В детстве нам часто говорят: надо слушать старших. К сожалению, понимаешь это только с возрастом. Наше старшее поколение пережило распад огромной империи, голодные и очень неопределенные 90-е. Сегодня они уж точно знают, как могло бы быть или как может быть, если пустить все под откос. Герои нового выпуска "Удивительных белорусов" - заводчане, которые вот уже три десятка лет работают на одном из крупнейших белорусских предприятий. Они и расскажут нам свою историю. Конечно, мы не сможем обойти стороной и само предприятие - Минский тракторный завод. Пожалуй, с него и начнем.
На территории завода больше 40 улиц
У проходной МТЗ нас встречает заведующий музеем Музейно-промышленного центра МТЗ Игорь Кузнецов:
- Мы находимся сейчас на историческом месте. Именно здесь в 1940 году начиналась великая стройка.
Но о тракторах в эти годы никто даже не думал. В сентябре 1939 года Комитет обороны СССР постановил построить в стране с десяток новых авиазаводов. Один из них и начали возводить в белорусской столице. О грандиозности стройки говорит количество работников - более десяти тысяч. Завод возводили ударными темпами - на все про все у строителей было 365 дней. Но в амбициозные планы вмешалась война. Во время оккупации Минска немцы в недостроенных цехах ремонтировали самолеты. После освобождения белорусской столицы советские власти решили восстановить завод как авиационный. Здесь собирали самолеты ЯК-9.
- В 1945 году было принято решение построить на этом месте тракторный завод. Это решение принял Сталин вместе с руководителем советской Беларуси Пономаренко. И 29 мая 1946 года выходит постановление Совета Министров СССР "О строительстве Минского тракторного завода", - рассказал Игорь Кузнецов.
По территории предприятия не прогуляешься пешком: его площадь 155 гектаров. Поэтому передвигаемся мы на автобусе. Здесь более 40 улиц, и каждая имеет свое название.
"Все по талонам, денег не хватало, за сметаной стояли в очереди"
Николай Циманович трудится в механическом цех № 5. Он наладчик автоматических линий и агрегатов. На завод пришел в июне 1992 года. До этого работал на предприятии "Калибр", выпускавшем различные устройства и аппаратуру. Но там его сократили.
- Сократили, пришел сюда. Зарплаты были совсем маленькие. Мы вообще ничего не производили, совсем мало получали. Наверное, долларов по 30. "Зайчики" тогда начинались, «белочки». У меня двое детей - девочки. Работы нет, но кое-как перебивались. Как и везде в республике, было плохо. И в Минске тоже. Все по талонам, денег не хватало, за сметаной стояли в очереди. Но потом на заводе пошло улучшение, - вспоминает заводчанин.
"Она этого достойна". Чтобы сделать предложение девушке, этот сержант удивил всех
"Много кто уходил. Но у меня душа не лежала куда-то уходить"
В корпусе сборки тракторов работа тоже кипит. Это место похоже на огромный муравейник: каждый занят своим делом и ни на минуту не останавливается. Юрий Сосонка работает здесь слесарем механосборочных работ. На предприятии он еще со времен СССР: устроился сюда в январе 1986 года практически сразу после армии. То есть трудится на МТЗ без малого 37 лет.
- Во времена развала Союза у нас были самые тяжелые времена. Много кто уходил. Но у меня душа не лежала куда-то уходить. Тогда были трудности на любом заводе. У нас сложился свой коллектив, и не хотелось уходить отсюда. Надеялись, что будет лучше. Так и остался. Конечно, не прогадал: времена потихоньку стали налаживаться, - улыбается Юрий. - Сейчас лучше, конечно: и условия, и обеспечение, и зарплата. Тогда цех у нас не отапливался, и зимой было, естественно, не очень приятно. А сейчас у нас отопление, мы всю зиму в одних пиджаках. Получили облегченные пневмомашинки. Шланги совсем другие. Тогда были грубые, а сейчас все облегченное. Легче, конечно, сейчас.
Николай Циманович тоже вспоминает о модернизации предприятия:
- Все поменялось: инструмент лучше стал. Станки новые. Увеличилась производительность. А значит, увеличился план и зарплата. Работа монотонная, но надо же кому-то и такую делать. Если не мы, то кто?
Благодаря этой модели завод знают на пяти континентах
На заводе гордятся каждой моделью. Но только благодаря одной из них предприятие и страну знают на пяти континентах: это BELARUS 80/82. Серийный выпуск трактора начался в 1974 году. Его модернизированные версии выпускаются до сих пор, потому что востребованы у покупателя.
- Тогда была необходима такая техника, которая могла бы работать на скорости 9-15 километров в час. В 1973 году наш трактор МТЗ-80 попадает на лабораторные испытания в Соединенные Штаты Америки. Штат Небраска, университет Линкольна. Испытания длятся 21 час. Это безостановочные испытания, меняются только люди. Трактор все выдерживает с уверенностью. Модель заносят в Книгу почета. Увеличиваются экспортные поставки в Соединенные Штаты Америки и в Канаду, - рассказывает наш экскурсовод, заведующий музеем Игорь Кузнецов.
Художник - бедный, голодный, в берете и с шарфом? Заглянули в мастерскую белоруски
"Это наш первый белорусский трактор"
Вообще, в первые годы на МТЗ собирались гусеничные тракторы, разработанные в Липецке и Ленинграде. Первый колесный трактор, полностью сконструированный и собранный на Минском тракторном заводе, назвали "Беларусь". Экспериментальный образец МТЗ-1 произвели в 1949 году. Практически аналогичная модель, МТЗ-2, стала серийной в 1953 году. Это событие оказалось поворотным в истории предприятия, определив его дальнейшую специализацию.
Кстати, первый серийный трактор МТЗ-2 может увидеть каждый. Он занял почетное место на пьедестале в сквере возле завода.
- Данный трактор отработал 18 лет в Копыльском районе, а в 1971 году заводчане возвратили его на то место, где он "родился", и отреставрировали. Это наш первый белорусский трактор, - отметил Игорь Кузнецов.
"Президент нам сказал, что завод будет работать. Любыми способами"
В 1990-е, вспоминает Юрий Сосонка, на предприятии проходили митинги: заводчан волновало собственное будущее. А зависело оно от судьбы предприятия.
- Кто-то выступал и за то, чтобы завод кому-то продать, может быть, было бы полегче. Но в основном все были за то, чтобы завод сохранился государственным. Естественно, частнику продай - он бы такое количество людей не держал. Может быть, что-то и выпускал, но по-прежнему бы не было, - считает слесарь. - А так и коллектив сохранился, и на данный момент завод расширяется. Уже даже не хватает техники, которую мы делаем: сбыт пошел по полной.
Муж боялся, что она не вернется домой. Белоруска рассказала, как это - служить в милиции
В 1995 году на Минский тракторный завод приехал Президент Беларуси. Александр Лукашенко, как сообщали тогда, принял принципиальное решение о сохранении в стране производства тракторов. И вскоре дела у МТЗ снова пошли в гору. Юрий Сосонка помнит этот день:
- Президент нам сказал, что завод будет работать. Любыми способами. Мы поверили и остались работать. Так и получилось.
В этот же год с главного конвейера завода сошел трехмиллионный трактор. Миллионный и двухмиллионный тракторы завод со временем выкупит у владельцев и восстановит. Сейчас все раритеты на ходу. А в феврале 2022 года с конвейера сошел четырехмиллионый трактор. Сейчас он на службе у аграриев хозяйства "Родина" в Белыничском районе Могилевской области.
"Ноги на завод уже сами идут. За 37 лет костяк уже есть"
Николай Циманович настроен оптимистично, говорит: или занимайся фитнесом, или тягай детали - разницы не великая.
- У нас и тренажерный зал есть. И баня хорошая. Еще и деньги за это платят, - улыбается тракторостроитель.
Не менее оптимистичен и его коллега.
- Ноги на завод уже сами идут. За 37 лет костяк уже есть. Все знакомо, как дома. Все углы. Это, считайте, наш второй дом. Слава богу, что отработали и работа есть. Знаешь, что завтра на работу. А в те времена нам даже звонили: идете, не идете. Сейчас смело идешь домой, зная, что завтра опять на работу. Пять дней в неделю ты стабильно занят. Естественно, и зарплата достойная, - подытоживает Юрий Сосонка.
| Михаил Матиевский для БЕЛТА+
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.
Читайте также:
Девушка-кинолог. Почему белоруска выбрала сложную профессию и что ей в ней нравится?
Когда приборы бессильны. Как собаки-биодетекторы помогают раскрывать преступления?
Чаша из головы бывшего друга. Судебный эксперт-психиатр о жутких случаях в работе