Найти в Дзене

Владельцы села Зюзино

Впервые документальное упоминание села Зюзино мы встречаем в писцовой книге Черемнева стана в 1627 году: " сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд". В эти времена сельцом владел князь Алексей Юрьевич Сицкий.
Судя по тройному наименованию сельца Сицкий был далеко не первым его хозяином. Учитывая, то что название селам давали фамилии их владельцев можно предполагать, что среди них были потомки старинных дворянских родов Скрябины и Скорятины.
Однако за селом, районом столицы и теперь уже станции столичного метрополитена закрепилась фамилия Василия Григорьевича Зюзина -

опричника первой тысячи и окольничего царя Иоанна Васильевича Грозного.

Русский биографический словарь А.А. Половцев
Русский биографический словарь А.А. Половцев


1618 год
Князь Алексей Юрьевич Сицкий
(сконч. 1644 г.)
Алексей Юрьевич Сицкий, потомок ярославских князей, начинает упоминаться в документах с конца XVI столетия. В Смутное время он служил подряд всем царям – сначала Борису Годунову, затем Лжедмитрию I, Василию Шуйскому и, наконец, Лжедмитрию II, за что был прозван современниками "воровским советником". Несмотря на такое непостоянство, благодаря своей знатности, он сумел устроиться и при новой династии Романовых и в 1615 году стал боярином. В 1616 году князь Сицкий служит воеводой в Торопце, затем три года возглавляет Приказ Казанского дворца (Приказ управлял Башкирией и обширными территориями Среднего и Нижнего Поволжья), воеводствует в Вязьме, в 1624–1627 годах руководит Московским Судным и Поместным приказами. В 1628–1630 годах он воеводствует в Казани, после чего несколько лет является начальником Пушкарского Приказа и вновь возглавляет Московский Судный Приказ.
В Зюзине жили его вольные слуги, вероятно помогавшие Сицкому в его приказных делах.


1644 год
Боярин Глеб Иванович Морозов
(сконч.1662 г. )
Спальник царя Михаила Федоровича получил село Зюзино в приданое, женившись на дочери Сицкого.  Глеб Иванович Морозов приходился родным братом боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича Тишайшего, но более известен тем, что вторым браком был женат на Феодосии Прокофьевне, урожденной Соковниной, знаменитой проповеднице староверия "боярыне Морозовой". Карьера Глеба Ивановича Морозова, человека вполне заурядного, — как бы отражение карьеры старшего брата. Начали они одинаково — спальниками царя и дядьками царевичей. Но царевич Иван Михайлович, к которому был приставлен Глеб Морозов, сделанный по этому случаю боярином, умер малолетним. С этого времени продвижение Глеба Морозова замедлилось и всецело зависело от успехов его брата. Как и последний, он тоже женился во второй раз и тоже на худородной — на 17-летней красавице Федосье Прокопьевне Соковниной. Соковнины, лихвинские и карачевские дети боярские, попали в среду московской знати по близкому родству с Милославскими. Феодосия Прокофьевна, скорее всего, была выдана за Глеба Морозова «из дворца». Она стала «приезжей боярыней» царицы (эта была большая честь), которая всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем. Брат Глеба Борис умер в 1662 г. бездетным, оставив в наследство брату неслыханное богатство — 7254 крестьянских двора.  Его вотчины наследовал младший брат, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.). В середине XVII века в Зюзине при Морозове была построена деревянная клетского типа церковь свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба (просуществовала до первой четверти 18 века). Благодаря постройке церкви Зюзино стало называться селом и получило еще одно название – Борисовское. По старинной традиции боярские вотчины имели чисто хозяйственное назначение. Первым эту традицию нарушил царь Алексей Михайлович, который завел под Москвой несколько роскошных усадеб. Его примеру следовал и Глеб Морозов. В хоромах Зюзина полы были «писаной шахмат», сад занимал две десятины, а на дворе разгуливали павлины и павы. Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова.
(Тихонов Ю.А. Подмосковные имения русской аристократии во второй половине XVII — начале XVIII в. — В кн.: Дворянство и крепостной строй России XVI—XVIII вв. С.139-140.)


1662 год.
Иван Глебович Морозов
(сконч. 1666 г.) и Феодосия Прокофьевна Морозова (Боярыня Морозова) (род.1632 г. -сконч.1675 г.)
Феодосия Прокофьевна Морозова (Боярыня Морозова) — знаменитая противница Никоновской церковной реформы. Ее окружало не только богатство, но и роскошь. Роскошным был ее московский дом. Протопоп Аввакум вспоминал, что она выезжала в карете с «мусиею и сребром», которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепьми» и которую сопровождало «100 или 200, а иногда человек и триста» дворовых людей. Сложно сказать, бывал ли Аввакум в Зюзине или нет, но такая вероятность имеется. В тексте «Жития протопопа Аввакума им самим написанного» есть такая заметка: «У света моей, у Федосьи Прокопьевны Морозовы, не выходя жил во дворе, понеже дочь мне духовная, и сестра ее, княгиня Евдокея Прокопьевна, дочь же моя. Светы мои, мученицы Христовы!» Было ли это в Зюзине или в каком-то другом именнии Морозовых выяснить уже невозможно.

Боярыня Морозова и протопоп Аввакум
Боярыня Морозова и протопоп Аввакум

В 1666 году Иван Глебович Морозов умирает. Cложно сказать, какой была его кончина, однако в "Житие протопопа Аввакума" мы встречаем такую фразу: "А бояроню ту Федосью Морозову и совсем разорили, и сына у нея уморили, и ея мучат..."
В том же 1666 году все владения боярыни Морозовой были конфискованы (затем по просьбе царицы часть имений возвращена), Зюзино стало дворцовым селом. Сохранилась опись села того времени: "...село Зюзино на враге, а на враге 4 пруда, в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древяна клетцки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение, и на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова да в селе двор вотчинников".

В. И. Суриков. Боярыня Морозова.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова.

В 1671 г. и сама Ф. П. Морозова, и ее сестра Е. П. Урусова, продолжавшие, несмотря на преследования, проповедовать старообрядческие идеи, были арестованы. Уговоры патриарха и других архиереев не смогли сломить их упорства. Морозовой угрожали пытками и дыбой, сожжением на костре. Вместо публичной казни правительство Алексея Михайловича постановило уморить боярыню в земляной яме. В 1673 г. Ф. П. Морозова вместе с сестрой Е. П. Урусовой и М. Даниловой были сосланы в Боровский Пафнутьев монастырь (путь в острог знаменитой боярыни и запечатлел на своей картине В. И. Суриков). Через два года Ф. П. Морозова умерла в земляной тюрьме городка Боровска, так и не изменив своим убеждениям.


1684 год
Князь Василий Федорович Одоевский, (сконч.1686 г.)
Сын князя Федора Никитича. Упоминается впервые в 1675 году в звании стольника в свите царя Алексея Михайловича. 9 мая 1676 года ему был пожалован чин крайчего с путем и дан довольно большой оклад — 350 рублей. После Василий Федорович фигурирует при дворе царя Федора Алексеевича, где он занимает довольно видные посты. С 1678 года вместе со своим дедом Никитой Ивановичем, заседал в Аптекарьском Приказе. 9 марта 1680 г. был пожалован в бояре, получил высокий сан дворецкого и был поставлен во главе управления приказами Большого дворца. При этом не переставал управлять Аптекарьским Приказом, где вместе с известным западником, дьяком Андреем Виниусом, провел ряд улучшений, вызывал врачей из-зи границы и поддерживал отношения с западной наукой. В 1682 году участвовал в соборе об уничтожении местничества. После смерти царя Федора Алексеевича подвергался смертельной опасности во время стрелецкого бунта. Сохранил свое положение и в правление царевны Софьи, был в свите царя Иоанна Алексеевича. Умер князь 20 декабря 1686 года и похоронен в Троеце-Сергиевой лавре.
Подробнее о князе В. Ф. Одоевском в Русском биографическом словаре А.А. Половцева.


1687 год
Князь Борис Иванович Прозоровский (Большой)
(род.1654 - сконч.1721 г. )

Грубе Георг Эрнст.  Портрет боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского.
1694 г.
Грубе Георг Эрнст. Портрет боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. 1694 г.

Боярин с 1682 г. С 1668 по 1670 г. жил с родителями в Астрахани. Во время взятия города Степаном Разиным и казни его отца — воеводы князя Ивана Семеновича, Борису Ивановичу было около 16 лет. Отца скинули с «раската» (крепостного вала), а шестнадцатилетнего Бориса подвесили за ноги на городской стене. Сохранился рассказ об его ответе Разину на вопрос: «Где таможенные деньги, что собирались в Астрахани с торговых людей? Твой отец или завладел ими, или промышлял?» Молодой князь сказал, что отец его «никогда этими деньгами не корыстовал» и разъяснил порядок следования таможенных денег. В 1672 г. был сделан стольником, а в 1674 г. комнатным стольником царевича Федора Алексеевича. В 1682 г. участвовал в Соборе по уничтожению местничества. В 1692—1697 гг. был воеводой в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина. Его имя встречается в «списке бояр» еще в 1705 г.

Жалованная грамота царя Петра Алексеевича ближнему боярину князю Борису Меньшому Ивановичу Прозоровскому на вотчину из дворцовых сел село Зюзино (Борисоглебское тож) на речке Котле и деревню Новоселки в Московском уезде с крестьянами, бобылями и со всеми угодьями за его многие службы и за великое мучение от воровских людей в Астрахани в 1670 году. 20 сентября 1700 г.
Жалованная грамота царя Петра Алексеевича ближнему боярину князю Борису Меньшому Ивановичу Прозоровскому на вотчину из дворцовых сел село Зюзино (Борисоглебское тож) на речке Котле и деревню Новоселки в Московском уезде с крестьянами, бобылями и со всеми угодьями за его многие службы и за великое мучение от воровских людей в Астрахани в 1670 году. 20 сентября 1700 г.

Полное изображение на сайте Государственного Исторического Музея


По описанию 1704 года в Зюзине значились усадьба, дворы: приказчика, конюшенный, садовника и 12 крестьянских. Около 1715 года. Прозоровский строит здесь рядом со старой деревянной церковью новый храм, о котором несколько лет спустя упоминается следующим образом: "В селе церковь каменная о двух службах: нижняя - во имя св. князя Владимира, верхняя - во имя Бориса и Глеба; на той церкви на верху колокольня каменная ж". Некоторые исследователи предполагают, что автором ее мог быть известный зодчий того времени Яков Бухвостов, строитель церкви в Уборах, собора в Рязани и, возможно, церкви в Троице–Лыкове.  Интересно отметить, что алтари церкви в противоположность обычаю, смотрят на север.

Герб Прозоровских в общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи
Герб Прозоровских в общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи




1721 год
Князь Александр Никитич Прозоровский
(сконч.1740 г.)
Указом Петра I село Зюзино передается во владение двоюродному племяннику скончавшегося бездетного Бориса Ивановича, князю Александру Никитичу Прозоровскому (он приходился двоюродным племянником прежнему владельцу) и тогда же утверждено за ним в Отказной книге, там сказано: "в селе церковь каменная о дву службах; нижняя — во имя св. князя Владимира, верхняя — во имя Бориса и Глеба; на той же церкви на верху колокольня каменная ж, да в том же селе церковь деревянная клетцки во имя князя Владимира и Борис и Глеба ветха без службы".


1740 год
Князь Александр Александрович Прозоровский (Старший)
(род. 1716 г. сконч.1769 г.)
А. А. Прозоровский (Старший) — генерал-майор, сын прежнего владельца, старший брат небезызвестного 38-го российского генерал-фельдмаршала А.А. Прозоровского (род. 1733 г. сконч.1809 г.).


1769 год
Князь Дмитрий Александрович Прозоровский
Сын А. А. Прозоровского (Старшего) по смерти отца вступил во владение селом, а в 1780 продал Зюзино своему дальнему родственнику — князю Владимиру Петровичу Прозоровскому.


1780 год
Князь Владимир Петрович Прозоровский
(род. 1743 г. сконч.1790 г.)
В том же году В.П. Прозоровский продал усадьбу Ирине Афанасьевне Князевой, урожденной Бекетовой.


1780 год
Ирина Афанасьевна Князева (Бекетова)
Муж Ирины Афанасьевны Анисим Титович Князев был довольно незаурядной фигурой эпохи Екатерины II. Он родился в 1722 году в Кашире в совершенно обедневшей дворянской семье и вынужден был начать службу простым копиистом Вотчинной коллегии. В это время было задумано провести межевание всех владельческих земель, границы между которыми порой были настолько запутаны, что это нередко приводило к судебным тяжбам и спорам. С этой целью Князеву было поручено составить копии писцовых книг, на основе которых когда-то и проводились рубежи земельных владений. Он очень ревностно отнесся к этому делу — им лично и под его руководством было снято до 50 тысяч тетрадей копий. Эта работа дала Князеву, при его феноменальной памяти, отличное знание земельных законов своего и предшествующего времени. Сравнительно быстро он продвинулся по службе, а позднее стал фактическим руководителем Межевой канцелярии. Работая в архивах, он увлекся генеалогией и составил "Родословие русских великих князей, царей и императоров". Эту работу заметила императрица Екатерина II. По ее поручению Князев составил или же проверил родословия более 800 дворянских фамилий, тем самым впервые заложив основы русской генеалогии. От Князевой Зюзино попало к ее брату Петру Афанасьевичу Бекетову.
Бекетовы владели Зюзиным более полувека. При них в 80-90-х гг XVIII в здесь на основе древней вотчины была создана представительная классицистическая усадьба, в архитектурный ансамбль которой была включена старая каменная церковь. Деревянный дом Прозоровских был заменен каменным двухэтажным с центральным двухсветным залом. Главным фасадом он выходил на дорогу, продолжавшую северную подъездную аллею и переходящую с противоположной стороны сельскую улицу. Симметрично по сторонам дома вдоль этой оси возвели 2 людских флигеля. Южнее парадного ядра усадьбы, ближе к крестьянским домам располагались хозяйственные посторойки.
Герб Бекетовых в общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи


Петр Афанасьевич Бекетов (род. 1722 г.)
Полковник Петр Афанасьевич Бекетов, был женат на баснословно богатой Ирине Ивановне Мясниковой.


Ирина Ивановна Бекетова (р1743 – ск1825)
Урожденная Мясникова — владелица Богоявленского и Симского железоделательных заводов, унаследованных от отца.
Ирина Ивановна Бекетова славилась своим милосердием. В Оренбургской губернии, после одного из пожаров, бывшего в г. Уфе в начале 1800-х годов, она выстроила слободку для погорельцев за свой счет. Впоследствии одна из улиц Уфы получила название Бекетовской в память об этом событии. Ею в Уфе была построена каменная церковь.
В 1825 году И.И. Бекетова умерла. Еще в 1824 году, видимо с её болезнью и вводом в действие завещания, был произведен раздел основных имений Бекетовой между её сыновьями Иваном Петровичем и Петром Петровичем.


1824 год
Петр Петрович Бекетов
( род.1775 сконч.1845)
Действительный тайный советник и камергер Петр Петрович Бекетов подобно матери был широко известен своей благотворительной деятельностью. Используя семейные богатства, он жертвовал значительные суммы на нужды бедных. Он тратил немало на Мальтийский орден (в котором был командором), который плохо справлялся с хозяйственными делами в своих многочисленных имениях.
При Петре Петровиче к усадебному дому было пристроено два флигеля, видимо, при Петре Петровиче в доме появились росписи знаменитого в ту пору художника
Скотти. Дом и один из флигелей был разрушен в середине 1920-х гг., другой сохранился по наши дни. Петр Петрович Бекетов скончался холостым, не оставив прямых потомков, после чего имение неоднократно меняло хозяев, что, естественно, не могло не сказаться на сохранности усадьбы.


1845 год
Г-да Балашовы
Известно, что в середине XIX в жилые посторойки усадьбы служили летними дачами для сотрудников Московского Университета, но вскоре главный дом стали разбирать на кирпич, который использовали для строительства дач в ближайшей округе. Границы парка постепенно сужались. В ту пору из него под застройкой исчезла и одна из достопримечательностей Зюзина – солнечные часы.

Герб Балашовых в общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи
Герб Балашовых в общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи




1879 год
Купец 2-й гильдии А.И. Васильков
Дважды избирался старостой Борисоглебской церкви, на его средства была выстроена колокольня. А.И. Васильков состоял "непременным членом Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь”


Постепенно имение выкупил другой купец – Дмитрий Андреевич Романов, с 1897 года состоявший попечителем местного земского училища. Еще в 1885 году он построил в Зюзине кирпичный завод, часть жителей, вероятно, работала на нем.  


В 1917 году владельческая история села Зюзина пресеклась.


Дорогие друзья, если у вас есть материалы по истории Зюзино, в том числе фотографии прошлых лет, присылайте пожалуйста и не забудьте подписаться на канал! Спасибо за внимание!