Найти тему
Мир Зари

"Звёздные рейнджеры" ("Звёздный десант"), или О безответственности и глупости в армии Хайнлайна.

Кадр из фильма "Звездный десант". яндекс.
Кадр из фильма "Звездный десант". яндекс.

А мы продолжаем. «Звездные рейнджеры» или «Звездный десант». И снова учебка. Сразу с места в карьер:

«Но если после ужина не находилось ничего спешного, всё-таки можно было выкроить время и написать письмо, просто побездельничать, поболтать, обсуждая мириады умственных и нравственных недостатков наших сержантов, а также порассуждать на излюбленную тему – о природе женщин. По их поводу мы вскоре пришли к заключению, что женщины – всего-навсего миф, порожденный воспламенённой фантазией. Правда, один из нашей роты клялся и божился, что видел девчонку возле самого штаба полка – и его немедля заклеймили как лжеца и хвастуна...»
И сразу кадр из фильма "Звёздный десант".
И сразу кадр из фильма "Звёздный десант".

Как не вспомнить один из комментариев к прошлой статье, где на кадре из фильма наш читатель под ником «PHlovTGCD Smith «насчитал 5 барышень на 8 юношей». И задался вопросом: «Такое вообще реально?». Мы ведь пишем не только о книге, но и о фантастике в целом, так что сравнения с фильмом неизбежны. И раз уж заговорили о комментариях, стоит заметить ещё один момент. Очень много комментариев можно выразить несколькими словами Константина А, еще одного читателя нашего канала: «Тут уже выше писали, что Хайнлайн исходил из своего личного опыта, и я ему верю». Да, действительно, Хайнлайн пишет живо и ему веришь. Только давайте не забывать такую деталь: Хайнлайн учился в Академии ВМФ США в Аннаполисе, после учебы был назначен на новенький авианосец, где занимался обеспечением связи с самолётами, а потом переведен на эсминец артиллеристским офицером. То есть о том, что происходит в учебке тех же морских пехотинцев, он мог знать только по разговорам и слухам.

И ещё одно. Всё это происходило в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Почти сто лет назад. Тут мы не можем не удивиться тому, как перекликается книга с новыми или относительно новыми фильмами и сериалами. А ведь уже и книге более 60 лет. Кстати, что немаловажно, во время написания книги в США армия была не такой, как сейчас или во времена службы Хайлайна. Ну да – срочная служба и всеобщая воинская обязанность. С 1940 по 1975 год. То есть всё описанное – это скорее попытка заглянуть вперёд на основании тех слухов и рассказов, которые автор слышал в прошлом. Ну вот, вроде бы разобрались в том, откуда ноги растут. Переходим к книге:

«Ещё можно было поиграть в карты. На собственном горьком опыте я научился не прикупать к стриту и никогда больше этого не делал – потому что за карты с тех пор ни разу не садился...»

Выскажем исключительно свое мнение: азартные игры в замкнутом коллективе людей, которые имеют доступ к оружию, это зло.

А вот цитата из романа, которая представляет собой почти прямую отсылку к комментарию Сергея Бунеева (Прочтение), где он писал про мединститут.

«Да, так оно и было – хирургия! И с единственной целью: отсеять тех, кто слишком нежен или просто не дорос ещё до того, чтобы учиться на Мобильного Пехотинца. И они стаями бежали прочь. Я и сам был близок к тому, чтобы сбежать. Рота наша сократилась до размеров взвода в первые же шесть недель. Одни просто ушли, собираясь дослужить срок в частях нонкомбатантов, другие были уволены за различные проступки, кто-то получил «Отставку по несоответствию», а кто-то – «Отставку по состоянию здоровья»...»

Кому как, но нам это кажется несколько идеализированным, причем не по этому моменту, а по предыдущему:

«Нет. Слишком уж всё продумано, слишком интеллектуально, слишком отработано и безлично организовано, чтобы быть жестокостью ради жестокости. Здесь все было продумано четко и бесстрастно – как при хирургической операции. Ну да, вполне может быть, что некоторым инструкторам такие штуки доставляли удовольствие. Но теперь-то я знаю: подбирая инструкторов, стараются исключить малейшую ошибку. И уж во всяком случае – не ставить на эту должность тех, кто не прочь поизмываться над салажатами...»

Слишком. Вот ключевое слово, которое можно применить к учебке, описанной Хайнлайном. Да будущее, да, прекрасно смоделированное – мы же помним, что с 1959 (года публикации) до 1975 (отмены призыва) должно пройти еще 16 лет – но слишком идеализированное. В это верится в восемнадцать, но когда за спиной жизненный опыт, эта идеализация бросается в глаза.

И опять вспоминается фильм. Он весь выполнен в стиле агитки. Такое ощущение, что зрителю мира «Звёздных рейнджеров» показывают агитационный фильм об армии мира «Звёздных рейнджеров. И именно в фильме это «слишком» воспринимается абсолютно логично. Да, фильм во многом отличается от книги, но иногда он попадает прямо в точку.

«Первые шесть недель были здорово тяжелы и насыщены: муштра сменялась марш-бросками и наоборот. Уже к тому времени, как отсеялась первая партия, мы способны были сделать пятьдесят миль за десять часов – очень прилично для тех, кто раньше нечасто ходил пешком. Отдыхали мы на ходу, только меняли аллюр – тихий шаг, быстрый шаг и рысь. Иногда мы, прошагав в один конец, разбивали лагерь, съедали полевые рационы, ночевали в спальниках, а на следующий день возвращались обратно...»

50 миль за 10 часов. Это 80 км за 10 часов, вполне нормальная скорость передвижения – 8 км/час. Нас смущает срок – полтора месяца обучения, ну и сама дистанция. Очень сильно смущает, если честно, но мы не бегуны. Если кто-то может пробежать за 10 часов 85 километров, пишите.

Дальше идет эпизод, где новобранцев отправляют в поход, и они вынуждены без припасов и снаряжения ночевать на улице.

«– Знаешь, салажонок, мне тоже никто не доложился. Только вертолётов со жратвой что-то не видать. На твоем месте я бы собрал своё отделение да прикинул, что к чему. Авось кому и посчастливится подбить камнем кролика.
– Есть, сэр. Но… Мы пробудем здесь всю ночь? Ведь спальников мы не взяли!
Он выпучил на меня глаза:
– Да что ты говоришь? Спальников не взяли, надо же! И правда, не взяли…
Он сделал вид, что напряженно думает.
– М-м-м… Видал когда-нибудь, как овечья отара во время бурана сбивается в кучу?
– Нет, сэр.
– Всё равно попробуйте. Овцы же не замерзают, авось и вы не замерзнете. А если не любишь компании, можешь всю ночь бегать. Никто слова тебе не скажет, если не будешь за посты вылезать. Главное, не тормози – и не замерзнешь! Разве что маленько устанешь к завтрему!»

Вот что тут нас смущает. Всё это напоминает обучение футболу по бразильской системе. Помните такой эпизод в «Ералаше»? Когда ушлый пацан ставит товарища перед витриной и бьёт мячом. Хочешь, не хочешь – а мяч ловить придётся… Так вот, то, что описывает Хайнлайн, напоминает эту самую бразильскую систему.

В своё время мы повели молодёжь в лес, на острова Волги. Перед этим были встречи, занятия и т.д. В итоге часть ребят провели первую ночь, по сути, у костра. Они пренебрегли рекомендациями, взяли вместо спальников пледы, и так далее. Ясно дело - замерзли ночью. На второй день подошли и спросили – что же делать? – и как итог, вторую ночь спали комфортно. В чем тут разница? А вот в чем.

Новобранцы у Хайнлайна не были готовы к подобным испытаниям. Им никто ранее не говорил и не учил, как поступать. Они реально не готовы. От слова «совсем». И дело тут не в том, что они точно застудятся: шесть недель после призыва – это уже совсем осень, октябрь или ноябрь, в Канаде-то… Дело не в том, что у овец шкура и мех, специально для того, чтобы не мерзнуть, а у новобранцев только форма. Дело в целесообразности. Любое мероприятие, тем более обучающее, должно иметь смысл. В чем смысл этого мероприятия? Научить солдат спать голыми (форма не в счёт) на голой земле? Научить принимать нестандартные решения? Так для принятия таких решений нужна база, а ее им не дали. Наш молодняк высушил землю, сделал подстилку из лапника, натаскал в палатку горячих камней. А сказали мы им только то, что земля сырая и ещё надо что-то подстелить. Дальше они начали вспоминать, чему их учили, и выкручиваться. У наших молодых была база, знания, понимание процессов. А что дал этот выход новобранцев в ЗР, ну кроме застуженных органов, так как земля уже холодная? Понимание того, что если у тебя нет ничего и вас много, то можно сбиться в кучу? А если будет не много? Всё? Или для этого будут устраивать другие выходы? Нет, возможно, целью было сплочение роты… спустя полтора месяца после того, как оказались в учебке, когда рота уполовинилась минимум в четыре раза? Странное и бесцельное мероприятие. На самом деле, читая дальше, мы почти сразу понимаем, к чему и как их готовили:

«Всё же в самом скором времени я вспоминал о ночевке в груде товарищей как о доме родном, уютном и теплом. Ровно через двенадцать недель после памятного марш-броска меня, почти голым, забросили в дикие канадские скалы и предоставили продираться через них сорок миль. Я справился – и проклинал армию на каждом дюйме моего пути.
Но на финише я даже не был слишком плох. Пара кроликов оказалась менее проворной, чем я, и я был не так уж голоден. Более того – даже одет, меня покрывал толстый слой кроличьего жира, пыли и грязи, а из шкурок вышли мокасины – самим кроликам шкурки были уже без надобности. Диву даешься, что можно при желании сделать обычным обломком камня! Да, похоже, наши пещерные предки не были такими уж тормозами!»

Заклепки. Прошло минимум два месяца с момента попадания в учебку. Прилетели они в нее осенью. Судя по описаниям, где то в середине, ближе к концу сентября. То есть на момент этого события – конец ноября, а может и начало декабря. Допустим, это район Квебека, так называемый Канадский щит. В среднем в это время там днем от -2 до -4, ночью за -10, а ведь сейчас только середина ноября, а вот в Скалистых горах сейчас – 6, плюс днем и конкретный минус ночью. Добавьте к этому то, что каждые 100 метров высоты съедают один градус. Сорок миль по горам. Без снаряжения. Это 65 км. Бегом, в группе, где все друг другу помогают и, главное, держат темп, они 50 миль пробегали за 10 часов. На скорости 8 км/ч. На равнине. Скажем сразу, по горам их скорость была бы километра два-три в час. От силы. Первое правило в горах – не бегать! Речь не идёт о тропах триатлона. Рико почти голый, с обувью проблема. Скорость ещё в минус. Кто не верит – в следующем году предлагаем составить компанию. Мы, конечно, босиком не пойдем по скалам, но желающих подстрахуем. А учитывая, что он ещё тратил время на охоту с камнем против кроликов, изготовление одежды и т.д.… В общем, даже если бы он шёл всё время, то на сорок миль (65 км) ушло бы не менее двух с половиной суток. Кстати, откуда в скалах кролики? Если речь идет о Скалистых горах, то там больше шансов напороться на медведя, чем на зайца. В общем, сказка. Сказка не в смысле – лепота, а в смысле – завиральная история.

«Другие ребята тоже справились с этим переходом – те, кто решил попробовать и не уволился загодя. Только двое, пытаясь одолеть горы, погибли. Тогда мы вернулись назад и искали их тринадцать дней, ведомые специальными поисковыми вертолетами и инструкторами в командирских скафандрах, руководившими поисками и проверявшими все слухи. Мобильная Пехота не бросает своих, пока есть хоть какая-то надежда.
Их похоронили со всеми почестями, под оркестр, игравший «Это – наша земля», и присвоив им – посмертно – звания рядовых первого класса. Из наших салажат они первыми достигли таких высот...»

КРУТО! Смотрите, что мы имеем.
Первое: всех их отправили без связи, даже маячки не дали.
Второе : «...и инструкторами в командирских скафандрах, руководившими поисками и проверявшими все слухи...» какие слухи? Зайцы по радио общались? Или тренировки МП проходят в густонаселенных районах?
Третье. «Их похоронили со всеми почестями, под оркестр, игравший «Это – наша земля». Э-э…и всё? В учебном подразделении гибнут два человека, причём из-за того, что им не хватило подготовки. И их просто похоронили с почестями? Звучит как: «Замяли дело».

Давайте прикинем. Почему могла произойти смерть? Недостаточная подготовка. Вероятно? Маловероятно, ведь должна быть система допусков к испытаниям. Или их не было? Случайность? Возможно. Но в лагере Кюри всё выверено до мелочей, каждый шаг инструкторов продуман, каждое действие просчитано. По всему выходит, что погибнуть люди не должны были, но они погибли. Это значит, что либо проверка готовности была халявная, либо не всё так хорошо в лагере Кюри. А скорее всего, и то, и другое.

В этой истории – куда не плюнь, везде косяк со стороны организации испытаний. Добавьте к этому отсутствие маячков, контроля – и на выходе получите всю ту же сказу. И главное – бессмысленную сказку. Удивляет даже не то, что люди погибли (случается на учениях), а отсутствие какого бы то ни было контроля, а главное – цели.

Можно же было поставить условие: дойти до финиша, не важно, как и когда, важно дойти. Сошёл с маршрута – увольнение. Если задача – проверить боевой дух, решимость и готовность преодолеть трудности, это куда эффективнее, чем выбрасывать человека в горы с полным отсутствием контроля. Нажми на кнопку и тебя заберут, отвезут в тёплое место, обогреют и доставят домой. Хотите увеличить степень соблазна – скажите, что увольнение будет не позорным и с возможностью позже начать всё заново. В варианте «Звёздных рейнджеров» людей загоняют в угол, бессмысленно и безответственно. И главное – вот прошел человек эти испытания, и что о нем можно сказать? То, что загнанный в угол, он может сделать больше, чем в обычной жизни? А что он будет делать, если его не припрут к стенке, если ему предложат «горячий чай, тепло и наше радушие»?

Следующий момент вообще заклёпочный. Очередные учения с холостыми патронами, где 1 из 500 боевой. А-а-а!!! Люди! Вы учите новобранцев обращаться с ножом, подручными средствами, учите рукопашке, и они не сами снаряжают магазины?! Поначалу мы вообще решили, что это молодых обстреливают холостыми, где один из 500 боевой, но нет:

«Инструкторы, не участвовавшие в стрельбе, об укрытиях не заботились. Наоборот, надевали белые рубашки и расхаживали туда-сюда со своими дурацкими палками, всем видом демонстрируя уверенность, что ни один салажонок не станет стрелять в инструктора. Со стороны некоторых это была уже сверхсамонадеянность. Но тут всё же был только один шанс против пятисот, что делало преднамеренное убийство невозможным. Фактор риска уменьшался еще и от салажьего неумения стрелять…»

Для авторов канала, неоднократно имевших дело с боевым оружием и боевыми патронами, это звучит… Как бы помягче выразиться… Пожалуй, самое мягкое тут – «бредово».

В общем, что хочется сказать в завершении этой статьи… Сказка. Красивая, но бессмысленная. Испытания в фэнтезийно-историческом стиле, но если в истории и фэнтези это обряд инициации (мужчины, охотника, воина и т.д.), то тут это действие ради действия. Хотя надо отдать должное – смотрится красиво. Но мы же тут про заклёпки всё же. Про заклепки в книге, ставшей классикой.

Что интересно, многое из «Звёздных рейнджеров» («Звёздного десанта») перекочевало в книги авторов всего мира. А ведь издана книга в 1959, ещё до полета Юрия Алексеевича! Надо как-нибудь разобрать тему боевых скафандров в фантастике… Пожалуй, поставим эту статью в планы. А о том, какие боевые скафандры в мире наших книг, можно почитать тут (если еще не читали): на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага).