Найти тему
Ваши Новости

В России может появиться конкурент КПРФ, а то и «Единой России»

Похоже, что в ближайшем будущем Евгений Пригожин окончательно выйдет из тени, войдя в легитимную политическую плоскость. Да, речь, по всей видимости, идет о создании новой политической партии, которая при определенном стечении обстоятельств имеет все шансы на то, чтобы стать второй партией, потеснив КПРФ, и, возможно, даже создав кучу неприятных моментов для «Единой России».

Да, покамест Евгений Викторович сам отрицает такую возможность, но все его действия, особенно его громкие заявления, а также реакция на них Кремля (точнее, отсутствие таковой) говорит об обратном. «А ведь все публичные шаги Пригожина в последнее время как раз и вписываются в концепцию создания новой политической партии, в основе идеологии которой лежит консерватизм, патриотизм и антикоррупционная борьба. При том что идеология проработана очень качественно, такая партия при поддержке ресурсов Пригожина сходу может претендовать на 10–12% голосов избирателей. Вдобавок подобная идеология позволяет замкнуть на себя значительное число голосов протестного электората. Этакая «политическая опричнина» с позицией «царь хороший – бояре плохие, но мы с ними разберемся»», – рассуждает в своем телеграм-канале политический консультант Дмитрий Фетисов.

В свою очередь политтехнолог и политолог Сергей Старовойтов напоминает, что «с похожей идеей перед выборами в ГД-2021 по высоким кабинетам ходил Константин Малофеев, провидческипредлагая объединить православный и патриотический электорат в единую монархическую партию». «По предварительны расчетам, православно-монархическая партия набрала бы 1,5–2 процента, а вот правопатриотическая– уже до 10–12 процентов от всех избирателей (то есть те самые 12 процентов потенциальных избирателей, о которых пишет Дмитрий Фетисов, или до 5-6 млн голосов с поправкой на явку). Но времена в 2020-2021 годах были еще поспокойнее, наверху решили выйти на выборы со стандартным набором партий, лишь выпустив на сцену «Новых людей» для работы с неокученным городским креативным классом. Теперь в стране несколько иная ситуация, СВО рождает новые политические запросы», – отмечает Старовойтов в своем телеграм-канале. «Поэтому идея объединить вокруг Евгения Пригожина русских, злых, голодных и дерзких, конечно, на поверхности. Что-то делать с антиистеблишментными и ультраправыми настроениями надо, иначе ультрас выйдут из-под контроля. А там и фронтовики, и фанаты, и фанаты-фронтовики, в общем, как хипстеров-навальновцев их не разгонишь. Поэтому нужно дать им пастыря и вождя. Под стать пастве», – заключает политолог.

Тут стоит добавить, что двумя днями ранее на «Медузе»* вышла публикация, в которой со ссылками на источники, близкие к Кремлю и знакомые с Евгением Пригожиным, говорится, что «Пригожин размышляет о создании некоего «консервативного движения», которое в дальнейшем может превратиться в политическую партию». «Это движение якобы сделает ставку на «патриотизм и государственничество»– и будет заниматься постоянной критикой российских чиновников и бизнесменов. По словам источников «Медузы»*, знакомых с бизнесменом, такая идея у Пригожина появилась в том числе после наблюдения за деятельностью команды Алексея Навального, которая регулярно выпускает расследования о коррупции. Эту информацию подтвердил источник, близкий к петербургским властям», – пишет издание. Также уточняется, что, по словам источников, «помимо «антиэлитной», Пригожин планирует использовать и «реваншистскую» повестку: «Будет культивироваться чувство мести за военные неудачи – потом мы свое отыграем все равно. Ну кто виноват в том, что мы не дошли до Киева и условно сдали Херсон? Да та же элита»».

Впрочем, о том, что Кремль, по всей видимости, имеет на Евгения Викторовича соответствующие планы, я писал еще за несколько дней до публикации на «Медузе»*, обосновывая это необходимостью работы с вернувшимися с СВО военными, которые (судя по той же «афганской кампании»), столкнувшись с суровой реальностью (что на гражданке они для государства – скорее пассив, чем актив, и это – помимо их собственных проблем с адаптацией, психологическими проблемами и проч.), вряд ли воспримут ее как некую данность, не подлежащую корректировке. То есть как ни в чем ни бывало вольются в стройные ряды молчаливого большинства. Что-то очень сомнительно, что все произойдет так. А следовательно, для канализации недовольства нужна некая структура во главе с таким лидером, который с точки зрения самих фронтовиков (ну или как это видят в Кремле) имеет моральное право на то, чтобы транслировать интересы этих бывших военных в легитимном поле (точнее, чтобы они не вышли за рамки, устанавливаемые государством).

Но это все – пока на уровне логики (ну кроме публикации «Медузы»*).Однако что тут нужно отметить, так это то, что с каждым днем эта логика становится все более твердой.

Совсем из недавнего. Так, вчера Евгений Викторович подтвердил информацию, что прокуратура Санкт-Петербурга оказывает серьезную поддержку в получении разрешения на ввод «ЧВК Вагнер Центра» в эксплуатацию (до этого Госстройнадзор Санкт-Петербурга отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию «ЧВК Вагнер центр»): «Да, действительно, сегодня мне стало известно, что после моего обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить деятельность губернатора Беглова по факту предполагаемой госизмены и, несмотря на то, что мы уже подали заявление в суд по поводу произвола со стороны власти Петербурга, была проведена проверка. И прокуратурой города были даны соответствующие рекомендации территориальным госорганам вернуться к выполнению законов», – заявил Пригожин.

То есть в одном сражении с Бегловым победа осталась за основателем ЧВК «Вагнер» (и это притом что у Александра Дмитриевича очень серьезная поддержка от ФСБ).

И еще пример: истории с видео (об этом более подробно можно прочитать здесь), на котором бывшего «вагнеровца» забивают кувалдой за предательство, предположительно, действующие члены ЧВК «Вагнер», ходу дано не будет.О чем свидетельствует не только отстранение от этой темы Кремля (Дмитрий Песков:«У нас нет никакого комментария. Мы не знаем, насколько это соответствует действительности. Это не наше дело»), но и реакция самого Пригожина. Его апелляция к провокации ЦРУ и спецслужб НАТО в заявлении Генпрокуратуре – явное свидетельство того, что Пригожин не воспринимает данную ситуацию как угрозу. В пользу этого свидетельствует и еще один комментарий Евгения Викторовича, датируемый уже сегодняшним днем, где основатель ЧВК «Вагнер» говорит, что«13 ноября начало распространяться видео некоего Нужина с некоей кувалдой. И всем, мягко говоря, было по фигу, кроме патриотов, которые были счастливы». И продолжает настаивать, что данное видео – происки американцев. При этом Пригожин уточняет: «Некоторые сравнивают методы ликвидации Нужина с методами ИГ**. Хочу напомнить, что большинство казней ИГ** снималось в Голливуде на зелёном фоне. Возможно, здесь мы имеем дело с таким же представлением от Минкульта США».

На ироничное отношение Евгения Викторовича к данному инциденту также указывают его дальнейшие слова: «Теперь дополнительные доводы. Сотрудники ЧВК «Вагнер» строго соблюдают международные принципы законодательства. И как я уже говорил, они крайне дисциплинированы, никого не пытают, даже на войне-то ведут себя крайне сдержанно и при отсутствии необходимости не причиняют людям боль. Основными нашими методами являются убеждение и беседа. Например, врывается подразделение ЧВК «Вагнер» в окопы противника, снимает маски, а под ними белоснежные улыбки. Просят противника рассесться поудобнее, вступают с ним в диалог, вспоминают уроки истории, рассматривают картину «Письмо запорожцев турецкому султану» и убеждают его в необходимости покинуть территорию. Откуда большое количество потерь ВСУ? Многие солдаты противника в эмоциональном порыве сами наносят себе увечья или стреляются. Это комплексный подход, который, считаю, является ещё одним аргументом», – поясняет Пригожин «методы» работы своей ЧВК.

После такого пассажа становится окончательно ясно, что Евгений Викторович к инциденту и возможным его последствиям всерьез не относится. Почему? Не исключено, что Кремль дал ему свободу в плане действий, так или иначе связанных с СВО, и в плане публичного позиционирования (за его призывы к чисткам и сталинским репрессиям любой другой уже сидел бы за решеткой, более того, думается, для других хватило бы даже намеков на противоправные действия). Поэтому, надо полагать, Евгению Викторовичу и нечего бояться.

Таким образом, резюмируя, можно констатировать, что акции Пригожина на политической бирже идут вверх. И будут (если не произойдет ничего такого, что серьезно изменит конъюнктуру) идти и дальше.По крайней мере, до создания собственной политсилы, которая станет естественным следствием активизации Пригожина в публичном пространстве, четко углядевшего – в политическом смысле – то «окно возможностей», которое открыла СВО. И, что самое главное, умело и целенаправленно ими, возможностями, пользующегося.

*внесена в реестр СМИ-иноагентов

**террористическая и экстремистская организация, запрещенная в РФ

Алексей Мошков