже, что у вас есть такой писатель... Томас Майн Рид зовут. На удивление кинематографичен. Ряд его романов ничуть не хуже обожаемого вами Хаггарда с его Аланом Куотермейном. А если взять "Квартеронку", "Оцеолу" и "Всадника без головы" - так это и вовсе кладезь для качественного блокбастера. Особенно, если бы, скажем, "Всадника" сняли какие-нибудь братья Коэн - со свойственными им цинизмом и пониманием Эпохи, с каким они сделали свою "Железную хватку". Не читали? Жаль... Ну, а коли так, то мы сами всё сделаем! И ведь сделали же - и на удивление неплохо! Снятый целиком на крымской (и частично – в Азербайджане) натуре вестерн выглядел «на все сто», во многом ещё благодаря привлечению в актёрский состав исполнителей-кубинцев: Эслинды Нуньес, Энрике Сантиэстебана и Роландо Диас Рейеса. Это вам не гедеэровский скучный "Оцеола" с нагуталиненными статистами, ещё вчера изображавших солдат рейхсвера. Шаг, надо сказать, очень верный, потому что такой уровень латиноамериканского колорита нашим актёрам – даже при всей мощи классической советской театральной школы – передать было бы затруднительно, Тут – и внешность специфическая, и аутентичная манера игры. Если «гринго» мы очень даже запросто можем потянуть, то техасских «эндемиков» всё-таки лучше всего играть латиноамериканцам, да.

Кто скажет, что это непохоже на техасские прерии - тот скучная зануда
Кто скажет, что это непохоже на техасские прерии - тот скучная зануда

Сыгравший главную мужскую роль мустангера Мориса Олег Видов был здесь сногсшибателен – со своими светлыми волосами, мужественным звучным голосом и какой-то явно выраженной "несоветскостью" - в чём, кстати, фильм после упрекали некоторые чересчур уж строгие (вернее - "строжащиеся", особый подвид) критики.

Точно так же, как удивила вчерашняя «Наташа Ростова» Людмила Савельева, неожиданно оказавшаяся во «Всаднике без головы» - как ни странно - к месту. Или - "почти к месту", т.к. её роль в фильме - не основополагающая. Но полюбоваться - можно!

И как сюда занесло этих... блондинов?
И как сюда занесло этих... блондинов?

Нельзя не упомянуть и актёра, казалось бы, абсолютно «не вестерновского» плана и школы – эстонца Аарне-Мати Юкскюлу, сыгравшего главгада – капитана с завораживающим именем Кассий Колхаун. Ошибись режиссёр Вайншток с основным отрицательным персонажем – и это сразу бы ощущалось, ибо хороший злодей так же необходим вестерну, как тоник – джину... или - наоборот. И – да, некоторая сдержанная «эстонскость» в его Колхауне и невоенная мешковатость в некоторых сценах всё-таки проскальзывают, но динамичность сюжета – без каких либо провисаний и подгонок под первооснову – этот легкий недостаток полностью сгладила, и чисто прибалтийская холодность обратилась... высокомерностью персонажа. Капитан Кассий Колхаун (ККК) из нашего "Всадника без головы" запросто может войти в аллегорическую «десятку» главных советских экзотических кинозлодеев после Абдуллы, Негоро (того, что в исполнении Нодара "Калиостро" Мгалоблишвили) и Джона Сильвера - Олега Борисова.

"... И отставной офицер бросает самодовольный взгляд в сторону кареты, из-за занавесок которой выглядывает прекрасное, слегка встревоженное лицо девушки. Колхаун шпорит лошадь и самоуверенно скачет вперед" (С)
"... И отставной офицер бросает самодовольный взгляд в сторону кареты, из-за занавесок которой выглядывает прекрасное, слегка встревоженное лицо девушки. Колхаун шпорит лошадь и самоуверенно скачет вперед" (С)

А эти чудные чисто «ковбойские» диалоги? Ну, оцените, не прелесть ли?

« — ...Да здравствует Америка для американцев! Да сгинут всякие пришельцы... Особенно проклятые ирландцы.
— Я ирландец.
— Ирландец? А я, гладя на пышный костюм, думал, что вы — мексиканец.
— Как раз о костюме я и хотел поговорить с вами, мистер Колхаун. Вы залили мою рубаху... Позвольте мне ответить тем же и смыть крахмал с вашей...»
Кажется, кто-то переоценил свои возможности... Или просто - кого-то недооценил?
Кажется, кто-то переоценил свои возможности... Или просто - кого-то недооценил?

Или ещё это?

«- ...А сколько же вы хотите?
— Да ни полпенни, мисс! С меня хватит взгляда Ваших милых глаз... и стаканчика мононгахильского виски»

Да, да, чёрт меня побери... «Мононгахильский виски»! Осталось только вспомнить дерзкую сеньору с потрясающим своей пряностью именем Исидора Каварубио де Лос Льянос – и... Копилочка положительных впечатлений от «Всадника без головы» - под завязочку. О, эта магия звучных имён из детства! Вспоминается рассказ Куприна, цитирую - хоть и не совсем по теме, но...

  • «...Что действительно произвело в публике неожиданный, но великолепный эффект, так это — иностранные фамилии. Выходит, например, на сцену молодой человек, подходит к героине и, прикладывая руку к сердцу, рекомендуется: «Маркиза, я — Фернандо де ла Капо ди Монте, племянник вашего старого друга графа д’Аргентюеля». Галерка приходит в неописанный восторг. «Так, так, валяй его, — слышатся оттуда голоса, — кат-тай его на все корки!»

Во «Всаднике без головы» этой языковой романтики – сколько угодно: начиная со «старины Зебулона Стампа» и заканчивая бандитом Эль-Койотом. Райская музыка для зачитывавшихся Майн Ридом всех эпох и поколений. И в фильме – это не «игра в ковбойцев», это – реальное, осязаемое, естественное. Чистота жанра, искренне, по-детски даже соблюдённая и поданная режиссёром Владимиром Вайнштоком (в далёких тридцатых ответственного за "Детей капитана Гранта" и "Остров сокровищ") обратилась в итоге в удивительный в своём роде фильм, смотреть который и тогда было не стыдно (вроде "наши играют в ковбойцев"), и сейчас вспомнить занятно. Хотя бы - как удавшийся вполне эксперимент с актёрами, отнесшимися к своему делу абсолютно ответственно... как, например, знаменитый наш оперный бас, первым после Шаляпина певший в парижском "Гранд опера", Иван Петров, перевоплотившийся в старого Зеба Стампа с такой степенью достоверности, что зритель, прежде не знавший исполнителя в лицо, запросто мог принять его за чистопородного американца, каким-то чудом ангажированного советским кинематографом.

— Эй, парень! Если ты затянешь эту петлю, то получишь свинцовую пилюлю в живот! И вряд ли её переваришь... Что за ерунду вы затеяли, ребята? Вы слишком много на себя берёте.
— Эй, парень! Если ты затянешь эту петлю, то получишь свинцовую пилюлю в живот! И вряд ли её переваришь... Что за ерунду вы затеяли, ребята? Вы слишком много на себя берёте.

Отечественные "игры в ковбойцев" были и до "Всадника без головы"... Вспомним хотя бы первую часть "Деловых людей" Гайдая. И после: снятый в 1977 "Вооружён и очень опасен" по Брет Гарту (замечу - неудавшийся) того же Вайнштока. Или уже откровенно гротескный "Человек с бульвара Капуцинов". Но ни один из них не оставлял у давно уже вышедшего "из возраста Лимпопо" взрослого советского зрителя ощущения "всамделишности" происходящего на экране, какой-то естественности... Словно тебе снова двенадцать, и тебя за окном зовут погонять по двору мяч, а ты залип на диване с заимствованным на пару дней по дружбе томом Майн Рида (только бы не заляпать!) и не выйдешь ни за какие коврижки... патамушта не до ерунды!

Мрачные негодяи замышляют не менее мрачное злодейство
Мрачные негодяи замышляют не менее мрачное злодейство

Сегодня подобного кино для детей, юношества, и для молодых душою пожилых "мальчишек" больше не снимают. А если бы и снимали, то... ничего бы не вышло. Почему? Долго объяснять, да и ни к чему. Проще в очередной раз пересмотреть замурзанную кассету... или диск... и на последней фразу вздохнуть - как всякий раз вздыхаешь, вспоминая собственное детство, и юность, и живых и нестарых ещё родителей, и весёлых спутниц молодости, и холодную - отчего-то казавшуюся вкусной - водку, и пресловутое "мирное небо над головой"...

"... Во время пребывания в Каса-дель-Корво вы, наверно, услышите обрывки загадочной истории, ставшей почти легендой. Слуги не откажутся рассказать вам ее всю – с начала до конца, но только шепотом. Это запрещенная тема, она вызывает грустные воспоминания у хозяев асиенды. Это – повесть о всаднике без головы"
Томас Майн Рид "Всадник без головы"

-17

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании