Сегодня мы вновь «прогуляемся» по старинному переулку московского района Замоскворечье. В этой небольшой улочке длиной всего в 343 метра расположились весьма необычные дома, не просто вошедшие в историю, но внесшие большой вклад в градообразующий облик столицы. Остановимся у дома под номером 8.
Скромный четырехэтажный дом 1910 года постройки был возведен архитектором М.А. Муриным по заказу купца Петра Анисимова исключительно для коммерческих целей. Доходные дома тогда приносили своим владельцам неплохой доход. Вот и этот дом на десяток с небольшим квартир с удачной локацией в центре города не стал исключением из правил.
Архитектурными изысками особняк похвалиться не может. Достопримечательностей две - барельеф на античную тему, украшающий стену фасада над главным входом, да крошечная бронзовая улитка. Кстати, именно этот миниатюрный арт-объект стал визитной карточкой дома 8.
Началось все с креативного директора небольшой частной фирмы, который в 90-е арендовал помещение на первом этаже здания. Вход в контору был организован с торца дома, соответственно понадобилась лестница. Так вот, автор дизайн-проекта, как ни странно, обошелся без нарочитой помпезности с обилием золота, монументальных архитектурных сооружений, чем грешили в лихое время все архитекторы. Простую железную решетку лестничного ограждения украсила бронзовая лоза винограда, а поверх перил мастер усадил крошечную десятисантиметровую улитку. Тонкий ход автора проекта оценили по достоинству практически с первых дней. С развитием интернета в стране о забавном представителе брюхоногих моллюсков в Голиковском переулке узнали далеко за пределами столицы. С легкой руки одного из шутников в Сети улитка получила «статус» памятника. Во многих онлайн-картах так прямо и указывается «Самый маленький памятник в Москве».
Жильцы дома, в котором всего 14 квартир, гордятся достопримечательностью и даже называют свою улитку – московским ответом питерскому «Чижику-Пыжику». А еще выросло уже несколько поколений, верящих, что если потереть спинку улиточке, то обязательно сбудется желание. Мы проверили, ждем).