Его призвали в армию в 20 лет. Хоть Онода и занимался в школьные годы спортом, но не планировал становиться военным. К тому времени он всерьез занимался изучением английского и китайского языков. Работал в торговой компании.
Его война.
В декабре 1942 года он становится в строй рядовым японской армии, но уже через год повышен до капрала, спустя ещё несколько месяцев - сержант. Хироо Онода постепенно понимает, что его жизнь здесь, в армии, а не в торговле. К тому же, надо понимать какое это было время, молодой человек насквозь пропитался качественной пропагандой японских властей о долге стране и преданности императору.
Его обучают и, уже лейтенантом, направляют на Филиппины во главе разведывательного отряда. Но вскоре американцы налетели на остров, разгромили японских военных со всем командованием, а Онода бежал в джунгли вместе с тремя бойцами. Из вооружения лишь винтовки и полторы тысячи патронов к ним.
Шел 1945 год. Япония капитулировала. Онода с боевыми товарищами этого не знал. Ведь они были без связи в джунглях непроходимых. Сдаваться не могли себе позволить, решили втроем продолжить делать то, к чему их и готовили - диверсии. Они периодически выбегали из леса, атаковали транспорт, военные установки. Нападали на крестьян, ведь эти люди, как понимали три японца, сотрудничают с американцами и ставленной ими властью. Этим отрядом были убиты, по меньшей мере, несколько десятков человек, сотни ранены. Урон экономики никто и не подсчитывал, наверное.
Онода хорошо усвоил уроки, которые ему были даны на офицерских курсах. Нельзя попасться на уловки пропаганды врага, а она бывает изощренная. Именно поэтому его представление о реальности стало чрезвычайно избирательным. Всё, что касалось завершения войны и поражения Японии, он считал дезинформацией, а позитивные новости из родных мест воспринимал с готовностью. Знал о достижениях Японии, развитии её экономики.
Со временем "самураи" раздобыли радиоприемник, слушали новости, а во время набегов на крестьян, забирали и газеты. Онода и его соратники жили в особом мире, продолжая исполнять, как им казалось, свой долг, не считаясь не со своими жизнями, ни с жизнями других людей. Полагали они, что установлено в родной стране марионеточное правительство, но скоро его сметут, а значит и им нужно продолжать свое дело во имя императора.
С годами Хироо Онода остался один. Его товарищи погибли в очередных атаках. Но он продолжал диверсионную деятельность, хоть прошло уже три десятка лет. Шли 1970-е годы. Разумеется, и филиппинские, и японские власти знали, о том, что в лесах прячется отряд затерявшихся во времени бойцов, но выловить его не удавалось долгие годы.
Постепенно была установлена личность оставшегося живого солдата Второй мировой, через сообщения от его родных, оставляемых в обнаруженных местах его пребывания, удалось на него выйти, а предоставив ему видеозапись, где его бывший командир приказывает сложить оружие, убедить сдаться.
Даже сдаваясь, Онода, подозревал обман. Обосновано он ждал казни за свою деятельность. Более того, наказание полагалась ему по закону за множество убитых за эти годы людей. Но, учитывая уникальность этого случая, пятидесятилетний вояка вернулся в Японию, обрел свободу. Он был в прекрасной форме, все эти годы он в лесу регулярно чистил зубы палочками, умывался, брился, занимался физической культурой, ну и умственная деятельность всегда была в деле - планирование и исполнение атак, постоянные миграции и поиск новых способов скрыться - дела непростые.
Разумеется, многим это не нравилось. Ни на Филиппинах, ни в самой Японии. Писались петиции с требованиями наказать нацистского милитариста. Но большая часть населения, считала старого солдата героем, с ним встретился премьер-министр. Предлагал встречу даже император, но Онода отказался, заявив, что он не считает себя достойным предстать пред столь великие очи. Ему выдали один миллион иен, но он отдал их все до китайской копейки синтоистском храму, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора, а последний, в свою очередь, является в этом храме верховным божеством.
Мирная жизнь
Но как жить дальше? Япония уже не та, в которой он вырос, которой он служил. В поисках утраченного, он переселяется в Южную Америку, где сильны прежним духом японские диаспоры. В 52 года он, наконец, женится. Но и жить вдали от родины не может. Бразилия не становится вторым домом, хоть он регулярно там бывал и даже заслужил почетные звания от правительства.
В 62 года Онода начинает снова жизнь заново. Вернулся в Японию. У него созрел план. Он хочет изменить Японию. Сделать её снова той, которой он служил. А для этого, нужно самому воспитать людей. Он создает свою организацию для подростков, вроде скаутской. Уж он, как никто, может научить жить в лесу и бороться с непростыми условиями, параллельно "прокачивая" моральный дух ребят. Много лет он воспитывает молодых людей в духе патриотизма, находчивости, стойкости, любви к своему народу.
Конечно, он писал книги, давал интервью. Много раз его звали в политику, но он отказался. Стал живой легендой и прожил почти 92 года. Фактически прожил три жизни: 20 лет до военной жизни, 32 года исполняя военный долг и 42 года, осознавая произошедшее и передавая свой опыт следующим поколениям.
***
Хотелось бы услышать ваше мнение, дорогие читатели. Как относиться к этому человеку? Как к преступнику, которому удалось избежать наказание? Как к человеку, который потерял 30 лет жизни, подвергшись нацистской пропаганде? А, может, как к хитрому человеку, который понимал, что его ждет не очень комфортная жизнь после капитуляции Японии, если он сдастся, поэтому предпочел жить грабежами, а когда остался один, то сдался под гарантии и был облечен в антураж легенд.
А как мы в 1970-х поступили бы с немцем, который оставался с 40-х годов в наших лесах, продолжая убивать наших граждан?
Читайте также: